КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
При Павле 1После смерти Екатерины II на престол взошел ее сын Павел I. При жизни Екатерина фактически отстранила от власти Павла, их отношения были очень прохладными, В 1794 г. она пыталась лишить его права наследования престола и передать власть своему внуку. Однако свое намерение императрица осуществить не смогла. Став императором, Павел изменил порядки, существовавшие при дворе Екатерины. Его политика во всех областях отличалась крайней непоследовательностью. Он восстановил упраздненные коллегии, изменил административное деление России, уменьшив количество губерний, возвратил прежние формы управления провинциями России. Павел лишил привилегий дворянство, ограничил действие жалованных грамот, стеснил местное самоуправление. В 1797 г. он установил норму крестьянского труда (три дня барщины в неделю), это было первое ограничение помещичьей власти. Однако за 4 года правления он раздал помещикам более 600 тысяч крестьян, принадлежащих государству. Во всей своей деятельности Павел I допускал крайности и вел нецелесообразную политику. Он запретил слова «клуб», «совет», «отечество», «гражданин». Запретил вальс, отдельные детали одежды. Он амнистировал заключенных по политическим мотивам, арестованных при Екатерине II, но при этом продолжал борьбу с революционными проявлениями в обществе. В 1797-1799 гг. он установил жесточайшую цензуру, запретив 639 изданий. 5 июля 1800 г. были опечатаны многие типографии для проведения цензурного досмотра. Павел вмешивался в дела религии, пытаясь ввести в православие элементы католицизма. Император отменил закон, запрещающий покупать крестьян для работы на предприятиях. Он без всякого обоснования, вопреки смыслу восстановил коллегиальную систему, упраздненную Екатериной II. Среди новшеств, введенных императором, положительно выделяются создание Медико-хирургической академии, Российско-американской компании, училища для сирот военных. Император придавал огромное значение регламенту в военных отношениях. Муштра в армии приобрела невиданные масштабы, что вызвало недовольство в гвардии и среди высшего офицерства. В 1798 г. была создана антифранцузская коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Турция и Россия. В Средиземное море была направлена Черноморская эскадра под командованием Ф.Ф.Ушакова. Русский флот освободил Ионические острова и Южную Италию от французской оккупации. В феврале 1799 г. произошло крупное сражение за остров Корфу, где был разбит трехтысячный французский гарнизон. Русские войска вступили в Неаполь и Рим. В 1799 г. Россия начала сухопутную фазу войны. По настоянию союзников командование войсками было поручено А.В.Суворову. За полтора месяца боевых действий русским войскам удалось вытеснить французов из Северной Италии. Опасаясь роста влияния России в Италии, Австрия добилась переброски войск Суворова в Швейцарию. 31 августа 1799 г. для оказания помощи войскам генерала А.М.Римского-Корсакова Суворов совершает героический переход из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Русские войска в боях у Сен-Готарда и Чертова Моста одолели противника. Но помощь запоздала, и войска Римского-Корсакова потерпели поражение. В 1800 г. Павел I делает резкий поворот во внешней политике. Он прекращает военные действия, отзывает войска в Россию и разрывает союз с Англией и Австрией. Заключив мир с Францией, Павел I вступает в союз с Пруссией против Австрии и с Пруссией, Швейцарией и Данией против Англии. Обострение отношений с Англией вызвало недовольство в дворянской среде, так как Англия являлась основным партнером России в торговле и закупке хлеба. Но дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. прервал планы войны против Англии. Павел I был убит в результате этого переворота, организованного высшими гвардейскими офицерами, которые не простили ему притеснений и отнятой у них воли. Вопрос 17 (. Русская общественная мысль России второй половины XVIII в) Русская общественная мысль II половины XVIII векаРеформы Петра I касались лишь быта, армии, административного аппарата, отдельных линий культуры. Далеко не все попытки были оправданы или совершались оправданными методами. Петр I - император стихийный, отсюда и перекосы.Реформы были связаны с начавшейся войной, необходимо было оснастить армию, а общество поставить на службу государству, чтобы выиграть войну. + моменты: был тесный контакт с Европой; счет лет - от РХ; образовывались газеты, при АН возник академический университет. - моменты: русских ученых нет, из-за границы едут люди разные, многие - попросту за наживой => засилье иностранцев в АН. Поэтому отечественная наука плохо развивается, русские ученые начинают требовать изменения положения.Ломоносов М.В. (1711-1765).Стал первым ученым, требовавшим от государстваизменения политики по отношению к отечественным ученым. XVIIIвек - время реформирования. Но в АН выяснилось, что учить некого. Все лекции читались на немецком и французском языках. Поэтому образование доступно лишь дворянским детям, уже получившим достаточно хорошее образование. Но и из них большинство собиралось идти на военную службу. Поэтому профессоров было зачастую больше, чем студентов. Попытка преобразований была малоудачной. Вдобавок, была открыта академическая гимназия, вследствие чего продолжает действовать славяно-греко-латинская академия, созданная при царе Федоре.1755 - образование университета, но и в нем обучение шло с большим трудом. А когда нет достаточного запаса образованных людей - трудно готовить научные кадры.При Екатерине II образуается АХ, РА. Одно время президентом ее была одна и та же женщина - Дашкова. II половина XVIII века стала неким рубежом, когда Россия стала приближаться по культурному и научному уровню к Европе.И при Петре I, и немного позднее сословный строй прикрепил все слои населения к выполнению определенных функций, следовательно реальной свободы не было, а значит не было времени на творчество. И лишь после волности дворянству Петра III, жалованных грамот дворянству, положение меняется. Первыми "раскрепощенными" стали дворяне. И хотя бы летом они чувствовали себясвободными в своих усадьбах. Главное место в культурной и научной сфере общества стала играть дворянская интеллигенция. Художники, актеры, музыканты происходили чаще из купцов, мещан, крестьян. Что касается исторической науки, общественных наук - первое место было за дворянами. Начинают издаваться журналы, которые поднимают общественные проблемы. Поэтому вся литература XVIII века - не только развлекательного характера, но и философско-общественного. Это были и сатирические журналы. Власть не всегда могла подчинить их себе. Поэтому часто происходили конфликты типа "власть-личность". Человек не хотел ощущать себя винтиком, деталью государственной машины. Он хотел чувствовать себя личностью. В сочинениях этого времени эта идея выливалась в споры. Одни говорили, что власть - от Бога, следовательно не подчиняться ей нельзя. Другие ставили человека превыше всего, власть не дает ему раскрыться, следовательно ее нужно уничтожить. Во второй половине XVIII века общество пыталось осмыслить исторический путь России. Тогда были написаны первые поэмы о судьбе России (Херасков). То есть интерес к истории усиливался. Общество пыталось понять свою страну. При Екатерине II начнется более интенсивный обмен с заграницей. Часть русских начинает получать образование заграницей; оно становится более широким, универсальным.Во второй половине XVIII века в Россию проникают идей просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье). Можно сделать вывод, что общество интересуют не только бытовые новации, но и философская мысль Запада. Отсюда появляется и мода на различные течения.МАСОНСТВО. К масонству имели прямое отношение Суворов, Пушкин, Херасков, большинство декабристов, Сумароков. Масонство проникает в Россию в середине XVIII века через людей, ездивших в Европу, посещавших ложи. Масонство XVIII века - это учение морально-нравственного характера, направленное на моральное совершенствование человека. ОСОБЕННОСТИ непризнание разделения людей по религиозному, национальному, государственному признаку. Главная идея - всеобщее братство, но чтобы к нему примкнуть - надо вступить в масонскую ложу. Помере возвышения по масонским ступеням, человек получал доступ к тайным знаниям. В масонстве XVIII века нет политики. Активные участники: Елагин, Н. Милюков(редактор ряда сатирических журналов) - его подозревали в качестве одного из лиц, которое пыталось вовлечь в масонство Павла I. Никакого масонского заговора не было, хотя Милюков вплоть до воцарения Павла просидел в тюрьме в одиночной камере. Когда стало ясно, что Екатерина II престол уступать своему сыну не собирается, возникла идея о смещении Екатерины. Среди сочувствующих этой идее оказались братья Панины. К моменту ареста Милюкова братьев не оказалось поблизости - они подавлюли восстание Пугачева. К активным участникам можно отнести и Лопухина, автора Любопытных записок. Но он был выслан в свое орловское имение. Профессор Шварц, прибывший из Трансильвании и читавший философию. В последствии он добился предоставления автономности масонству. К моменту ареста Милюкова он, как и братья Панины, уже умер. При Павле прежде осужденные масоны были выпущены на свободу, но распространению масонских лож власти всячески препятствовали. При Александре I масонство распространялось очень быстро. Представители знатных семейств считали за честь быть принятыми в масонские ложи. Карамзин - активный участник масонской ложи в конце XVIII века. Он не был богат, но жил долгое время за границей на средства масонских ложи, чтобы наладить более тесные контакты с масонскими ложами Европы. Но получилось обратное: Карамзин отошел от масонства. Аракчеев не разделял увлечения масонством. А вот обер-прокурор Синода Галицин определенное влияние от лож испытывал. Противников масонства было более чем достаточно в среде духовенства. Поэтому в 1822 году Александр I издает указ о запрете масонских лож. Теперь любой чиновник, поступая на службу, должен был письменно подтвердить свое неучастие в масонских ложах. Екатерина II понимала необходимость перемен, но было это лишь в начале ее правления, когда она пыталась показаться просвещенной правительницей. Одновременно она хотела знать, что думает дворянство по крестьянскому вопросу. Записки все печатались. В то же время собирается Уложенная Комиссия, которая должна была создать новый свод законов Российской Империи. Депутаты выбирались не только из дворян, но и из государственных крестьян, однодворцев, купцов. Дворяне не хотят идти на уступки (Сумароков). Екатерина II поняла, что не затрагивая дворянских привилегий, ничего решить не удастся, поэтому под предлогом начавшейся войны Комиссия была распущена.Сумароков Александр Петрович(1717-1777)Один из деятелей просвещения России. Разработал многие жанры литературы. С Ломоносовым одновременно разработал жанр оды духовно-философского звучания. Защищал помещиков. Если помещик заботится о людях - все равно он не достоин быть таковым. Все люди равны. Главная задача барина быть умнее. Вводит жанр сатиры. Высмеивает людей слепо поджражающих Западу. Его комедии не развлекательные, а сатирические. Основоположник русской трагедии. Осуждает самовластие. Автор лирических стихов, песен, романсов,первых русских басен. Пушкин резко к нему относится в юности, в зрелости отношения смягчились. Литература той поры поднимала нравственные проблемы, проблемы исторического опыта, человеческой власти. После смерти 1й жены-берет в жены крепостную => отношения с друзьями портятся. Он становится желчным алкоголиком. ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ(1733-1790)Потомок черниговских князей. Хорошо образован. В его библиотеке >15 тыс томов. Знал несколько европейских языков. ЕкатеринаIIпыталась приблизить его к двору, но он остался для них чужим, т.к. не хотел подстраиваться под императрицу и ее фаворитов. Написал "Историю гос-ва Российского до 1760г.", она написана тяжелым слолгом и интересна небольшому кругу спецов.Он был ярким участником Уложенной комиссии. Выступал за нерушимость дворянских привилегий,против отмены крепостного права-крестьяне к этому не готовы. Помещик заслуживает порицания только за варварское отношение к крестьянам. Карамзин в свое время тоже перевел крестьян на легкий оброк, а через несколько лет они спились и не трудятся-он вернул их к барщине. Все потомки Сусанина были отпущены на волю, с большим количеством земли, через несколько лет они были в более худшем положении, чем крепостные, т.к. не были готовы к свободе. Во время службы при дворе он занимался литературной деятельностью(роман "Утопия. путешествие в страну Офирскую", "О повреждении нравов в России"). Все беды и неустроенность России - в поведении монархов(обличал Екатерину и ее фаворитов). Потеря прежних нравов, богобоязненности, уважения в семье причина личных трагедий. сторонник конституционной монархии. Просвещенное дворянство должно влиять на монарха. Не относится к позиции консерваторов-он в оппозици. Либерально-патриотическое направление - основа его идей. В любом из направлений общественной мысли (рев, либ, конс) есть сильные и слабые стороны. Необходимо искать рациональное зерно в каждом. Консерватизм - сохранение ценностей, опыта, имеющегося в данном обществе. Либерализм - система ценностей, опирающихся на признание избираемости законодательных органов, всеобщего избирательного права. РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧПокушался на весь уклад жизни , поэтому Екатерина была права, называя его бунтовщиком хуже Пугачева. "П. из П. в М."не выделяется литературным талантом, следует зарождавшемуся сентиментализму, но с яркой политической окраской. Вместо казни осудили на 20л. ссылки в Сибирь, условия нетяжелые. +заступничество Воронцова. Сприходом к власти Павла, Воронцов позаботился о том, чтобы отношение к Радищеву изменилось, ему разрешают вернуться. Едет с гражданской женой и детьми , не дожидаясь весны => жена умирает, детей опекает ее подруга. При Александре его востанавливают в дворянских правах и привлекают к работе в комиссии по систематизации действительного законодательства. Но Р. подает несколько записок, направленных на изменение зак-ва. Воронцов его ругает. Р. впадает в депрессию и кончает жизнь самоубийством.КОРЖАВИН ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧуехал в США, затем вернулся в Россию. издает отдельные труды, которые не получили известности, т.к. он пытался протаскивать свои идеи через чужие сюжеты. До конца дней - республиканец.КРЕЧЕТОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ(1785-1802)Родился в селе Барщево, с 15 л. учился в карачевской воеводской канцелярии писарем. Служил на воинской службе, был аудитором одного из полков. Там познакомился с Радищевым. В к. 80х-н. 90х предлагает Екатерине проекты по изменению судопроизводства. Язык сложен - его не воспринимают, пытается издавать свой журнал, но через год он закрыт. Создал общество , в которое входили и женщины. Обыск - найдены зарещенные издания. До 1801 сидел в одиночной камере. Вышел в 56л. В 1801 отправляет несколько прожектов, но они не рассматриваются. Его приписывают к инвалидной бригаде и отправляют в Пермь. С приходом к власти Александра, он и его единомышленники были готовы на конституцию, но общество еще не готово.ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 19в.КАРАМЗИН НИКОЛАЙ(1766-1826)"Записка о древней и новой России". Для понимания содержания нужно проследить изменение мировоззрения К. Он на перепутье. Увлекается масонством, вступает в ложу. НО + его волнуют исторические судьбы России. Увлекается западными идеями. Едет на Запад, там сомневается в применимости этих идей к России. Там пишет "Записки путешественника", увлекается идеями ВФР. Пытается понять революционеров. Возвращается в Россию, выпускает журнал "Вестник Европы". становится придворным историографом. "ИГР": интересно читать, новых томов ждали. Том об опричнине - особый отклик, т.к. он пытался быть объективным. Учительский тон работы, пишет о Петре как о великом, но чувствуется, что так он не считает. Впервые говорит о расколе общества при Петре, нарушается главное духовное звено между народом и духовенством - вместо патриарха синод. Плохо отзывается о Екатерине, жестко оценивает Павла, осуждает либеральные преобразования Александра,т.к. они с Запада. Не оправдыывает участие в войнах с Наполеоном, осуждает экзамен на чин Сперанского. Когда записка попала к Александру - только раздражение. Но после отставки Сперанского - большее уважение к К. Записка была консервативной по содержанию. Проводя преобразования - идти постепенно, учитывая патриотический дух народа. Много общался с Декабристами, но восстание осуждает. 1826г. умер. Не закончил "ИГР".ШИШКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1754-1840)Противник заимствования иностранных слов, за чистоту русского языка. Президент РАН. Мягок, особенно это проявилось в книге "Детское чтение". При Павле получает 300 душ крепостных, нескольк наград. Не требовал с крестьян оброка. Живет бедно, крестьяне узнали об этом и предложили ему взять с них поо 1 тыс рублей за 10 лет - отказался, в убеждениях тверд. Собирает вокруг себя единомышленников: кн Шаховский, Крылов, Аксаков, адмирал Мордвинов, Державин. Основал общество "Беседа"(входили Грибоедов, Пушкин), которое стало противником "Арзамаса". В 1812 все манифесты Александра были написаны Шишковым. Император пригласил его на должность секретаря=> пытается влиять на Александра. Советует ему вернуться в Москву как древнюю столицу России. Когда Александр стал следовать Западу - подает в отставку. С сомнением и критикой воспринял "Библейское общество" Голицина - тот подал в отставку. Общество распускается, масонские ложи - тоже. Шишков - вновь востребован. Становится министром Просвещения. С приходом к власти Николая I он вновь отошел от дел, т.к. его считали старомодным во взглядах. В последние годы жизни он часто болеет, умирает его жена - он одинок, теряет зрение, с трудом говорит. Предан монархии.О ДЕКАБРИСТАХПервая книга была написана Модестом Корфом. Но лишь для служебного пользования. Сами декабристы договорились никаких отрицательных оценок деятельности и участникам не давать, вспоминать лишь хорошее. Исключение Дмитрий Завалишин. В его мемуарах ЕСТЬ такие оценки как движению в целом, так и отдельным личностям. Декабристы - поворотный рубеж в развитии русской общественной мысли. Одни их восприняли, другие - оттолкнули. Ф.И. Тютчев к ним относился холодно. В последующие годы общественная мысль стала искать выход не в декабристах, а в философии. Сначала - у Гегеля и Фихте. Эти идеи - характерны для общества "Любомудров", но зародилось оно еще до выступления декабристов. Руководитель - Семен Егорович Раич. Окончил Севскую семинарию, но занялся журналистикой, становится наставником Тютчева, который затем вошел в его общество(+ Погодин, Одоевский, Антон Степанович Хомяков). Аресты декабристов - уничтожают многие свои документы. После - занимаются исключительно философией. В это же время складывается направление "Официальной народности" Сергея Уварова. Получил великолепное образование, знал 4 европейских языка. За свои труды в области Востоковедения получил признание, должность Президента РАН. В это время строится обсерватория в Пулкове, ведутся географические исследования. Он приглашает на работу немца Александра Гумбольдта, который оставил книгу воспоминаний о России. Вводит в практику отправку молодых ученых за границудля получения статуса профессора. При нем в Казанском университете начинают изучать монгольский язык, чтобы установить контакты со всем азиатским миром. Уваров - инициатор и создатель общества "Арзамас". Движение декабристов образовалось на российской почве, но идей - от Запада (из произведений, университетов). Значит необходимо новое мировоззрени, основанное на иных ценностях, о которых говорил еще Карамзин. Уваров представил их в качестве системы. Он становится товарищем Министра Народного Просвещения. Самодержавие - не тирания самовластия. Самодержец - символ народа, который ставит интересы государства выше личных. Народность - не преданность народа, не попытка сохранить крепостное право. Народ - хранитель культуры, быта, традиций, который должен передать это поколениям. НО! Теории официальной народности противостояло революционное направление. С I трети XIX века в обществе начинает вырабатываться новая концепция отношения к Западу. Менталитет русского человека противопоставляется менталитету иностранца. Западное общество - ориентировано на материальную сторону жизни => они склонны к обустройству быта, достижениям в области науки и техники. Для российского человека - цель в духовной стороне жизни. Многие философы различали понятия "цивилизация" и "культура". К - опирается на духовные ценности, а духовность связана с верой. Раньше других идею противоположности Востока и Запада высказал Одоевский.ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803-1860)Рюрикович по крови. Обладал великим эстетическим вкусом. Крупный писатель I половины XIX века. "Русские ночи" - мысь о противоположности Востока и Запада. На западе наука оторвалась от ума, искусство утрачивает роль путеводителя, т.к. начинает потакать прихотям человека. Постепенно гибнет религиозное чувство, оно становится механическим. Возрождение Европы возможно лишь если на мировую сцену выступит новый народ, этим народом должны стать русские, т.к. русскому духу присуща "всеобнимаемость". О. был предшественником славянофилов и почвенников. В эпоху Николая I русское общество оказалось на распутье. Бывшая оппозиция (Александру) смирилась с новым порядком, часть ее, в лице декабристов - выступила против и была отсечена. Первоначально правление Александра воспринимали положительно.ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧЗакончил Царскосельский лицей. Отличился лишь в словесности. Вольнодумец. Вместе с Кюхельбехером оказался в сооставе тайнвх обществ. Оды: Вольность, К Чаадаеву, Деревня (осуждает рабство), эпиграмма Монах. => его ссылка на юг была заслуженной. НО! Ссылка ли это? -его направили на новое место службы (сначала в Кишинев, затем - в Одессу). В чине его не понижали, выплачивали жалование, хотя он месяцами не появлялся на службе. Затем - сослан в Михайловское под присмотр местных властей и священнослужителей. Лишь случайность не привела его на Сенатскую площадь, хотя он знал и Пестеля, и Бестужева-Рюмина. Николай I пытался подчинить и перетащить на свою сторону общественность. Пушкина возвращают из ссылки, Николай ведет с ним частную беседу и видит в нем пользу для государства. После смерти Карамзина - становится главным историографом, получает доступ ко всем архивам, в том числе - к закрытым. Пишет записку о Народном образовании: нужно изучать все, давать правильное направление, расширить сеть учебных заведений. Пушкин думает о благе государства => не принимает позиции Чаадаева. После философического письма Чаадаева в ж Телескоп - пишет письмо другу, в котором говорит, что в истории России есть пятна, но она ему дорога и он никогда не променяет ее на ценности Запада с его католицизмом. В последние годы жизни он становится все более православным человеком (Отцы успенники).ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1852)Писатель, трудный для оценки, родился в небогатой помещичьей семье. Отец не оказал на него особого влияния, т.к. Г. был отправлен на учебу в Полтаву, затем - в Нежинский лицей. Когда Г. было 15 лет - его отец умер. Мать - оказала большое влияние. Была глубоко верующим человеком, но весела, дизнерадостна. НО! Могла часами не обращать на окружающий мир никакого внимания. Эта черта была свойственна и Г., в последние годы он жил в состоянии постоянного напряжения. Лицей зародил в нем семя вольномылия. Несколько профессоров были лишены права преподавания и высланы. В Г. постоянно усиливалось критическое начало. В повести "Тарас Бульба" он описывает старосельских помещиков, идеализирует Запорожскую вольницу. Вий, Нос, Портрет - Г. проявил себя как писатель. Пишет о реальных людях, которые живут бесовским образом. "Мертвые души" - не критика Николая, а попытка понять сложность натуры человека. "М.Д." он хотел выпустить трехтомником, но второй том сжег, т.к. не находтл ничего положительного в окружающей его российской действительности. В последние годы - в поисках самого себя. Видит себя не как писателя, но как учителя жизни=> хочет скорректировать и изменить свои произведения. "Выбранные места из переписки с друзьями" - никто не понял, все увидели в них мистический мотив, смирение перед самодержавием. Г. встречался с верующими людьми, совершал паломничество в Оптину Пустынь. Просит принять его в монахи, но отец Моисей отказывает ему - слишком творческая натура, трудно будет ужиться. Чтобы быть русским - нужно стать истинно православным. У него нет семьи, нет дома, нет друзей, скоторыми он постоянно общался. К концу жизни он становится неприкаянным, ищет опору в вере и немногочисленных знакомых.ВЯЗЕМСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1792-1878)Из Рюриковичей, принадлежит к семейству Смоленских князей. Старший современник Пушкина. Тяготеет к литературе XVIII века, не лишен вольнодумства. По духу - декабрист, но не вышел на Сенатскую площадь. Участвовал в обществе "Арзамас", член масонской ложи. Помощник Новосильцева в подготовке Конституции. Сатирик, критик. "Москва и Петербуг", "Негодование" - против крепостного права, нарушения свободы человека. Уходит в отставку, живет в своем имении под Москвой. При Николае - просит вернуть его на службу, получает местов Министерстве Просвещения. Главным образом работает в Цензурном Комитете. После смерти Пушкина выступает в качестве писателя. "Записные книжки" - множество исторических анекдотов. Монография "Фонвизин" - первая биография Фонвизина, попытка связать XVIII век с XIX. Продолжает писать стихи, все больше проявляются в нем руссофильские настроения. Сближается с Тютчевым. Поздний период жизни - философские мотивы. Время дворянства проходит, накапливаются противоречия, связанные с необходимостью перемен. НО! Николай боится затронуть главную опору своей власти - крепостное право. Грань между двумя направлениями общественной мысли становится все более четкой. 30-40-е гоы XIX века - рубеж. Славянофилы видели в Росси мать, а западники - дочь, которую необходимо направлять. 1839 - статья Хомякова "О старом и новом" - начало славянофильства, начало складывания биполярной системы.ХОМЯКОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1604-1860)Из дворян Поволжья. Ходячая энциклопедия. Еще в 20-е годы XIX века, до выступления на Сенатской площади, говорил, что можно жертвовать своей жизнью, но не чужими. Статья "О старом и новом" - 1639 год. На примере русской истории пытался изучить сильные и слабые стороны в развитии страны. Сравнивал Россию и Запад, пытаясь выявить сильные и слабые стороны. Первым заметич, что основным отличительным качеством русских является соборность. На Западе главным качеством стал эгоизм. Там складывается оббщество правового характера, но там нет духовности. Соборность невозможна без любви, необходимо уважать тех, кто живет рядом. Поэтому нужно развивать благотворительность, поддержку слабых. Соборность - объединение людей для достижения цели, причем каждый человек идет своим особым путем, в этом - отличие от псевдодемократической культуры Запада.КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1806-1856)Выходей из старинной дворянской семьи. Рано потерял отца, мать вышла замуж за Елагина, знатока немецкой философии. Он дал детям хорошее образование. В 7 лет превосходно играл в шахматы, овладел тремя европейскими языками, позже изучил латынь, греческий. Участник кружка "Любомудров". 1830 - уезжает заграницу, познакомился с Гегелем, Шеленгом. Попытался издавать журнал "Европеец", но уже после второго номера его закрыли по личному указу Николая I. Это произошло из-за статьи самого Киреевского "XIX век". Николай испугался, хотя Киреевский вовсе не восхвалял ВФР. К. не печатается в течение 12 лет. 1832 - женится, его жена - глубоко верующий человек, старается приобщить к вере и мужа => происходит своеобразное перерождение К., он становится глубоко православным человеком. На это повлияло и то, что имение Киреевского находилось неподалеку от Оптиной Пустыни. Сближается с Макарием, который становится его духовником. Здесь он изучает греческий и пишет сочинения, которые затем вошли в книгу "Добролюбие". К. продолжает сотрудничество с ж. "Москвитянин". Только после смерти Николая в ж. "Русская беседа"(славянофильский) выходят некоторые его статьи, большей частью - посмертно. Был религиозным философм, понимал, что один разум не сможет дать понимания мира; лишь в сочетании разума и веры возможно полное познание мира.АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ(1817-1860)Еще в ранней молодости сблизился с кружком Станкевича, позже станет одним из апостолов славянофильства. Борода, сапоги, простонародное платье - как форма приобщения к народному быту. Отстаивает идею загнивания Запада, главное -православная вера и российская государственность. НО! Он и государственник, и анархист. Власть развращает людей, но она способна цементировать государство. ст. "Публика и народ" - публика -приходящая, народ -вечен. Публика - грязь в золоте, народ -золото в грязи. Чтобы Россия развивалась, необходимо сгладить пропасть между народом и публикой. Нужно проствещать народ, нонет людей, способных нести это знание. Поэтому учителю необходимо пожить в народе, соприкоснуться с народной жизнью и бытом. Стихотворение "Свободное слово" -резко отзывался о критике и цензуре. Выпускает журнал "Молва", не просуществовал и года. Его взгляды не принимались, поводом закрытия стала статья о публике и народе. Смерть отца в 1859 стала для него ударом, он заболел чахоткой и умер.АКСАКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ(1823-1866)При жизни не был понят. Развитие его идей отличалось от славянофилов, первоначально он не одобряет их идеи. Не получил университетского образования, служил чиновником и на службе знакомился с жизнью. По поручению географического общества - ездил на Украину, изучал ярмарки. Известен как писатель, не желая быть зависимым от властей - подает в отставку. Пишет много. Начинает поэму "Бродяга", но не заканчивает. До смерти брата, отца, Хомякова - не признает идеи славянофилов. С 1856 -входит в журнал славянофилов "Русская беседа". Редактор его - Кошелев. Старается не дразнить власти, а затем уезжает за границу, редактором становится Аксаков, он изменил стиль журнала => в 1860 он закрыт. Издает газету "Парус" -закрыта после второго номера. Резко и решительно настроен в области коренных реформ, в критике недостатков - близок к революционным оценкам. Издает газеты День, Москва - проходили через цензуру с большим трудом. В 60-е годы все больше убеждается, что все проявления "Народной воли" грозят гибелью России, поэтому в советской историоргафии его называли консерватором. Когда разгорится русско-турецкая война 1877-1878, станет инициатором создания славянских комитетов в Болгарии, Боснии и Герцеговине. Это станет его Звездным часом. Публично высказал свое недовольство поведением России на Парижской мирной конференции. Женат на дочери Тютчева, первый биоргаф Тютчева, после смерти А. его жена Анна взялась издать все, что не успел сделать муж. => книга "Отчего так непросто живется в России": народ -корни, общественность - ветви, власть - кора. Народ складывается стихийно, но он еще не имеет общественной мысли, хотя может ею обладать, если будет взаимодействовать с остальными составляющими. Самодержавие - форма правления с человеческим лицом. Самодержавие в России со времен Петра - узурпация, тирания. Конституция и Парламент для России не подходят. Российская общественность должна расти через земства. Затем - созывать земские соборы, на которых будут представители земств. Всю жизнь пытался найти пути обновления России, считал, что основным признаком здоровья в развитии общественности является свобода высказывания своих мыслей. Статья "Где органическая сила России" - необходимо учитывать местный опыт для проведения реформ. Вся сила земств - в селе, которое нигде не было так сильно, как в России.КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧНачинал как западник, но его мировоззрение эволюционирует: первоначально он - сторонник развития России на основе самоценности человеческой личности, потом его мнение меняется. Противник крепостного права, один из идеологов земельной реформы. В это время он прочно занимает позицию государственника. Позднее сближается со славянофилами, т.к. уходит от личности и приходит к общине. Признает роль и значение общины, не свойственные западным. 1859 - статья "Взгляд на сельскую русскую общину" - привычна для крестьян => нужно ее сохранить - это верное убежище для масс от монополии помещика. С распадом общины произойдет обнищание крестьянства. Оно исчезнет как опора государства. К 60-м годам XIX века Кавелин приходит к мысли, что крестьянам присуща идея самодержавия. Самой верной считает идею просвещенного прогрессивного абсолютизма. Идея Конституции - преждевременна, может отпугнуть власть от реформ. Прежде, чем решать вопрос с Конституцией - нужно решить проблему крепкого, справедливого суда - тогда Конституция создастся сама собой. 60-е годы - зарождение русского нигилизма. ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧВ молодости увлекался естесственными науками, утопическим социализмом. Оказался в кружке Буташевича-Петрашевского. Когда петрашевцев будут арестовывать - он и Семенов - в научной экспедиции, потом их тоже арестуют, но все закончится благополучно. Книга "Россия и Европа" - идея культурно-исторических типов(каждый народ идет своим путем => нельзя говорить о правильности развития какой-либо цивилизации); попытка привить одну цивилизацию другой бесполезна; первым говорит, что цивилизации России и Европы -разные, Европа видит в славянах чуждое и враждебное начало. Считал, что для всякого славянина первой после Бога должна быть идея славянства - жизненность этой точки зрения впоследствии не подтвердилась. Славянские народы развивались в отрыве от России, но вера оставалась единой. В науке известен благодаря главному труду своей жизни - критике дарвинизма. Пытался доказать, что нельзя свести развитие и эволюцию природы только к борьбе видов.ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧПрожил жизнь в исканиях, метаниях. Знал многие страны, народы, великолепно знал нравы русского дворянства, что прекрасно описал в книгах 50-60-х годов. Одно время общался с деятелями левого крыла, но их идея уравнительства, даже в сфере духовных ценностей, ему не нравится, он отходит от них, считает, что общество способно развиваться, только если в нем присутствует "разноцветье". В начале 70-х он тяжело болеет, его взгляды меняются, т.к. он, выздоровев, отправляется в Афонский монастырь, затем в Оптину пустынь и принимает тайный постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Возвращается в Оптину пустынь. В своих мметаниях он пытается понять путь России. ст. "Византизм и славянство" в России оформилась прослойка людей, живущих по-европейски, а России нужен византизм, более жесткие ограничители, нужно ее "подморозить", чтобы не допустить ее сползания в череду европейских революций. Остановить в России рост либеральных настроений не удастся, произойдет кровопролитная революция.ПОЧВЕННИЧЕСТВООдно из видных течений 60-х годов XIX века. Идеологи - братья Достоевские, издававшие журналы "Время" и "Эпоха". С ними сотрудничает Аполлон Григорьев, Николай Николаевич Страхов. Почвенничество - своеобразный скол со славянофильства. Необходимо использовать чужой опыт, если он не противоречит уже известным идеям. Почвенники сформировались в общество во время проведения реформ. Они ориентируются на будущее страны.ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧВ 40-е годы получает известность как писатель, написав роман "Бедные люди". Эволюционирует не в сторону проблем общества, а в сторону проблем человека. Посещает пятницы Петрашевского, становится одним из лидеров, намечался как член узкого кружка. Получает смертный приговор, который заменили каторгой в северном Казахстане. Роман "Записки из мертвого дома" - о поломанных судьбах людей, с которыми он встретился на каторге. По глубине проникновения в человеческую психику ему нет равных. Самый популярный и читаемый автор в Европе. "Братья Карамазовы" -отражает процесс над нечаевцами, для которых нет никаких ограничений. Этот постулат недопустим для Достоевского: вместо христианской морали в сознание этих людей входит бесовщина. Роман незавершен, автор показывает людские метания. Для него важно не материальное начало, а согласие с самим собой. Русский народ не ставит целью подчинение и покорение других народов, он способен уживаться с ними, быть отзывчивым на чужую боль. Сила русского народа - в стремлении помочь другим. Стать настоящим русским - принести примирение в Западный мир. Россия должна и может играть примиряющую роль в миреТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910)Родился в семье графа, получил прекрасное домашнее образование, обучался в Казанском университете, но не закончил его. Решает проверить себя на военной службе, пишет свои первые произведения. основанные на впечатлениях от крымской и кавказской войн. Писал солдатам песни, в военной карьере не продвинулся, возвращается в имение. Открывает Яснополянскую школу, сам пишет программы для крепостных детей. Пишет "Война и мир", "Анна Каренина". Романы оценивались по-разному. Были еще живы участники войны 1812 года, Анна Каренина же воспринялась как мелочь, в сравнении с эпопеей Война и Мир. Т. чувствует неудовлетворенность тем, что он делает и как живет. Отказывается от барских привычек и художественного творчества. Если писвать, то так, чтобы было понятно и доступно любому мужику.Затем - обращается к публицистике, за что получает большую известность. Последователи Толстого - толстовцы, их общины просуществовали до 20-х годов XX века. Среди последователей были разные люди: дворяне, крестьяне, интеллигенция. Официальная церковь резко осуждает Толстого, т.к. он берет на себя миссию выработки нового нравственно-религиозного учения, резко критикует монашество, не принимает многие христианские догмы. Его отлучают от церкви. Анархист, противопоставлял народ и власть, народ и церковь. Толстой пытался увидеть в православной религии положительное, поэтому часто ездил в Оптину пустынь. Негативно относился к смертной казни. Основа человеческой жизни - любовь, алюбовь есть Бог. Воспринимает культуру только с позиции полезности для человека. Отритцает науку, если она не несет позитивного, необходимого человеку знания.СТРАХОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1896)Из духовного сословия, воспитывался в духовной семинарии, но не как духовный человек, а как патриот России. Глубоко религиозен и патриотичен. Попав в Спб университет, он попал в атеистическое вольнодумное общество. Конфликт между полученным в семинарии и в университете. Ушел из университета. в педагогический институт, учится на государственной основе, потом 10 лет работает учителем. В 50-е годы знакомится с почвенниками, включается в состав издателей журналов. 1863 - статья "Роковой вопрос" - основание для закрытия журнала Время. Пишет, что прежде, чем добиваться от других народов понимания, нужно самим разобраться в себе. А статья вышла вовремя восстания в Польше. Правительство восприняло эту статью как пропольскую. Страхов занимается публицистикой, пишет статьи о русской литературе "Бедность русской литературы" 1868: не отрицает Ломоносова и Пушкина, но! Сознание русского человека - бедно и он восприрнимает литературу как развлечение, не пытается понять глубинного смысла. 1872 -"Мир как целое". Главная идея: исследуя картину мира, необходимо понять, какое место в нем занимает человек. 1882,1883,1896 -"Борьба с Западом" - Запад выработал основные критерии оценок любого общества и государства и хочет подогнать под них всех остальных. Задача прогресса - достичь благополучия, но если это и достижимо, то непомерно высокой ценой. Запад достигает своего богатства за счет других народов; дух времени проявляется там в революционных потрясениях - челевек против человека. Такого не должно быть в России. В последние годы пишет критические работы на произведения Толстого, Тургенева, Пушкина. Сам Толстой позднее сказал, что Страхов лучше всех остальных разобрался в его творчестве.Вопрос 18 (. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в первой четверти XIX в. (Александр I). После убийства Павла I в результате дворцового переворота императором России стал его сын Александр I. Вступив на престол, Александр был намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины Великой, которая говорила, что лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала. Он много сделал для обучения своих подданных: во всех уездных городах учредил уездные училища, а в губернских - гимназии. Основал университеты в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге были устроены высшие учебные заведения под названием педагогических институтов. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917г.). Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения. Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления. Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами: 1) власть Сената ограничивалась только императором; 2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции; 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им опубликовывались; 4) Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз, когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами; 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране; 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве; 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената. По закону председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи. В 1809 г. по поручению Александра М. М. Сперанский составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Однако реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью. В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815) , сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820), первой Конституции за всю многовековую историю России. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге. В 1-ой чeтвepти XIX в. внeшняя пoлитикa Poccии oпpeдeлялacь ee пpoтивocтoяниeм нaпoлeoнoвcкoй Фpaнции, cтpeмившeйcя к миpoвoмy гocпoдcтвy. В 1805 г. Poccия в coюзe c Aвcтpиeй и Aнглиeй вcтyпилa в вoйнy пpoтив Haпoлeoнa. Boйнa былa нeyдaчнaя для coюзникoв, и пpи Aycтepлицe (в кoнцe 1805 г.) pyccкиe и aвcтpийcкиe вoйcкa были paзбиты. В кpoвoпpoлитнoй битвe пpи Пpeйcиш-Эйлay pyccкиe вoйcкa пoд кoмaндoвaниeм Бeнигceнa oтpaзили нaтиcк Haпoлeoнa, нo лeтoм 1807 г. Haпoлeoнy yдaлocь paзбить pyccкиx пpи Фpидлaндe. Aлeкcaндp I был вынyждeн cклoнитьcя к миpy c Haпoлeoнoм и зaключить нeвыгoдный Tильзитcкий миp 1807 г. Aпeкcaндp I coглacилcя пpиcoeдитъcя к кoнтинeнтaльнoй блoкaдe Aнглии, пpeкpaтить тopгoвлю и вcякиe cнoшeния c нeй. Былo oбpaзoвaнo "гepцoгcтвo Bapшaвcкoe" пoд пpoтeктopaтoм Haпoлeoнa нa гpaницax c Poccиeй. Haпoлeoн пpeдocтaвил cвoeмy нoвoмy coюзникy (Poccии) ycиливaтьcя зa cчeт Typции и Швeции. В peзyльтaтe вoйны c Typциeй (1806-1812) к Poccии была пpиcoeдинeнa Бeccapaбия. Вoйнa co Швeциeй (1808-1809) зaкoнчилacь пpиcoeдинeниeм Финляндии (пpи coxpaнeнии ee aвтoнoмии). Приближался 1812 год. Войска Наполеона захватывают большие территории и двигаются в направлении России. Пpичинoй вoйны, кaк cчитaeт pяд иcтopикoв, явилиcь нapyшeния и Poccиeй и Фpaнциeй cтaтeй Tильзитcкoгo дoгoвopa (cyдaм пoд "нeйтpaльным флaгoм" былo paзpeшeнo пpиxoдить в pyccкиe пopты, a пoд нeйтpaльным флaгoм мoгли быть и aнглийcкиe тoвapы). Haпoлeoн пpиcoeдинил гepцoгcтвo Oльдeнбypгcкoe и пpизнaл для ceбя ocкopбитeльными тpeбoвaния Aлeкcaндpa I o вывoдe фpaнцyзcкиx вoйcк из Пpyccии и гepцoгcтвa Bapшaвcкoгo. В июнe 1812 г. Haпoлeoн вo глaвe 600-тыcячнoй "вeликoй apмии" нaчaл пoxoд нa Poccию. К тому времени он не был ни разу побежден, одержал много побед. Ha зaщитy oтeчecтвa пoднялcя вecь нapoд Poccии. Boйнa co cтopoны Poccии нocилa ocвoбoдитeльный, cпpaвeдливый xapaктep. Войска России были малочисленны. В русской армии было 200.000 человек, разделенные на три армии Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова. 6 июня 1812 года Наполеон вступил в Россию, даже не объявив войны. Он говорил о своей победе и погибели России. Император Александр, объявил народу о вторжении неприятеля, прибавил: "Нам не остается ничего другого как поставить силы наши против сил неприятеля. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и войнам об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защитите веру, отечество, свободу. Я с вами. Я не положу оружия, доколь не единого неприятельского война не останется в царстве моем". 12 июня главные силы Наполеона вторглись через Неман недалеко от города Ковно. Русские войска, разделенные на отдельные армии и уступавшие неприятелю по численности, вынуждены были отступать. Известие о вторжении Наполеоновской армии всколыхнуло всю Россию порождая патриотизм. Продвижение захватчиков по земле России не было спокойным, наполеоновские войска встретили упорное сопротивление. В конце июля - начале августа начались жестокие бои в районе Смоленска. Героизм русских войск с новой силой проявился в сражении при Бородине, когда русская армия под командованием М. И. Кутузова решила дать генеральное сражение. Однако враг был еще силен. И мудрый Кутузов приказал отступить: армия нуждалась в пополнении резервами, нужно было заменить выбывших генералов. Продолжая вынужденное отступление и приказывая оставить Москву без нового сражения, Кутузов учитывал что армии Наполеона приходиться сражаться не только против русских регулярных войск, но и против народа. После неудачи под Малоярославцем, когда при отступлении из Москвы французские войска были остановлены героическим поступком войск Кутузова Наполеон отдал приказ об отступлении по смоленской дороге. Стратегическая инициатива окончательно перешла к русским. Сильные удары по противнику были нанесены под Вязьмой и Красным. Отечественная война 1812 года завершилась блестящей победой русского оружия. Как ни были славны войны императора Александра I, но они дорого стоили России. Последние годы своего царствования он посвятил на то, чтобы по возможности загладить те потери, которые были причинены войнами. Значительных перемен во внутреннем устройстве России в это время не произошло. Глaвным coтpyдникoм Aлeкcaндpa I в тeчeниe втopoй пoлoвины eгo цapcтвoвaния cтaл мpaчный вpeмeнщик, гeнерал Apaкчeeв. Apaкчeeв был нaзнaчeн нaчaльникoм вoeнныx пoceлeний. Цeлью вoeнныx пoceлeний былo yмeньшeниe pacxoдoв кaзны нa coдepжaниe apмии. Bcя жизнь кpecтьян былa cкoвaнa cтpoгими пpaвилaми вoeннoй диcциплины, и пoэтoмy нaceлeниe cчитaлo этy cиcтeмy xyдшим видoм кpeпocтнoгo пpaвa. Вопрос 19 (Россия во второй четверти XIX в. (Николай I). Россия во второй четверти 19 века. Правление Николая I Внутренняя политика: 14 дек. 1825г. вступает на престол Николай I, младший брат Александра.. его деятельность начинается с процесса над декабристами. Шли длительные судебные дела, в результате приговорены к смертной казни 5 участников, 127 человек высланы в отдаленные регионы либо сосланы на каторги. Царствование Николая - прямое продолжение последнего десятилетия царствования Ал-ра I. Николай поставил себе цель: ничего не менять, поддерживать существующий порядок, без участия общества с помощью практического законодательства. Консервативный и бюрократический образ действий. Бюрократия: Николай усложнил механизм централизованного управления - создание огромного числа новых департаментов, канцелярий и т. д. Рост бюрократического аппарата ( с 15тыс. до 85 к концу царствования). Создание собственной канцелярии Его Величества. Для руководства и рассмотрения важнейших гос. вопросов. I отд. - отчеты министров, контроль за исполнением приказов; II отд. - Кодификация законов под руководством М. Сперанского; III отд. - система полицейского сыска (Бенкендорф), цензурный орган; IV отд. - управление благотворительными и воспитательными заведениями ( императрица Мария); V отд. - для управления государственными крестьянами; VI отд. - для стабилизации обстановки на Кавказе. Кодификация законов - создать свод действующих законов, занималось 2ое отд. канцелярии во главе со Сперанским. 1830г. выходит “полное собрание законов Российской империи” из всех уставов, законов, указов, начиная с Уложения 1649г (в 45 томах). За эту работу Сперанский удостоился ордена Андрея Первозванного. Полное собрание положил в основу “Свода законов”, которое вышло в 15 томах в 1833г. Крестьянский вопрос: Николай подписывает манифест (чтобы прекратить слухи, появившиеся после восстания 1825г.), из которого ясно, что не будет никаких изменений в устройстве крепостных крестьян. Однако эта мысль очень заботила царя. Создано около 10 тайных комитетов для рассмотрения вопроса об освобождении крестьян. результат деятельности - создание особого управления для гос. крестьян - министерство государственных имуществ во главе с Киселевым ( лучший администратор того времени). В короткое время Киселев создал отличное управление гос. крестьянами и поднял их благосостояние. Они перестали быть обузой для государства. Киселев создал устройство сельских и городских обществ, которое ляжет в основу положения от 19фев. Для вышедших на волю крестьян. При поддержке Киселева вышел ряд законов об устройстве крепостных крестьян: 1827г. - закон, ограничивающий дворянские права “душевладения”, суть такова: если имение было должником государства (таковых тогда было 2/3 всех имений); 1841г. - при поддержке Киселева закон, запрещающий продавать крестьян в розницу; 1843г. - запрет на куплю-продажу крестьян без земли; 1847г. - дал право крестьянам имений-должников выкупаться на волю с землей.. 1848г. - закон дал право крестьянам приобретать недвижимость. Итоги: законы не получили практического развития, кроме некоторых исключений. Благодаря бюрократическому аппарату законы просто исчезли из следующих изданий “Свода законов”. Денежная реформа. 1839 - 43гг. Канкрин проводит реформу. Главная идея - ограничить гос. расходы; уменьшить кредиты и заемы; протекционизм. Ввел серебренный рубль (1 новый равнялся 17 старым ). Официальная идеология, просвещение. Важное направление николаевского правления - контроль над умами подданных. Этой задачей занялся министр просвещения С. С. Уваров. Основоположник и автор новой государственной идеологии . - “Теория официальной народности”. Православие, самодержавие, народность - три черты - главные ориентиры духовного развития России и отличия развития России от Западного мира. 1828г. - реформа низших и средних учебных заведений - разделение учебных заведений по сословному признаку: начальные и приходские училища - для крестьян; уездные училища - для городских жителей; гимназии - для дворян. 1835г. новый университетский устав - ограничение автономии университетов. 1826, 1828г. - цензурный устав - строгий контроль за литературой. Внешняя политика. Главное военное событие эпохи правления Николая - это Крымская война. С Турцией. Годы войны: 1853-56. Великий позор для России . Показала неорганизованность, разоренную, голодную страну. Война показала реальную ситуацию, в которой находилась Россия: отсталость России в экономическом отношении; пережитки политического устройства страны - крепостное право, тормозящее развитие хозяйства России; отсталость от Запада в вооружении и военной технике и т. д. Поражение в Крымской войне сильно повлияло на Николая. Он не смог пережить такого удара: война показала всю несостоятельность своей политики. В путешествии по России он умирает. Вопрос 20 (Россия в период «великих реформ» Александра II.) В первой половине XIX в. в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостнического строя. Промышленные предприятия, основанные на труде крепостных крестьян, работали крайне нерентабельно. В то же время развитию капиталистической промышленности, использовавшей труд наемных рабочих, препятствовало крепостное право, отсутствие свободного рынка рабочей силы. Кризисные явления всоциально-экономическом развитии страны явились главной причиной поражения России в Крымской войне. Новому императору Александру II (1855–1881), пришедшему к власти незадолго до окончания войны, необходимо было оперативно реагировать на фактически сложившуюся в стране революционную ситуацию и провести реформы, которые могли обеспечить сохранение самодержавного строя за счет ликвидации или частичного изменения наиболее архаичных институтов феодального общества. На направленности и содержании реформ отразилась борьба различных правительственных группировок. Сочетание умеренного реформизма с консерватизмом во взглядах многих общественных деятелей, противодействие либералов радикалам-революционерам и крайним монархистам – все это определило характер преобразований. Отметим, что консерваторам удалось в значительной степени ослабить демократический потенциал реформ. Поэтому не случайно исследователи характеризуют реформы 60–70-х гг. какнепоследовательные и половинчатые. Тем не менее, реформы Александра II, прозванные современниками «великими», способствовали формированию в России более цивилизованного общественно-политического строя. Было отменено крепостное право, созданы выборные органы местного управления и всесословные судебные органы, установлены гибкие формы государственного финансового контроля и цензуры, началось комплектование всесословной армии и т. п. Эти реформы считаются буржуазными потому, что они создавали благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства. Однако, несмотря на проведенные буржуазные реформы, Россия осталась абсолютной монархией с неограниченной властью императора, сословным неравноправием, дворянским чиновничьим аппаратом. Главной социальной опорой самодержавия по-прежнему были помещики-дворяне. Привилегии дворян – сословные звания, титулы и т. д. –оставались неизменными. Основная масса населения, как и раньше, не участвовала в управлении государством. Вопрос 21 (Либеральная мысль России в XIX в. )
|