Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философские традиции Древней Индии и Древнего Китая.




Древневосточные общества (Индия, Китай) – это общества традиционной культуры.

Традиционная культура – это культура, основанная на высокоавторитетном священном тексте (Веды, Пятикнижие, Библия).

Своеобразие философии Древнего Востока: становление и развитие проходило в рамках религиозно-мифологического мировоззрения. В философских школах Древнего Востока детально разрабатывались и проблемы этико-психологического и этико-политического характера. Этапы становления, проблематика, специфические черты и основные категории философии Древней Индии.

В обществе варны:

Брахманы — жрецы и кшатрии — воины, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший общественный слой составляли шудры. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах. Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды(«знания»), конец VIII в. до н.э. Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей: - самхиты - религиозные гимны; - брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами); - араньяки - книги лесных отшельников; - упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

Философская традиция в Древней Индии выросла из комментариев Вед. Первыми текстами уже философского характера явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).

Брахман – безличное, абсолютное начало, космическая душа, которая наполняет Вселенную и порождает все, что в ней находится. Атман (дыхание, «я») – это личное начало, индивидуальная душа, то собственное, «Я», что есть во всем. Центральная доктрина Упанишад – идея единства Брахмана-Атмана, мира и человека.

Буддизм - религиозно-философская концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них.

Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах. 1. есть страдание. 2. есть причина страдания. 3. есть освобождение от страдания. 4. есть путь, ведущий к освобождению от страдания.

Будда указал на восьмеричный путь к освобождению, суть которого в следующем.

1. истинное воззрение («четыре благородных истины»), 2. истинное намерение (отрешение от привязанности к миру), 3. истинная речь (воздержание от слов, связанных с миром), 4. истинные поступки (ненасилие и ахимса), 5. истинный образ жизни, 6. истинное усилие (бдительность в отношении дурных мыслей и поступков), 7. истинное медитирование, и, 8. истинное конечное сосредоточение.

Особенности философской мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории. Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие». К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.

Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:

идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны. Идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян».

На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен. Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.

1. Обязательное качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта». 2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного. 3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата». 4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни. 5. Чжи — «разумность».

«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».

Даосизм

Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.

Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.

К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй — Недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.

Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.

Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям.

Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.

К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.

Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты