КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические воззрения Д. Локка.
Локк сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания (прежде всего, познавательных процессов) без специальных дискуссий о природе души... Он колеблется и прямо не говорит, является ли она телесной или духовной. Но главное, что этот вопрос безразличен для него в плане эмпирического изучения явлений сознания. Локк эмпирик и в другом отношении. Путем длительных рассуждений, основанных на вполне реальных эмпирических наблюдениях, накопленных к тому времени в различных дисциплинах, Локк приходит к выводу о том, что все содержание нашего сознания - идеи, как он говорил, - есть результат нашего опыта, т. е. они существуют в сознании не с рождения, а приобретены прижизненно. Локк доказал, что нет врожденных нравственных принципов. Т. о. все идеи (идея - это элемент всякого знания, в том числе и ощущение) нашего сознания происходят из опыта, и Локк различает два вида опыта: -объект ты ощущения - один источник идей - это богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум; -второй источник идей - так называемая рефлексия, потому что он (источник идей) доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя. Т. о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлектировать (т. е. наблюдать) эту свою деятельность. Тем самым, он обосновывает метод изучения собственной психической деятельности - метод “внутреннего восприятия”, “самонаблюдения”, который долгое время считался в психологии единственным методом познания собственной душевной деятельности. “Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Т. о. существует только один путь проникновения в сознание - путь внутреннего восприятия собственных психических процессов. Локк стоит у истоков одной педагогической концепции - эта концепция эмпирического обобщения. Однако по Локку общее значит одинаковое, тогда как у Спинозы и в концепции Давыдова - существенное. А проявиться сущность может и вовсе неодинаково. Т. о. сложные идеи образуются благодаря активной деятельности разума. Картина сознания, нарисованная Локком, выглядит следующим образом: простые идеи - это своего рода “атомы”, т. е. элементы сознания, далее не делимые. Возникают они в сознании пассивно, как только соответствующий предмет появится перед глазами. Ум определенным образом может обрабатывать эти идеи: сравнивать их друг с другом, выделять общее и так далее. В процессе развития человека фактически не происходит никакого развития операций ума: они наличествуют - и все.
12. “Теория личностных конструктов” Д. Келли.
Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905 - 1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире. В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого, Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по разному, т. к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т. д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что “А - это то, что человек объясняет как А”, он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Т. о., ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы. Утверждая, что каждый человек - исследователь, Келли имел в виду то, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал - личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающий, что люди ориентированы на прошлое, или от Роджерса, говорившего о настоящие, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее. Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, т. к. ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего. Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека. Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, т. е. изменяются не только отношения доминирования - подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.
|