КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Символика православного храма как отражение христианского мировоззрения.
Христианский храм – «книга для неграмотных». На Руси его умел «читать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте. Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение. Стены храма «толкуются как закон Божий». Низ стены символизирует землю. Наверху стены отражали события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов. Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из стран света. Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева. Алтарь - это самая важная часть храма. Слово «алтарь» (alta aru) переводится с латинского языка как «высокий жертвенник». Алтарь – это центр храма, его главная святыня. Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже освященный, оправданный. «По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются начало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первого и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие. При этом первый просвещает и руководит вторую, и средняя часть становится чувственным выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается нарушенный грехопадением порядок вселенной» . Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части храма. На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом. Иконостас состоит из пяти рядов икон и служит алтарной преградой, разделяющей два мира: мир видимый (сам храм) и мир невидимый (алтарь). По мнению П. А. Флоренского, иконостас – это не просто «кирпичи, камни, доски», «иконостас есть сами святые» . Флоренский считает, что, если бы духовное зрение молящихся было развито сильнее, «то никакого другого иконостаса кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его … в храме и не было бы»2. Называя иконостас «костылем духовности», Флоренский акцентирует внимание на том, что его назначение заключается не в сокрытии чего-то важного от верующих, но в указании на «тайны алтаря», иначе алтарь совсем исчезнет из сознания толпы. Западная сторона храма символизирует «страну мертвых». На этой стороне обычно хоронили почивших. Притвор – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Своды, купол. Первоначально, именно свод, возвышающийся над главной частью храма, символизировал небо, простирающееся над четырьмя сторонами света. Но впоследствии символическую роль неба стал выполнять купол. Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости. Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Спасо-Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову. Внешняя символика храма как отражение христианской модели мира Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Что касается формы купола, то с XVI века на смену «шлемовидному» завершению древнерусского храма приходит «луковичное». Такая форма купола напоминает увенчанный крестом огненный язык, заостряющийся кверху. Внутри храма луковичный купол выполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом создает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение. Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою завершающую небесную сферу, где царствует Сам Господь. Но в действительности над храмом есть настоящий небесный свод, который своей недостижимостью напоминает о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и пламенное горение. Этим объясняется устройство купола в виде пламени свечи, устремленного вверх. Между наружным и внутренним образами существует взаимосвязь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится внутрь храма, становясь его куполом.
|