КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мольер и его театр. Формирование жанра высокой комедии и ее особенности. Организация представлений в театре Мольера (на материале одной из пьес).Мольер Ж.-Б. (1622–1673) - французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии и наследник традиции народного фарса. В его творчестве отразились устремления и надежды французского народа. Мольер - это псевдоним, настоящая фамилия - Поклен. Актёр и драматург сменил имя, что бы не позорить отца - почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Первые сочинения – комедии «Сумасброд» и «Любовная размолвка». Пишет произведения: «Смехотворные жеманницы», «Ревнивый принц», «Школа мужей», «Школа жен», «Психея», «Мещанин во дворянстве» и мн. др. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию - "Тартюф, или Обманщик". Главный персонаж - пройдоха и обманщик, лице мер и сладострастник - носил сутану, и власть имущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию "Общество Святых даров". Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Самыми знаменитыми произведениями становятся кроме «Тартюфа» — «Дон Жуан» и «Мизантроп». Мольер создал новый жанр – комедия-балет (первая комедия-балет «Докучные»), где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. Они делятся на 2 группы: первая — комедии с фарсово-бытовыми сюжетами («Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве»); вторая — комедии-балеты пасторально-мифологического содержания («Принцесса Элиды», «Блистательные любовники»). Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. По своему мировоззрению Мольер был материалистом, наследником лучших традиций гуманистической мысли, последователем Рабле, Монтеня, Шаррона, страстным поборником жизненной правды. Он издевался над сословными предрассудками, над извращениями естественных, человеческих отношений. Он обличал и высмеивал глупцов и моральных уродов. При этом он не щадил буржуазию, не идеализировал ее, резко критикуя, как и другие сословия. Мольер был единственным драматургом эпохи абсолютизма, в произведениях которого выражались народные устремления, народные оценки общественных отношений, народная точка зрения на различные явления французской жизни. Мольер хорошо знал и любил народ, знал его быт, песни, игры, обычаи. Он в совершенстве владел народным языком, различными наречиями, говорами и ввел их в свои комедии. Его народные персонажи всегда наделены глубокой народной мудростью, здравым смыслом и противопоставлены комическим людям из имущих сословий. Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера похоронили за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.
|