КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Суть и значение катехизиса. Служебник, Типикон, Минеи, Требник.Катехизис от греч. «устно наставлять, учить, оглашать» В раннем христианстве катехизис – устное наставление тем, кто готовился принять крещение, краткое изложение основ христианского вероисповедания. Изначально составлялся в свободной форме, затем в вопросно-ответной. Составитель- Мартин Лютер (520) 1562г. – 1-й восточно-славянский катехизис. Сост. Симон Будный (белорус) 1627г. – 1-й православный катехизис. Сост. Лаврентий Зизаний. Позднее в православии 2 катехизиса: 1640г. – Пётр Могила 1823г. – Митрополит Филарет (существовал до 20в.) Христианские религиозные книги: Литургия(греч.-служба, служение)– богослужение, во время кот. произн. молитвы; зависит от времени года, времени суток и места в пасхальном цикле. Служебник–содержит церковный календарь, перечень песнопений и молитв, соотв. Каждому конкретному дню. Типикон (греч. – устав)– содержатся правила о службах, правила постов, монастырского общежития и т.д. Минеи – доп. тексты, расположенные в календарном порядке, где указывается в каой день кого поминать, какой день кому посвящен. Также во время литургии зачитывались заметки из нового завета за искл. Апокалипсиса (т.к. мрачный характер), из Ветхого завета (чаще псалтырь150,( 151) канонических псалмов.) Тре́бник -православная богослужебная книга, содержащая тексты церковных служб и изложение порядка совершения треб — частных молитв и церковных обрядов, совершающихся по требованию отдельных верующих (молебны, панихиды, крестины и т. п.). 23. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Наго́рная про́поведь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев. Считается, что Иисус произнес свое учение на горе. В Галилеи нет настоящих гор, есть несколько холмов. Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. «Рога Хиттина», поскольку она имеет две вершины). Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств — это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума. С середины XX века, после постройки на вершине горы Нахума, в непосредственной близости от Табхи, католического храма, посвященного Заповедям Блаженства, именно она стала известна как гора Блаженств. Гора Блаженств-здесь были произнесены заповеди блаженства: 1)Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2)Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4)Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5)Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6)Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8)Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9)Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Заповеди горя: 1)Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. 2)Горе вам, пресыщенные ныне. 3)Горе вам, смеющиеся ныне. 4)Горе вам, когда люди будут говорить о вас хорошо. Притча о соли и свете: "Вы-соль земли". "Вы-свет мира". Не судите, да не судимы будете. Не делайте, как делают лицемеры. Текст молитвы отче наш. Существует несколько принципов толкования нагорной проповеди: 1.Буквальное (все нужно исполнять, как сказано). 2.Гиперболическое (не обязательно полностью следовать, т.к. используется гипербола). 3.Метод основных принципов (Иисус Христос дает не правило жизни, а лишь основные принципы). 4.Двойственное толкование (общие положения и частные случаи: 1) используют все; 2) только для священников и монахов). 5."Два мира" (М.Лютер) (считает, что существенное разделение на духовное и материальное: нагорная проповедь относится только к духовному миру). 6." Не что делаешь, а как делаешь". 7. Толкование временной этики ( Иисус Христос не интересуется жизнью в материальном мире). Ранняя христианская проповедь. Omilia-гомилия. Гомилетика-правило составления проповеди, наука о церковном красноречии. Изначально христианская проповедь была свободной, потом появилась тематическая проповедь. К тематическая проповеди готовились заранее, публиковались. Т.к. Проповедь-ответственное дело, к проповедничеству допускались не все. В католичестве и православии-тематическая проповедь. В протестантизме-свободная проповедь. Гоми́лия (греч. ὁμιλία — «общество, общение, беседа», от ὁμός — «равный, подобный» и ἴλη — «группа, небольшое общество») — аналитико-экзегетическая форма проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Cвященного Писания. Является наиболее древней формой проповеди, введена в употребление Оригеном; древнейшая сохранившаяся гомилия принадлежит Клименту, епископу римскому. Беседы встречаются в гомилетическом наследии большинства как восточных, так и западных Отцов Церкви. Истоки подобной «беседы» восходят к ветхозаветному субботнему богослужению, содержавшему как обязательный элемент чтение и истолкование прочитанных отрывков. 24. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь». Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» Христианское учение о троице складывается в 4 веке. Святая Троица – 3 ипостаси Бога: бог-отец, бог – сын, бог – дух святой. Все они единосущны, несотворённы и равновесны. Обладают одной божественной сущностью. На рубеже 3-4 вв. возникает «арианская ересь». Связана со священником из Александрии Арием (256 – 336). Учил, что сын божий был создан богом – отцом. Иисус Христос является творением бога, значит, сам не является богом. Но Иисус наделён божественной силой, может быть назван вторым богом. Святой дух – творение Иисуса Христа, значит, является внуком бога. Она потрясла восточную церковь. «Арианская ересь» - неверное прочтение текстов. Арий был осуждён в 325 году и умер в изгнании. Вопрос об «арианской ереси» поднимался на 2-м вселенском соборе в 381 году, она была осуждена. Католическоефелиокве пересекается с «арианской ересью» Бог – отец
Бог – сын Бог – святой дух
Бог-отец – Бог-сын
Бог-святой дух
Бог-святой дух
|