Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Теория К. Роджерса.




 

По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Разработал основы индирективной терапии - “терапии, центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.

В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет “феноменальным полем”, уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитие личности.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в индивидуальной и групповой психотерапии.

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как “недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера - атмосфера безусловного принятия.

В дальнейшем, Роджерс обозначил свою терапию как “терапию, центрированную на клиенте”. Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника – «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы. , т. е., важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта. Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия, что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и «безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.

Кроме того, К. Роджерс развивал личностно - центрированную терапию, принципы которой (главное внимание - личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др.

Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты.

 

 

8.”Гештальттерапия”.

 

Основатель одного из наиболее влиятельных направлений современной психотерапии - гештальттерапии - является немецко-американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс.

Гештальттерапия изучает реальность по принципу здесь - и - сейчас - и - вокруг нас, что подразумевает лечение организма как единого целого. При этом учитывается единство организма и окружающей среды, и это касается не только пациента в его взаимоотношениях с окружающим физическим миром, но и с миром социальным, включая терапевта, поскольку общение с последним - это просто разновидность общения одного человека с другим. Задача терапевта состоит в том, чтобы направить личность к ее гештальту (целостному образованию), к восстановлению ее целостности (поскольку целое определяет части), ведущих к более структурированным и значимым взаимоотношениям с собой и миром.

Перл сформулировал некоторые положения, дабы не допустить превращения гештальттерапии в простое использование приемов (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно много).

-Принцип целостности распространяется им и на проблему соотношения между психической и физической действительностью.

Ф. Перлс считал, что любой аспект поведения - есть проявление целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности - и это уже от гештальтпсихологии - означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход - завершением.

Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т. е., по Перлсу, - “незаконченных”, неотреагированных проблем, что заставляет его жить не “здесь и сейчас”, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем - есть истинная жизнь). Перлс этого не доказывает, но - в его нелюбви к теоретизированию - это излишне, достаточно того, что так увиделось.

Вообще, отказ от строгого обоснования - одна из примет современной психотерапии.

Главное, по Перлсу, - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего.

Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения - клише, т. е. стереотипных способов взаимодействия и игр (или ролей), в которых мы притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик. Обычно человек избегает его, возвращаясь на поверхностные уровни поведения, но, если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к “внутреннему взрыву”, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, и возможность жить в настоящем.

Единицами анализа в гештальтпсихологии считались “гештальты” как целостные образования, выступающие в феноменальном плане как “фигуры” на некотором “фоне”.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты