КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская классика и театр. Роль драматургии Гоголя, Островского, Чехова в становлении русского театра.В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой - соответствовать литературным изменениям. Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня. В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии - пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её. Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего. В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное - он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создаёт прежде всего психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека. Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница). Наибольшее влияние Островскийоказал на деятельность московского Малого театра, который и сейчас называют Домом Островского. В этом театре была воспитана целая плеяда русских артистов, которая взросла на пьесах замечательного драматурга, который неуклонно утверждал традиции реализма среди актеров. В театре была создана школа актерского мастерства, которая выпустила из своих рядов много известных артистов. Произведения писателя и драматурга, которые были воплощены на русской сцене стали настоящей энциклопедией нравов и бытовых условий целой эпохи русского государства. Среди действующих лиц, созданных Островским в своих произведениях, выведены купцы, помещики, чиновники, генералы, крестьяне, студенты и другие слои населения. Эти персонажи, взаимодействуя в историях, сочиненных писателем, давали представление о сложной и противоречивой жизни середины 19-го столетия. Островский продолжил традиции русских классиков по созданию целой галереи женских образов. Творческий опыт Островского-драматурга дал толчок дальнейшему совершенствованию русского театрального искусства, которое было продолжено его последователями. Антон Павлович Чехов стремился продолжать и развивать благотворные традиции, которые были заложены в произведениях таких его великих предшественников, как Гоголь, Тургенев, Островский. Вместе с тем, Чехов сделал большой шаг вперед в истории не только русского, но и мирового театра, что не сразу было понято и должным образом оценено. Показательной в этом отношении является сценическая судьба «Чайки». Впервые «Чайка» была поставлена на сцепе императорского Александрийского театра в Петербурге. Однако, привычные театральные приемы, старая школа актерской игры не были приспособлены к передаче особенностей новаторской по самой сути своей драматургии Чехова. Нужен был принципиально новый театр, способный найти ключ к чеховским пьесам. И такой театр был создан. Основоположниками его были К. С. Станиславский и Ил. И. Немирович-Данченко. Тема «Чехов и Московский Художественный театр» входит как составная часть и в историю русской литературы, и в историю русского театра. Чеховская драматургия, несомненно, помогла рождению театра нового типа, утверждению новаторских принципов режиссуры, школы актерского мастерства, вообще всех элементов театрального искусства. С другой стороны, Московский Художественный театр во многом повлиял на судьбу Чехова-драматурга. Под непосредственным влиянием этого театра Чехов создает свои последние пьесы - «Три сестры» и «Вишневый сад». Встреча А. П. Чехова с Московским Художественным театром - событие, значение которого трудно переоценить. Самое главное, что заключалось в чеховской драматургии и что было особенно важно для театра,- это художественная правда. Не случайно руководители театра особо подчеркивали именно эту главнейшую особенность пьес Чехова, определявшую в конечном счете все идейно-художественное значение его произведений: «Чехов,- писал Станиславский,- одинаково владеет на сцене и внешней, и внутренней правдой... Он уточнил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, которые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на человеческую душу».
|