КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не нашел. 1. Культура в широком смысле — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
1. Культура в широком смысле — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Духовная культура — наиболее ценные произведения человеческого творчества, зафиксированные на материальном носителе и доступные окружающим.
Основными направлениями духовной культуры являются: - литература; - живопись; - музыка; - архитектура; - иные виды культуры.
2. В догосударственный период культура восточных славян была представлена в основном предметами быта — избы, посуда, рубашки-вышиванки, народные песни, которые стали результатом сплава древнеславянской оседлой и скифо -сарматской степной культур. Особый прорыв в культурной сфере происходит в период расцвета Киевской Руси при Владимире Красное Солнышко и Ярославе Мудром после принятия Русью христианства:
- распространяется грамотность; - на Руси появляется собственная письменность — "кириллица", разработанная Кирилломи Мефодиеми получившая распространение в Болгарии и Киевской Руси; - идет бурное строительство (яркие памятники — Софийский собор и Золотые ворота в Киеве); - происходит расцвет истории и литературы ("Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве").
3. Культура Руси в период монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.) носила сильный религиозно-православный и патриотический оттенок:
- расцвела иконопись (выдающийся представитель — (Андрей Рублев); - православно-патриотическая проза (Сергий Радонежский); - поэтическо-патриотическая проза ("Задонщина"); - патриотические былины ("Сказание о Евпатии Коловрате", "Садко"); - исторические хронографы.
Это не случайно, поскольку православие стало главной духовной опорой русского народа в период ига; в русском народе также жила ностальгия по былой славе предков.
4. После свержения монголо-татарского ига в 1480 г. в Московском государстве почти во всех сферах культуры восторжествовал помпезный имперско-византийский стиль: - Московское государство, освободившееся от монголо-татар вслед за падением Византийской империи, было объявлено наследником Византии и Римской империи (Москва — Третий Рим); - Московская Русь берет византийские государственные символы — византийского двуглавого орла в качестве герба; - в центре Москвы по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти возводится современный Московский Кремль и Покровский собор (храм Василия Блаженного); - окончательно формируется русский язык, выходит первая печатная книга — "Апостол", изданная Иваном Федоровым.
5.Отличительной чертой русской культуры конца XVII в. стал церковный раскол:
- православная церковь и верующие раскололись на два крупных лагеря — старообрядцев и сторонников церковных реформ; - старообрядцы, лидером которых стал протопоп Аввакум,выступали за абсолютную незыблемость всех церковных канонов, сохранение древнейших обрядов, аскетизм; - реформаторы во главе с патриархом Никоном выступали за реформы в церкви, упрощение обрядов, приведение в соответствие с европейскими нормами; - кроме того, Никон выступал за возвышение роли церкви, придание патриарху статуса, равного царю; - реформаторы и власть преследовали старообрядцев; последние были вынуждены уходить в "скиты", на необжитые территории, вести замкнутый образ жизни; - победа реформаторов была временной; пришедший к власти Петр I выступил резко против засилья церкви в государстве, должность патриарха была ликвидирована, а церковь максимально удалена от государственных дел.
|