КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические представления Демокрита и Платона (сравнительный анализ).
Сравним между собой основные положения учения о душе Демокрита, представителя материалистическойтенденции в древнегреческой философии, и Платона, представителя идеалистической тенденции.
1. Сначала разберем некоторые общефилософские положения Демокрита и Платона относительно мира в целом, без чего невозможно понять их учения о душе. Итак: Бытие: атомы или идеи?
Демокрит.
| Платон.
| Мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов, и все вещи состоят из них. «Ничто не возникает из ничего», то есть Вселенная несотворима и неуничтожима, хотя отдельные миры могут возникать и погибать. Учение о множестве миров, существующих во Вселенной, - предвосхищение идеи Джордано Бруно.
Все во Вселенной подчинено не каким – либо сверхъестественным силам, а закону необходимости. Необходимость есть бесчисленная цепь причинно – следственных отношений.
| Истинным бытием обладают идеи. Идею Платон понимал как субстанциализированное родовое понятие, а также «как принцип вещи, как метод ее конструирования и познавания, как смысловую модель ее бесконечных чувственных проявлений, как смысловую ее предпосылку…, наконец, как такое общее, которое представляет собой закон для всего соответствующего единичного. При этом материя является функцией идеи».
Речь идет о том, что существует где – то в заоблачной дали мир особых сущностей – идей, которые гораздо более реальны, чем те чувственные вещи, которые мы имеем перед собой.
Так прекрасные вещи прекрасны благодаря «сопричастию» особой сущности – идее прекрасного.
| 2. Душа: особое тело или часть мировой души?
Демокрит.
| Платон.
| Душе (по природе) присуще движение, следовательно, она – огонь вследствие ее подвижности. Утверждал, что огонь состоит из шарообразных атомов, ибо шар самое подвижное из всех тел… Душа и огонь состоят из самых подвижных атомов – из шарообразных… Демокрит отрицал учение Гераклита о том, что огонь (из которого состоит душа) непрерывное тело.
| Душа – некая особая, не выводимая из материального сущность, часть невидимой мировой души, души космоса, сотворенного умом – демиургом. Душа – это нечто возвышенное, о чистоте души (т. е. о нравственных помыслах) человек должен неустанно заботиться, иначе его душе нелегко придется после смерти тела…
|
3. Смертна или бессмертна душа?
Демокрит.
| Платон.
| Отрицает бессмертие души. С прекращением дыхания прекращается и жизнь. «Некоторые люди, не зная, что смертная природа полежит уничтожению, но имея на совести совершенные ими дурные поступки, проводят всю свою жизнь в беспокойстве и страхах, сочиняя лживые сказки о загробной жизни… Не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от проступков».
| Человек умирает, а идеи его живут. «Душа» создавшего то или иное произведение материальной или духовной культуры человека «живет» в его произведениях… Платон говорит о бессмертии индивидуальной души:
-Душа до вселения ее в конкретное тело уже находилась в заоблачной дали и созерцала там идеи, а затем, при вселении в новое тело, она их «забыла». Но можно заставить душу «вспомнить» эти идеи, путем четко поставленных вопросов к ней.
|
4. Проблема познания: чувственное предшествует рациональному или наоборот?
Демокрит.
| Платон.
| Два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли.… Два вида мысли: одна – законнорожденная (к ней относится скрытое (от наших чувств)), другая – незаконнорожденная (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
«Когда незаконнорожденная мысль уже не может больше (ввиду перехода) к очень мелкому ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать вкус, ни познавать осязанием, а приходится прибегать ко все более тонкому, тогда приходит на помощь законнорожденная мысль».
Не сводит мышление к ощущению, считая, что мышление – более «тонкое» познание невидимых для глаза вещей. Мышление имеет место, когда душа смешана в надлежащей пропорции… Он сводит мышление к характеру смеси атомов в теле.
| Рациональное познание предшествует чувственному: чтобы понять, что данные предметы равны, нужно уже до всякого чувственного опыта знать, что такое идея «равенства», а она содержится в душе уже при рождении.
|
5. Каковы причины действий человека?
Демокрит. Платон.
| Несмотря на первоначальное различие в обосновании этики, оба они пришли примерно к одним и тем же выводам:
Главное в жизни – «благородно стремиться к прекрасному». А что может быть прекраснее жизни мудреца, не знающего страха в стремлении не к богатству, а к истине?
Единственно что еще отметим, что вариант материализма, предлагаемый Демокритом, не мог объяснить, почему те или иные люди готовы умереть ради идем.
| Материалисты, в частности Демокрит, признавая детерминацию человеческого поведения, просматривали важнейший тип такой детерминации, свойственный только человеку, а именно целевую детерминацию.
|
|
|