КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изобразительное искусство.В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождаетсяживопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластныхсвязей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательнокристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIIIв. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.:ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупныйрисунок, декоративная яркость цвета.Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских икняжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовыйкняжеский характер.В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первойпопыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной патетике образов и артистизму. На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенные тона. В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их работы мало отличаются от икон. Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Скульптура. Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в народной среде. Не связанные непосредственно с византийской традицией, скульптура быласвободнее в воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты исилы. В отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций.Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по ихискоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIXвв.Заключение. Таким образом, период XIV – XVII веков – это время складываниявеликорусского этноса и его основных стереотипов в сознании,самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурнойкарте мира. В эти века окончательно сформировался «слободской» тип русскогогорода и маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоевнаселения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитиекультуры России.
|