Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет № 12. 1.Служебные части речи. Общая характеристика союзов, предлогов и частиц




1.Служебные части речи. Общая характеристика союзов, предлогов и частиц. Проанализируйте служебные части речи в первом абзаце текста.

1. к неполнознаменательным частям речи относятся 4 группы слов: служебные слова(предлоги, союзы, частицы), модальныес слова, междометия и звукоподражание.

Предлоги-служат для выражения различных отношений(пространственных, временных, причиных)между действиями и предметами или между несколькими предметами.

Союзы – служат для выражении различных отношений между предметами, действиями, признаками, событиями. В отличии от предлогов союзы безразличны к морфологической природе соединяемых слов(союзами могут связываться слова любых частей речь и любые предложения).

Частицы – класс слов, которые не имея самостоятельности реального значения выражают различные смысловые оттенки слов и выражений. Частица не служит средством связи, но могут участвовать в образовании форм слов и употребляться в предложениях придавая им особый смысл(бы, ли, )смысловые частицы (даже)

служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения. Во-первых, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало. Во-вторых, это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго, мы добрались до места только на третьи сутки.

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение. Поэтому во всех трех комплексах принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вместо старшего брата.

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит!

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».


2. Каковы в данном фрагменте принципы построения портрета героя и как через портретное описание проявляется авторское отношение к герою? Чем похож и чем не похож (в том числе и в плане приемов создания образа) Обломов на помещиков из повестей Гоголя и его поэмы «Мертвые души»?

Принципы построения портрета: душевные качества в портрете,:мягкость, лень, обрюзглость. Взгляд со стороны, Манилов. Нет указаний на конкретные черты лица, цвет форму,связь внешности с чертами характера души. Деталь – халат. В повестях «старосветские помещики»: в образах помещиков через портретные характеристики сквозит та же мягкость и доброта, доводимая автором до идиллии, что и в образе Обломова. Деталь у Гоголя косвенно характеризуют героя, помещиков, стоя вне портрета, будучи вспомагательным средством создания впечатления. У Гончарова деталь – это часть портрета, является сама по себе чертой личности, а не характеристикой этих черт. Нет мелких деталей.

 

3. Сформулируйте вопросы для комплексного анализа данного текста. Определите вид и цель изложения, которое вы предложите старшеклассникам.

Комплексный анализ текста: 1)содержание

2) композиция, 3)языковой анализ

тема отрывка, идея отрывка, авторское отношение,

как оно выражается: на уровне лексики, тип лексики, выделите слова со значением оценки, изобразительно выразительные средства, сравнения, эпитеты, ключевые слова в тексте, к какой тематической группе относятся эти слова. Признаки текста? Как связаны предложения?(лексика, грамматика, вид, время).тип связи предложений?(цепной, параллельный) тип связи обзацев?тип текста? Стиль текста? Цель: контрольное изложение. Вид: подробное изложение с творческой частью. Задания: каково отношение автора к героям? Тип и стиль речи?

 

4. Анализ образа персонажа эпического произведения. Задачи и методика работы над литературным портретом. Как приведенный текст можно использовать при изучении образа Ильи Ильича Обломова? Предложите учительский комментарий или вопросы и задания к тексту.

4.Вопросы: На уроках по роману можно показать основные компоненты литературного образа - его идейный смысл; речевую характеристику; влияние исторических условий эпохи, социальной среды и воспитания, полученного в детстве, на склад личности и характер героя; раскрытие его характера в деталях портрета, обстановки; мастерское использование внутреннего монолога и авторской характеристики.

(*292) Работа над "Обломовым" проливает свет на глубокий смысл ряда рассмотренных ранее образов, изучение романа имеет большое воспитательное значение, так как помогает научить школьников давать моральную и эстетическую оценку изображенной в произведении действительности.

Однако ставя перед собой цели формирования навыков творческой самостоятельности, учитель в каждом случае подходит к этому вопросу по-новому. Так, на материале "Обломов" он поставит перед классом новые задачи, обратив внимание не только на необходимость раскрытия определенных сторон персонажа, но и на порядок их рассмотрения, на общую направленность анализа, на то, что в нем является наиболее существенным. В этом преподавателю окажет большую помощь статья Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?"

Что мы узнаем об Обломове в первой главе романа? Какими художественными средствами раскрывает Гончаров характер своего героя?

В классе анализ образа идет частично методом лекции, частично - беседы с применением комментированного чтения отрывков из текста. Целесообразен такой порядок разбора, при котором школьники следуют за автором, проникая в суть явлений, разби(*293)раясь в логике характера героя, в причинах, повлиявших на формирование его личности. Сначала автор дает нам социально-психологический портрет своего героя, как бы заставляет внимательно присмотреться к Обломову, описывая его привычки, поведение, детали обстановки, взаимоотношение с окружающими, знаменитые халат и туфли Обломова; его мысли, мечты, показывая неприглядную картину жизни Обломова, в которой словно все "полиняло". После беседы по 1-й главе ученик, получивший индивидуальное задание о причинах, повлиявших на личность героя, делает сообщение. Ответом на немой вопрос Обломова "...Отчего я... такой?" - является содержание 9-й главы романа.

После проведенной беседы подводятся итоги, делается вывод о типичности Обломова, приводится материал из статьи Н.А. Добролюбова о литературных предшественниках Обломова, об идейной значимости романа, дававшего "ключ" к разгадке многих явлений русской жизни середины XIX в. Затем внимание учеников обращается на художественное обобщение, которое заключено в образе Обломова.

Вся беда в том, что ученик, а зачастую и сам учитель, в процессе анализа теряют живой, полнокровный образ литературного героя, полностью отвлекаясь от его жизненной конкретности. Анализ в классе должен, наоборот, помочь ученику более ярко, осознанно воспринимать персонаж.

При анализе образа Обломова надо раскрыть перед учащимися не только социальные корни обломовщины, но и трагедию отдельного человека, подобрав для этого соответствующий материал в тексте. Учитель предлагает ученикам подумать над вопросом: "В каком эпизоде характер героя раскрывается наиболее ярко?" Обдумывание ответа, а также художественный пересказ или выразительное чтение отрывка из текста оживляют работу, помогают воссоздать живой, полнокровный образ героя. Совсем не обязательно прийти к общему выводу. Важно, что такая работа направляет школьников на осознанный анализ событий, в которых раскрывается характер персонажа, а выразительное чтение отрывков из текста помогает воссоздать облик героя произведения.

Анализ образа героя эпического произведения.

1) поведение

2) выявление читательского восприятия

3) изучается не столько поведение, сколько нравственная позиция героя, его психология

4) сопоставление героя с др.героями в аналогичной ситуации.

5) Авторское отношение к герою, проявляющееся в стиле, портрете, интонации

6) Целостное восприятие: портрет+пейзаж+речь+отношение с др.

Портрет: задачи- показать для чего нужны авторы эти описания, какое они имеют худ.значение.цель – подчеркнуть в портрете характерные черты и вызвать более яркое зрительное представление.

Вопросы задания к тексту: 1) место и роль эпизода в романе

2) какое значение он имеет для характеристики главного героя

3) сопоставьте приемы создания портрета у Гончарова и др.известных вам авторов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты