КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика политического режима, сложившегося в предвоенной Японии
Среди учёных-историков существует как минимум 4 версии по поводу характеристики политического режима Японии 20-х — 40-х гг.:
- Фашизм
- Пара-фашизм
- Шовинизм
- Милитаризм
В настоящее время большинство учёных придерживаются последней версии[7][9], отрицая наличие фашизма в Японии тех лет.
Те, кто считает режим в Японии тех лет фашистским, ссылаются в первую очередь на то, что в Японии существовали фашистские организации. А после 26 февраля 1936 г., когда эти организации были разгромлены, в Японии, якобы, был сформирован так называемый «фашизм сверху». Эта точка зрения все еще популярна среди японских исследователей.
Ассоциация помощи трону — одна из псевдо-партий Японии, которую некоторые исследователи определяют как фашистскую. Эмблема ассоциации.
Сторонники той точки зрения, что в Японии отсутствовал фашизм, приводят следующие аргументы:
- Политический режим в Японии не имел важнейших черт фашизма, которые характеризовали политические режимы нацистской Германии, фашистской Италии, в некоторой степени к ним можно отнести режимы Испании и Румынии. По мнению большинства исследователей, для характеристики политического режима как фашистского необходимо наличие единой правящей партии и диктатора — лидера партии. В Германии, например, с приходом к власти НСДАП сформировались такая диктатура правящей партии с ее лидером-диктатором во главе.
- В Японии же, этого не произошло. Фашизм в этой стране существовал исключительно в форме фашистского движения, которое в феврале 1936 г. было разгромлено (по прямому указанию императора), а его лидеры казнены. После этих событий говорить о фашизме в этой стране нет никаких оснований. Более того, в Японии диктатуры не просто не было, но и быть не могло. Поскольку стремление к диктатуре в японском обществе непременно вступало в противоречие с патерналистским характером этого общества, замыкающегося на «богоподобного» (а значит, харизматичного уже по факту своего существования) императора[10]. В пользу отсутствия диктатуры свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1942 г. в Японии были проведены выборы в парламент! А при отсутствии диктатуры и диктатора нет никаких оснований говорить о характеристике существовавшего в Японии политического режима как фашизма.
Сторонники теории милитаризма выделяют внешнюю агрессивность страны и ссылаются на полное подтверждение характеристик милитаристской идеологии:[7][9][11]
- Внешняя агрессивность по отношению к другим странам.
- Политика была направлена на увеличение земельной территории и военной мощи.
- Экономический упадок и ухудшение жилищных норм в стране.
Сторонники теории шовинизма подчёркивают первый пункт и добавляют, что Япония стремилась к силовому превосходству (что свойственно шовинизму).[12]
|