КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Театр в структуре общественной и культурной жизни России 18-19 вв. Крепостной театр как феномен русской культуры.В формировании нашего национального профессионального театра значительную роль сыграли русские городские, так называемые партикулярные труппы (т.е. частные, вольные, самостоятельные, независимые, гражданские). Известно, что зимой в 1749 году в Москве играли две труппы: одна из них возглавлялась "служителем сержанта Канищева" Кондратием Байкуловым, другая - "канцеляристами" Василием Хилковским и Иваном Глушковым. Эта тенденция очень быстро развивалась и следующий 1750 год был подобен взрыву в истории русского театра: заявили о желании играть "российские комедии" сразу семь трупп (и это только в Москве). Так как труппы были полупрофессиональные, то есть игра на сцене была не основной их деятельностью, то собирались они в свободное от основных занятий время и спектакли разыгрывали поначалу только "по случаю". "Охотники" всерьёз готовились к спектаклям и много репетировали, прежде чем вынести спектакль на публику. Играли они чаще всего на святках, реже - на масленой или святой. Старинный обычай ряженья на святках, когда ряженными нередко разыгрывались устные драмы. Театральные представления давались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Одним из таких театров являлся Ярославский театр под руководством Федора Григорьевича Волкова. При организации в Петербурге общедоступного театра Елизавета Петровна пригласила в столицу Федора Волкова, его братьев Гаврилу и Григория, а также других людей, нужных для театра. В последствии они стали первыми профессиональными актерами. 30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором она повелевала "учредить русский для представления трагедий и комедий театр". Под театр был отдан Головкинский каменный дом на Васильевском острове. Директором театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт Александр Петрович Сумароков. При формировании труппы возникли сложности с женской частью артистов и сначала женские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно на сцену стали выходить и женщины. Играл театр в основном пьесы Сумарокова, в которых главные роли исполняли Федор Волков и его сподвижники еще по Ярославля - Иван Афанасьевич Дмитриевский и Яков Данилович Шумский. Шумский играл по преимуществу в комедиях и прославился исполнением роли старухи Еремеевны в комедии Фонвизина "Недоросль". С тех пор эту женскую роль часто играют мужчины. Если Волков был первым профессиональным актером, то Сумароков был первым писателем, который создал в середине XVIII века репертуар для русской сцены. Это был период классицизма для русского театра. Спектакли труппы Волкова игрались также в "Оперном доме у летнего сада". Позже русская труппа играла в театре, помещавшемся в Зимнем дворце. Рядом с этим дворцом архитектор Д. Кваренги построил в 1785 году Эрмитажный театр. В июне 1781 года Эрмитажный театр был передан в распоряжение Придворной конторы. Из частного он превратился в императорский. В XVIII веке театр в глазах общества приобрел уважение, возникла привычка и потребность ходить в театр и читать пьесы. С 1786 по 1794 года выходил журнал "Российский театр", в котором публиковались оригинальные и переводные пьесы. Во второй половине XVIII века начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается оригинальная манера актерской игры, сценического поведения. Обширный репертуар, включающий пьесы различных направлений, помогал выявлению талантов, совершенствованию актерского искусства. Обогащению профессиональных навыков способствовали выступления драматических актеров в операх, балетах, музыкальных спектаклях. Они стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художественные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы. Не «потешника», а художника-просветителя и воспитателя общества видели теоретики классицизма в актере. И русский театр стремился утвердить и развить это основное положение классицистов. Рядом с классицизмом и сентиментализмом в драматургии появляются элементы критического реализма. Эти формирующиеся художественные системы также воздействуют на театральное искусство. Активно влияют на игру первых профессиональных артистов России исполнительские традиции школьного театра, театра «охочих комедиантов». Есть свидетельства современников о творческом освоении Ф. Волковым и его последователями наследия искусства скоморохов. Вслед за А. П. Сумароковым первые русские актеры-профессионалы отрицали правила французской декламации, которые во многих театрах Европы считались эталоном для исполнителей классицистской трагедии. В России очень скоро отошли от обязательных для искусства классицизма ограничений. Например, актеры, выступавшие в «высоких» трагических ролях, могли выходить на сцену и в «низкой» комедии. Федор Григорьевич Волков был актером широкого диапазона. Он с одинаковым блеском выступал в трагедиях и комедиях. В совершенстве освоив исполнительскую манеру своего времени, правила декламационного искусства, Волков внес в них новые черты. Для него было характерно стремление к естественности, эмоциональность, яркий темперамент. Поиски сценической правды, начатые Волковым, в недалеком будущем стали отличительной чертой русского театра. Через много лет М. С. Щепкин, рассуждая о величии, славе и самобытности русского театра, особо подчеркнул, что именно Волкову последующие поколения российских актеров обязаны всем лучшим. Среди актеров второй половины XVIII века — последователей Ф. Г. Волкова — первое место принадлежит Ивану Афанасьевичу Дмитревскому (1734—1821). Свой сценический путь он начал в Ярославском театре, вместе с Волковым прибыл в Петербург, совершенствовал мастерство, пополнял знания в Шляхетном корпусе и в первом профессиональном русском театре стал одним из ведущих актеров. После смерти Ф. Волкова он возглавил русскую труппу Дмитревский не признавал распевной декламации, статичности героев классицистской трагедии. Речь его была согрета естественным чувством, восхищала искренностью эмоций. Дмитревский намечал мизансцены, тщательно отрабатывал пластику, стремился вносить в классицистские спектакли правду человеческих чувств. В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись "Министерством двора Его Императорского Величества". В эту сеть вошли три петербургских театра: Александринский, Мариинский и Михайловский, - и два московских: Большой и Малый. В октябре 1824 года в бывшем доме купца Василия Варгина на Петровской (ныне Театральной) площади открывается Императорский театр. В январе 1825 года на той же площади после пожара 1812 года был реконструирован и другой театр, который из-за его размеров стали именовать Большим (до этого он назывался Петровским), а первый театр стали именовать Малым. Вначале театры имели общую труппу и представляли вниманию публики оперные, балетные и драматические спектакли. Но постепенно Малый стал специализироваться на драматических постановках, а Большой - на опере и балете. Кроме Императорских театров в России к тому времени образовалось множество провинциальных театров, которые находились в ведении губернаторов или городских чиновников. В Москве и Петербурге Императорские театры образовали монополию. В столицах разрешали играть только актерам этих театров. В 1882 году монополия была отменена и сразу же стали открываться частные театры. Самыми известными из них были: театр Кроша в Москве (просуществовал до 1923 года), Драматический театр Бренко, театр Суворина в Петербурге (1895 - 1917). Во второй половине XIX века новые театры появляются и в других городах России, а к концу столетия не было ни одного губернского города, не имевшего театра. В небольших городах театральные труппы создавались как антрепризы - частное зрелищное представление. Актерские труппы собирались на сезон (с осени до весны) антрепренером. Договор антрепренера с актером получил название "ангажемент". В театральную жизнь вошло такое понятие как бенефис - спектакли или концерты, сбор от которых поступал в пользу актера. Бенефисом также называется спектакль, сыгранный в честь одного из участников - как выражение признания его заслуг. С появлением пьес А.Н. Островского и И.С. Тургенева для русского театра начался период реализма. Актерское искусство изменилось вместе с драматургией. Оно стало более жизненным, правдивым, реальным. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык, новые герои: купцы, чиновники, мещане. А.Н. Островский стал постоянным автором Малого театра. В его пьесах актеры театра блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Репертуар театров в течение всего XIX столетия зависел от вкусов актеров и антрепренеров, от предпочтений меценатов и переводчиков зарубежных пьес. Влияние режиссера было невелико, и его задачи сводились к "надзору за труппой". В режиссеры шли актеры, как правило, не очень талантливые.
|