КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обществе.
Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека
Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX в. явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу. В 1945 г. был принят Устав ООН, провозгласивший в качестве одной из целей этой организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам всех людей без исключения. Этот документ явился политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека. Другим важным документом явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Декларация определила минимальный объем прав и свобод, которым должен обладать любой человек в политической, экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни, дав перечень конкретных прав. Создатели Декларации провозгласили некий общечеловеческий минимум прав и свобод исходя из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико. Именно на ее основе и в развитие ее положений в последующем были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека. Самыми значительными из них являются Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба пакта приняты в 1966 г. и вступили в силу, в том числе для СССР и России в 1976 г. В настоящее время действуют и многие другие международные соглашения по правам человека. Для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств. Международное сотрудничество в области прав человека не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по Правам человека продолжается и сейчас. Все сказанное выше не означает того, что права личности (или некоторые из этих прав) непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительные права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства. В то же время в современном мире резко возросли взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.
12. Факторы, ограничивающие вмешательство государства в частную жизнь.
Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод. Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В соответствии с этим определением никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить этот выбор. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести. С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширительному толкованию правовых норм.
Права человека — это его естественные возможности, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности в различных жизненных сферах.Права гражданина — это направленная на удовлетворение интересов человека охраняемая законом мера его юридически возможного поведения, обусловленная принадлежностью этого человека к определенному государству. Следует отметить, что особенностью советского периода истории нашей страны было явно недостаточное внимание к “правам человека”. Немало говорилось о правах советских людей, граждан, правах трудящихся. Однако просто человек и соответственно его права и свободы в отрыве от социальных (общественных, классовых, государственных) доминант попросту не рассматривался, а сами взгляды на “права человека” выступали не иначе как “проявление абстрактного буржуазного гуманизма”. “Между правами человека и правами личности имеется неразрывная связь, так как “права человека — это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности” (АД. Гусев). Права и свободы не следует отождествлять. Права личности (человека) — это определенные “свойства и особенности бытия личности”, которые являются необходимыми способами и условиями ее жизни в соотнесении друг с другом участников общественных отношений в различных сферах жизни, минимально гарантированными государством. Свободы же человека — это его права “от природы присущие”, на которые государство и общество должны ориентироваться и максимально их обеспечивать и всячески защищать. В контексте общемирового понимания прав и свобод личности их принято рассматривать в развитии и говорить об их поколениях, т.е. о понятиях, характеризующих различные категории прав человека не только по содержанию, но и по времени их возникновения. Первое поколение прав и свобод развивается с началом эпохи буржуазных революций XVII—XVIII вв. Исходной являлась мысль о существовании неотъемлемых личных, гражданских и политических прав человека, ограничивающих вмешательство государства в сферу его существования (право на жизнь, на равноправие в экономической и правовой сфере, неприкосновенность жилища, на свободу мысли, совести и др.). Второе поколение прав человека утверждалось в процессе борьбы человека за улучшение своих социально-экономических и культурных основ жизни и оформилось к середине XX в. (право на труд и свободный выбор трудовой деятельности, на отдых, на образование, на социальное обеспечение старости, инвалидности, защита материнства, облегчение и правовое урегулирование женского и подросткового труда и т.д.). В отличие от либеральных ценностей прав предшествующего поколения для реализации социально- экономических прав и свобод требуется активная организующая роль государства. Поэтому права этого поколение иногда называют позитивными. Третье поколение прав и свобод человека (коллективные права и свободы или “права народов”) стало развиваться после Второй мировой войны под воздействием осознания необходимости объединения прогрессивных человеческих усилий перед угрозой глобальных проблем человечества (право на мир, на благоприятную окружающую среду), а также в связи с настойчивыми тенденциями его развития (право на информацию). (Братановский С.Н.). В настоящее время имеется ряд международных актов, в своей совокупности создающих универсальный стандарт прав человека. В частности это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция по предупреждению жестокого и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (1984 г.) и др. Важным инструментом защиты прав граждан стал институт омбудсмена — такой государственной должности, целью осуществления которой является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Впервые этот институт возник в скандинавских странах (сборщик денежного штрафа — шведск.): Швеция (1810), Финляндия (1920), Норвегия (1955). Затем этот институт распространился и в иных странах: Австралия (1971), Ямайка (1970), Польша (1987), Венгрия (1989), Россия (1993) и др. Практическая деятельность современных государств сталкивается с необходимостью в некоторых случаях ограничения прав и свобод человека. Эти ограничения заключаются: в исключении из общей совокупности прав и свобод человека, принадлежащих (либо предоставляемых) ему некоторых прав; в сужении объема и/или содержания конкретных прав и свобод путем установления властью пространственных пределов, временных рамок, круга лиц или определенных обстоятельств поведения индивидов. Условия ограничения прав и свобод строго оговорены: случаи необходимости обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и, необходимости удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (Всеобщая декларация прав и свобод человека); необходимость поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны, предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности населения, охраны территориальной целостности и др. (Европейская конвенция); необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция РФ).
13. Ограничение прав и свобод личности, случаи его необходимости и его пределы.
Общие признаки правовых ограничений, как считает А.В. Малько, заключаются в том, что они:
1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного "предельного" состояния;
3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию;
4) направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;
5) предполагают снижение негативной активности[ Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2005. - С. 59.].
Цели ограничений в научной литературе определяются по-разному: сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений (А.В. Малько)[ Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М., 2005. - С. 60.]; запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (В.А. Четвернин)[ Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М., 2006. - С. 30.]; защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман); необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б.А. Страшун)[ Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1, 2. - М., 2006. - С. 119.]; поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан (А.С. Мордовец)[ Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - М., 2006. - С. 53.].
14. Права и свободы человека: содержание и становление поколений.
Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V–IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международноправовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о Правах Конституции США (1791 г.). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.
В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.
|