Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Политические идеи М.Я.Острогорского




Моисей Яковлевич Острогорский (1854-1919) много внимания уделил изучению принципов равенства применительно к различным категориям населения. Особое значение он придавал равноправию женщин. Но наибольший вклад он внес в изучение истории и теории политических партий. Деятельность последних связывается у него с постоянной борьбой за те или иные реформы, законы, интересы различных слоев населения (хлебные законы, церковь и государство, свобода торговли, вопросы самоуправления Ирландии, налоги, пенсии, равноправие женщин, избирательное право). Изучая в своем труде «Демократия и политические партии» (1898 г.) опыт западной демократии, деятельность политических партий США и Великобритании, он пришел к выводу, что массы постепенно из объекта политики превращаются в ее субъект, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Рассматривая функции партии, он подробно анализирует проведение политическими партиями избирательных кампаний, в которых партия выступает как «машина» по организации и проведению выборов. Но цель партии все же не в этом. «Партия призвана быть союзом граждан, имеющим целью реализацию некоторых политических идей».
У Острогорского выделены факторы, определяющие организационное строение партии, взаимоотношения местных ассоциаций с центральным органом партии. Реализация таких принципов партийного строительства как организационный демократизм, дисциплина, централизм зависит от взаимоотношения между вождями и партийным аппаратом, партийным аппаратом и массами сторонников и избирателей, вождями и партийной массой. Им разработано понятие «кокус» - центральная ячейка партии («небольшой комитет», «интимный кружок»), которая, обеспечивая связь партийного руководства с массами, может стать орудием контроля за ними, манипулирования партийными структурами. В самом кокусе идет борьба за влияние по различным причинам (идейные мотивы, зависть, оскорбленное самолюбие, простое тщеславие), что может отражаться и на состоянии партии в целом. Так предвосхищена разработка Р.Михельсом «железного закона олигархии».

 

Вопрос 22 (Революционно-демократической движение в России XIX в.)

Начало складывания радикально-демократического направления общественной мысли в России относится к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными его представителями стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространившиеся в Западной Европе. Революционно-демократическое направление в русском освободительном движении середины 60-начала 70 гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков разночинной интеллигенции в Москве, Петербурге и ряде провинциальных, в основном университетских городов (см. схему «Революционное движение в России в 60 — 70 гг. 19 в.»).

Наиболее значительным среди них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-66 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин. «Ишутинцы» считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовывать различного рода производственно-бытовые артели. Однако в 1865 г. «ишутинцы» пришли к мысли о необходимости более активной деятельности. В феврале 1866 г. они образовали тайное общество под названием «Организация», а один из основателей кружка Д.В. Каракозов по собственной инициативе совершил покушение на Александра II, после неудачи которого Каракозов был казнен, другие члены кружка отправлены на каторгу или сосланы.Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом от 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов, начались цензурные гонения на демократическую прессу – были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка Городской реформы. Однако реакция не могла приостановить развитие революционно-демократического движения. Осенью 1868-1869 гг. прокатилась волна студенческих беспорядков в высших учебных заведениях Петербурга и Москвы. Возникли новые студенческие кружки. Один из них был организован в столице С.П. Нечаевым, впоследствии создавшим тайную организацию «Народная расправа», которая планировала применять в своей деятельности широкомасштабный террор. Деятельность Нечаева привлекла внимание полиции, организация была раскрыта. С целью дискредитации революционного движения правительство в 1871 г. устроило над «нечаевцами» показательный процесс.Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы «нечаевщины», создавались кружки, практиковавшие иные методы борьбы (пропаганда и просвещение в среде рабочих и интеллигенции). Наиболее известным из таких кружков стал кружок «чайковцев» , по имени студента Петербургского университета Н.В. Чайковского, одного из основателей. Организация занималась пропагандой социалистических идей, планировала создание «единой рабочей организации». В 1874 г. была раскрыта полицией и разгромлена, некоторые члены кружка вошли впоследствии в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

Народничество – главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинской интеллигенции 1870-80-х гг.

Оно основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х гг. XIX века А. И. Герценом – «предтечей» русского народничества. Впоследствии идея «общинного социализма», сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество.

Сам термин «народник» появился в литературе в середине 1860-х гг., но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь, крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х – начале 70-х гг., когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

На рубеже 60-70-х гг. сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин («бунтарское» направление в народничестве), П.Л. Лавров («пропагандистское» направление) и П.Н. Ткачев («заговорщицкое» направление). Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. — массовому движению революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма в крестьянской среде.

Неудача этой акции, а также слабые результаты пропаганды социалистических идей в деревне выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана в 1876 г. – «Земля и воля». Организация пыталась проводить политические демонстрации, она имела несколько отделений и до 200 членов. В 1879 г. в этой организации выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Это привело к расколу организации на две — «Народная воля»(сторонники террористических акций) и «Черный передел» (занимали позицию пропагандистской работы) (см. схему «Революционное движение в России в 60 — 70 гг. 19 в.»). «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра II, «Черный передел» вскоре также распался на мелкие самостоятельные группы. Этим завершился этап «действенного» народничества.

В 80 — 90-х гг. распространение получили идей либерального («легального») народничества. Его представители выступали за социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» — кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. На рубеже XIX – XX вв. возникают неонароднические организации и кружки, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников. Именно на базе революционно-народнических организаций оформилась партия эсеров.

«Народная воля» (1879-1887)- революционно-народническая организация (1879-1887 гг.), образовавшаяся в августе 1879 г. в результате раскола «Земли и воли» (см. схему «Революционное движение в России в 60 — 70 гг. 19 в.»).

Программа организации содержала требования демократических преобразований, введения всеобщего избирательного права, постоянного народного представительства, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в который входили: А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А.И. Желябов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. В. Якимова и др. Ему подчинялось множество кружков и групп, располагавшихся в пятидесяти городах. В 1879 — 1881 гг. организация объединяла до 250 кружков (свыше 2000 человек), имела 10 подпольных типографий. «Народная воля» была хорошо законспирированной организацией, имела свой печатный орган — газету «Народная воля», выходившую с 1 октября 1879 г. по октябрь 1885 г.

Народовольцы различали «организацию» — дисциплинированное сообщество революционеров, подчинявшееся программе и уставу, в нее входило около 500 человек, — и партию — круг единомышленников, не связанных с «организацией» обязательствами, таких насчитывалось до 2 тыс. человек. В условиях демократического подъема конца 70-годов XIX века организация активно включилась в политическую борьбу. Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев, российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце). Всего на императора было совершено 8 неудачных покушений.

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.) имела большое политическое значение, но привело к обратным результатам – отказу самодержавия от попыток реформирования общества и переходу к реакции. Ожидаемых народных выступлений не последовало. Вскоре большая часть Исполнительного комитета была арестована, лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. участники подготовки цареубийства были казнены. Репрессии по делу народовольцев продолжались и в 1882 г., всего по нему разного рода репрессиям подверглись до 6000 человек. Несмотря на это «Народная воля» продолжала свою борьбу до 1887 г., последним актом ее террористической деятельности стала неудачная попытка покушения на Александра III, после чего новые репрессии завершили ее разгром. Члены организации, которым удалось избежать репрессий, в 1890-х гг. сыграли видную роль в оформлении партии эсеров.

«Народная расправа» (1869) — тайное общество, образованное в среде петербургских студентов С. Нечаевым в 1869 г. Поддержку в организации общества ему оказывал М. А. Бакунин, вместе с Нечаевым они выпустили «Катехизис революционера» — своеобразное изложение идеологии революционного экстремизма. Нечаеву удалось в короткое время привлечь в свою организацию несколько десятков человек. Ее члены были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой, и подчинялась «Центру», т. е. на деле – Нечаеву. Он же действовал как диктатор, требуя к себе беспрекословного повиновения. К лету 1870 г. Нечаев планировал развернуть «разрушительную деятельность»: создать боевые отряды, привлекая в них «разбойные» элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать «частные капиталы». Однако развертыванию деятельности организации помешало убийство в ноябре 1869 г. студента Иванова, активного члена «Расправы», не пожелавшего подчиниться требованиям Нечаева и совершенное по приказу С. Нечаева. В результате следствия организация была раскрыта полицией зимой 1869 -1870 гг., по делу проходили 80 человек. Нечаеву удалось скрыться за границу. С целью дискредитации революционного движения над «нечаевцами» в 1871 г. был устроен показательный процесс, материалы его широко публиковались в правительственной печати. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф.М. Достоевского «Бесы».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты