КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Ч.Р.МИЛЛСА.В 1959 г. выходит книга Чарльза Р.Миллса "Социологическое воображение", в которой автор подвергает радикальной критике господство функционализма и эмпиризма. Наступило время, когда потребность в дальнейшем развитии социологической теории проявилась с большей отчетливостью. Сама идея воображения свидетельствует о том, что социологи должны стремиться не к механической обработке данных, а к творческому осмыслению социальных процессов. Социология оказывается определенным способом видения, когда обоснование действий индивидов соотносится с широким социальным контекстом. Среди важных черт развития социальной теории в эту пору следует отметить влияние структурализма (французского по своему происхождению интеллектуального течения) и культурализма (преимущественно британского). Возникают новые разнообразные формы марксизма, в том числе структуралистского и культуралистского. В этот период возрождается и социология в СССР. Она выступает преимущественно как прикладная дисциплина, поскольку социальная теория в ту пору была почти исключительно представлена философским марксизмом-ленинизмом. Его творческие относятся к двум крупным областям: 1) политический радикализм - критика существующего социального строя, в котором господствуют бюрократия и властвующие элиты; 2) социологический радикализм - критика американской социологии, впавшей в абстрактный эмпиризм и спекулятивное философствование. В последние годы своей жизни Миллс стал бескомпромиссным критиком. Кроме критической части, включающей два указанных раздела, Миллс разработал конструктивную программу, названную им <новой социологией>: переустройство социологии на фундаменте духовных ценностей и возвращение к <высокой классике>. Книга <Социологическое воображение> занимает особое место в творческой биографии Р. Миллса и в истории современной социологии[52]. В ней автор выносит приговор святая святых американской социологии - эмпирической методологии П. Лазарсфельда и <большой теории> Т. Парсонса. Если и было чем гордиться американским социологам в середине XX в., так это двумя великими достижениями - мощной эмпирической индустрией, выпускающей каждый месяц десятки и сотни изготовленных по всем требованиям научного метода образцовых исследований, и самой грандиозной теоретической системой в современной социологии, затмившей все уже созданное. Работа Миллса явилась, быть может, самым сильным вызовом социологическому истэблишменту США, который когда-либо был ему брошен. Написанная ярким публицистическим языком, она содержала аргументы, которые мог выдвинуть только опытный исследователь и проницательный аналитик. Р. Миллс выявил действительные болезни современной социологии, которые назвал <абстрактным эмпиризмом> и <большой теорией>.
|