КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что представляет собой социальная структура российского общества?
В соответствие с данными различных социологических исследований можно «нарисовать» приблизительную картину социальной структуры российского общества на начало 2005 г. 70 % российских граждан исследователи относят к низшему классу, 25 % – к среднему и 5 % – к высшему. Примерно 30 % граждан проживают за чертой бедности, из них около 10 % считаются нищими. Приведенные данные весьма условны и дают лишь общее представление о социальной структуре. Более дифференцированная структура общества описана в трудах Т.И. Заславской. По ее мнению, современное российское общество, с некоторыми условностями, можно разграничить на пять основных социальных слоя: элиту, верхний, средний, базовый слои и социальное дно (андеркласс). При этом структура работающего населения на начало января 1997 г. в процентном соотношении выглядела следующим образом: доля элит составляла не более 1 %; верхний слой – 5–6 %; средний слой – 66 %; нижний слой – 10 %. Процентное соотношение представителей «социального дна» не определялось, так как данную категорию граждан, по мнению Заславской, «вряд ли следует включать в работающее население»[16]. Среди российских граждан велико желание «быть не хуже других», даже если для этого нет достаточных оснований. Поэтому на вопрос: «К какому социальному классу вы себя относите?», 55 % ответили – к среднему. За последние три‑четыре года (2000–2004) доля среднего класса в российском обществе немного увеличилась, но она составляет всего 25–27 %.[17] Особенностью социальной структуры российского общества является то, что в нем имеется большой социальный слой (примерно 25–30 %), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса. Это врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, инженерно‑технические работники, деятели науки и культуры, мелкие предприниматели, обладающие достаточной социальной активностью и находящиеся в возрасте от 25 до 50 лет. В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России, в силу различных причин, главной из которых является нежелание правящей элиты иметь в стране самодостаточный средний класс, эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и не может самореализоваться как средний класс. По данным Института комплексных социальных исследований, в 2003 г. 46,9 % россиян отнесли себя к тем слоям, которые в результате реформ «проиграли» и не сумели приспособиться к новым условиям. Этих людей условно можно отнести к маргиналам. Треть опрошенных – «остались при своих» и лишь 6,8 % считали себя «победителями». Разрыв в доходах между 10 % наиболее богатых граждан России и 10 % наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет примерно 30–40, т. е. наиболее состоятельные в 30–40 раз богаче бедных. Для сравнения – в СССР децильный коэффициент в разные периоды колебался в пределах 5–7. Нищая Россия в 2004 г. вышла на четвертое место в мире по количеству долларовых миллиардеров.
Литература
Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. – М., 2001. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. – М., 2000. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно‑структурная концепция. – 2‑е изд., испр. и доп. – М. 2003. ЛапинН.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. – М., 1994. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // СОЦИС 2004, № 12. Смелзер Н. Социология. – М.,1994. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. Тихонова Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения // СОЦИС 2004, № 3.
|