Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура Московской Руси.




Православная церковь не дала распасться русской державе в периодфеодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русьпредставляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших междусобой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному метрополиту Всея Руси.Митрополия находилась до 1300г в Киеве, затем некоторое время во Владимире,затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процессобьединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владениесуздальсого князя Юрия Долгорукого. Рост и возвышение Москвы были связаны сее расположением на пересечении торговых путей в Центральной частиславянских земель. В XIV веке город выдвигается как центр МосковскогоВеликого княжества, одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, вэто же время город становится резиденцией русских митрополитов, а затемрезиденцией патриархов.В последнюю четверть XV века, при великом князе Иване III Москвапревращается в столицу русского централизованного государства.Литература.В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,освобождения искусства от подчинения церковным канонам. Московскаяисторическая литература, например, приобрела общерусский характер истановилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевомпобоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа. Возник рядпроизведений, которые призывали к единению русских земель для освобожденияот врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина»,написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую побуду над татарамирусского народа. В устном народном творчестве былины уступили местоисторическим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди вконкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века напервый план выдвигается летописание Москвы, а во второй половине XV векановое рождение переживает старый жанр «хожений» – описание путешествий.Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси того временик другим странам, развитие экономических и культурных связей с ними.Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца АфанасияНикитина.Важным достижением было начало книгопечатания. Однако печатная книга даже в XVII веке не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки.Архитектура.После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишьо строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. визбежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменноезодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепленияНовгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах,порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основнойзащитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов).С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первыебелокаменные храмы - Успенский собор и собор Спаса на Бору.В формировании к концу XV в. централизованногогосударства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостныхсооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводитьхрамы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицузодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы иинженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен донынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезанрадиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь.

В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого

свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и

позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то

имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду

с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с

галереями и приделами.

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней

торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к

росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке

гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и

купцов. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских

сооружений.

Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к

компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе

Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты