КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рационализм.Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в определенности сознания -- мышления. Требование, что должно исходить лишь из мышления как такового, Декарт выражает словами: «во всем должно сомневаться» - это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений. Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Первичную достоверность Бэкон находит в чувственной очевидности, в эмпирическом, смысловом познании. Для Декарта, однако, чувственная очевидность как основа, принцип достоверности познания неприемлема. В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которо-му каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум». Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он фор-мулирует следующим образом: · не принимать никогда любую вещь за истин-ную, если ты ее не познал как истинную с очевидно-стью; избегать всякой поспешности и заинтересован-ности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимее перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомне-ваться в этом; · разделить каждый из вопросов; которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить; · свои идеи располагать в надлежащей последо-вательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, кото-рые естественно не следуют друг за другом; · совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.
Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто сущест-венным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат, в частности, Б. Спи-ноза и Г. В. Лейбниц.
Т.о. Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
1. Основные черты эмпиризма философии Нового времени: - исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины; - путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент; - исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений 2. Характерные черты рационализма новоевропейской философии: - через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира; - рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления; - на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания. 3. Эмпирический и теоретический уров-ни знания отличаются по предмету, сред-ствам и методам исследования. Однако вы-деление и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстрак-цию. Эти два пласта знаний всегда взаимодействуют между собой. И, наконец, какой метод избрать?. При ответе на этот центральный вопрос, хочется напомнить требования к методу классика философии Нового времени Ф.Бэкона, которые выражаются в виде иллюстраций работы муравья, паука и пчелы: «Путь муравья» - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления; «Путь паука» - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания; «Путь пчелы» - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма. Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное знание есть результат правильного сочетания разума и чувств. Поэтому нахождение этой «золотой середины», идеальной пропорции необходимо как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни.
|