КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель процесса убеждения Уильяма Мак-Гуайра⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Сохранив саму идею последовательных стадий процесса создания или изменения установок, Уильям Мак-Гайр создал более детализированную модель, описывающую уже пять этапов: 1) внимание, 2) понимание, 3) согласие, 4) сохранение, 5) поведение. Уточнения, предложенные Мак-Гайром, касаются завершения процесса убеждения и подчеркивается, что помимо согласия для формирования и изменения установки необходимо также сохранение или удержание новой информации. Кроме того, Мак-Гуайр выделяет еще одну стадию — поведение, т.к. именно оно может служить показателем того, что установка возникла и сформировалась. К тому же именно благодаря поведению установки могут закрепляться и сохранять свою актуальность. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение (модель уточнения вероятности)Ричарда Петти и Джона Качоппо Ричард Петти и Джон Качоппо, по-новому взглянув на проблему, пришли к выводу, что процесс убеждения никогда не протекает в чистом виде (наряду с убеждением в нем всегда присутствует внушение). Они утверждают, что убеждение и внушение всегда идут бок о бок, то есть параллельно, отсюда и название их теории. Правда, сами американские психологи не оперируют понятием «внушение», предпочитая называть оба процесса процессами убеждения, хотя по сути, как мы увидим в дальнейшем, можно говорить именно о внушении. При этом процесс собственно убеждения Петти и Качоппо называютцентральным процессом, в то время как процесс внушения—периферийным. Согласно теории уточнения вероятности, для того чтобы человек воспринял убеждающее сообщение по схеме центрального процесса, у него должны быть для этого как потребность, так и возможность. Лишь в этом случае он будет обдумывать проблему, прислушиваться к доказательствам или отвергать их, соглашаться или не соглашаться с аргументами агента влияния. Но даже и в этом случае человек может прекратить взвешенно и критически оценивать информацию и начать воспринимать ее на веру т.е. центральный процесс обработки информации может прерваться и смениться периферийным. Периферийный процесс — это некритичный, бездумный способ восприятия информации. Убеждающее сообщение построено таким образом, чтобы вызвать не раздумья, аэмоции. В этом случае люди начинают ориентироваться навнешние, поверхностные характеристики сообщения. Другими словами, их интересует не чтоговорится, а кто говорит, как говорит. Таким образом, когда у человека нет времени, способности или потребности обдумывать информацию, он полагается на те эмоции, которые вызывает у него источникинформации, темасообщенияили формаего подачи. Центральный процесс. Использование центрально способавосприятия и обработки сообщений,зависит от многих факторов. 1.От значимостидля человека той проблемы, которую затрагивает убеждающее сообщение. 2.Человек должен пребывать в спокойном ровном настроении, т.к. что в приподнятом настроении люди склонны воспринимать информацию некритично, напротив,плохое расположение духа побуждает человек к преувеличенной критичности и даже придирчивости. 4. Кроме мотивации, у человека должна быть еще и возможностьиспользования основного способа восприятия убеждающей информации. 5. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ (РЕШЕНИЙ)
Ее авторы, Музафер Шериф и Карл Ховланд (основной вклад в создание теории внес Музафер Шериф). Он исходит из того, что люди осознают, во-первых, наличие у себя определенных установок, а во-вторых, точно знают, какие они, что собой представляют. Поэтому человек строго контролирует имеющиеся у него установки, сам определяя и решая, какие изменения в них можно допустить, а какие нет. Из этого следует, что любое сообщение, преследующее цель убедить или переубедить в чем-то, сравнивается, сопоставляется индивидом с имеющимися у него установками и убеждениями. Если сообщение очень близко по смыслу, хоть и не идентично взглядам человека, то оно попадает в сферу принятия и ассимилируется. Человек просто не замечает различий между своей установкой и новой информацией,поэтому его установка остается неизмененной. С другой стороны, сообщение, которое заметно расходится со взглядом индивида, попадает в сферу отвержения и не будет им принято, и в этом случае изменения установки не произойдет. И наконец,те суждения, в отношении которых у человека нет уверенности (они окажутся между «Да» и «Нет»), попадут в сферу неопределенности. В соответствии с теорией социальных суждений, изменение установки человека возможно лишь тогда, когда новая информация попадает в сферу неопределенности.
|