КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория социального действия М.Вебера.Вебер определяет действие как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.. "Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". А центральной задачей он объявляет объяснение социального действия. По своему качественному своеобразию оно отличается от реактивного поведения, т.к. в его основе лежит субъективный смысл. Речь идет о заранее предусмотренном плане или проекте действия. В качестве социального оно отличается от реактивного поведения тем, что этот смысл соотносится с действием другого. Социология, таким образом, должна посвятить себя изучению фактов социального действия. Социальное действие, по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия. Социальное действие: 1) обладает смыслом для того, кто его совершает, 2) ориентировано на других людей. Если анализировать социальное действие как систему, в нем можно выделить следующие составные элементы: 1) действующее лицо (субъект действия) 2) объект действия (лицо, на которое действуют) 3) средство или орудие действие 4) способ использования средств действия 5) результат действия или реакция лица, на которое действуют. Социальное действие следует отличать от понятия «поведение». Поведение – это реакция на действие. Социальное действие – это система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группы пытаются изменить поведение, установки или мнения других лиц или групп. Социальное действие, его совершение требует наличия у субъекта определенной установки или твердой склонности к выполнению определенного действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости: 1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. 2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль); 3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды). 4. аффективное — определяется эмоциями; Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. 28. «Понимающая социология» М.Вебера. Вебер был согласен с Дильтеем, в плане разделения найк о природе и о человеке о духе.Есть науки ,занимающиеся об-вом,человеком. С точки зрения вебера нельзя строить гауки о человеке также как науки о природе.Науки о духе имеют другой объект познания, а следовательно необходимо пользоваться другими методам. Поскольку человек сознательное существо,то поэтому неолходимо изучать его сознание.В это плане мнения дильтея и вебера расходятся.вебер не был согаслен в вопросе понимая.Если естесвенный науки пользуются объяснениями,то найки об об-ве должны пользоваться пониманием. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. 29. М.Вебер: рационализация социального действия как тенденция исторического процесса. Согласно Веберу капитализм, бюрократическое управление и научно-технический прогресс учавтвуют в долгом процессе-рационализация.
Вебер утверждает, что тенденции исторического процесса является рационализм социального действия. 300-400 лет рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики и культуры, рационализируется образ жизни людей. Факторы, повлиявшие на причину появления рационализации: 1) античная наука(метаматика, которая в эпоху Возраждения была дополнена эксперементом) 1) Рациональное Римское право, которое в средние века получило свое распространение в Европе 2) Рациональный способ ведения хозяйства, благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Мировоззренческие предпосылки синтеза этих составляющих в европейской культуре были созданы протестантизмом.
ПРОТЕСТАНТИЗМ – фактор, способный синтезировать вышеперечисленные факторы. В результате рационализации в Европе возник новый тип общества – индустриальное, где господствует формально – рациональное сознание. Вебер ввел понятие « формальная рациональность», где рациональность сама цель, главное процесс рациональности ФОРМАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – калькумеруемость, то, что поддается количественному учету. Материальная рациональность- рациональность для чего-то Исторический процесс- процесс движения к формальной рациональности. Соц. Носитель прогрессирующей рациональности – рациональная бюрократия. 30. Основные идеи работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания. Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией. Протестанты видела свой долг перед богом « в труде и интенсивном предпрениматесльтве» ,а католики «каждый отдельный поступок хороший или дурной ставился в заслугу или порицался и влиял на всё его земное существование и вечную жизнь» в тетрадке.
|