КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Двигательные способностиКак было показано в разделе 3.7., после долгой практики наули и бандх возможно совершенное владение брюшной мускулатурой. При этом внимание направлено на сокращение отдельных мышц и полную релаксацию непосредственно примыкающих (синэргических) мышц. Принципиально то же самое имеет место и в асанах, когда проводится обучение равновесию (см.3.7.). В результате такого изолированного сокращения мышц становятся возможными такие дифференцированные двигательные акты, как например, изолированное сокращение лишь одного отдела M.rectus abdomini (прямой мышцы живота) при наули. При исполнении наули через сфинктеры мускулатуры тазового дна посредством его расслабления возможно осуществить засасывание жидкости в обратном направлении в мочевой пузырь или, соответственно, в прямую кишку. Как показал Bhole (1973, цит. по: Funderburk 1977), при исполнении наули и уддияна-бандхи в брюшной полости происходит существенное понижение давления. Градиент давлений, возникающий по отношению к внешней среде, при расслабленных сфинктерах может стать движущей силой для тока жидкости в полости тела, в мочевой пузырь через катетер и в прямую кишку, когда практикующий сидит в ванне с водой. С помощью наули в прямую кишку засасывают до 250 мл воды, в мочевой пузырь - до 90 мл. Посредством уддияна-бандхи вода в прямую кишку не засасыватся, но в мочевой пузырь возможно втянуть до 45 мл жидкости (Bhole, Karambelkar 1971). Эти же авторы, кроме того, показали, что посредством наули через рот без глотательных движений возможно втянуть в желудок 500 мл, а с помощью уддияны-бандхи - 360 мл воды. Наряду с этими «утонченными» мышечными сокращениями сообщают также и о выдающихся силовых достижениях йогов. При этом большой наглядностью обладает разрывание силой мышц железной цепи, которую «нормальный» человек разорвать не в силах. В то время как в наблюдениях Hoenig (1968) ничего не сообщается о необходимых для разрыва цепи силах и прочих обстоятельствах, Ballеntine u Gibbons (цит. по: Funderburk 1977) приводят пороговое значение силы для перегиба звена цепи - 650 фунтов (около 320 ньютонов). Испытуемый, йог Рамананда, выполнял при этом следующие дыхательные действия: 2 минуты спокойного дыхания, 2 минуты замедленного дыхания (61/мин), 1 минута ускоренного дыхания (181/мин), затем следовал вдох, длившейся 13 секунд, и на последующем выдохе он двумя руками разрывал цепь. Не описывается биомеханическая ситуация, ничего не сообщается о возможных рычажных эффектах, а также о том, какие мышцы для этого используются. Без точной характеристики биомеханической ситуации такого рода данные, по моему мнению, не имеют научной ценности. 6.5.2. Достижения в области терморегуляции Bhatnagar и др. (1974) описывают стабилизацию температуры ядра тела после продолжительной практики йоги вследствие улучшения терморегуляции. У занимающихся йогой в течение трех месяцев в случае падения температуры окружающей среды потребление кислорода росло быстрее (что считается показателем роста мышечного тонуса), а потоотделение при повышении влажности воздуха было меньше, чем до занятий. Более того, некоторые йоги могут подавлять реакции на экстремальные температурные воздействия, например, сохранять высокую температуру пальцев при длительном воздействии холода, а также избегать ожогов при долгом соприкосновении с раскаленными докрасна углями (Chhina 1974). Можно заключить, что сознательный контроль терморегуляции состоит либо в «прерывании» цепей регуляции, либо в центральной «симуляции заданных величин». Впрочем, нейронные механизмы такого рода эффектов сознательной терморегуляции вообще не исследовались. 6.5.3. Контроль сердечной деятельности Здесь имеет место воздействие сознания на вагусное управление сердечной деятельностью. N.vagus (блуждающий нерв) иннервирует синусный узел сердца, доминантный центр автоматизма сердца: активизация блуждающего нерва ведет к замедлению частоты водителя ритма - т. н. «отрицательный хронотропный эффект». Тот же испытуемый в ходе дальнейших исследований Bhole и др.(1973) показал максимальные интервалы между ударами сердца около 5,6 с. О таких произвольных замедлениях сердечной деятельности сообщают еще многие исследователи (Hoenig 1968, Chhina 1974, Green и др. 1970). При аутогенной тренировке также можно добиться понижения частоты сердечных сокращений (Schultz 1936). У двух йогов был зафиксировано экстремальное ускорение сердечной деятельности, которое было вызвано не посредством какого-либо мускульного действия, а, наоборот, в состоянии покоя. В одном случае Green (1970, цит.по: Funderburk 1977) зарегистрировал продолжавшееся в течение 17 с трепетание желудочков сердца с частотой 300/мин, которое сопровождалось уменьшением амплитуды ЭЭГ и низкой частотой дыхания (2-3/мин). Kothari и др. (1973) описали обратимую многодневную остановку сердца у йога, который медитировал восемь дней под землей без доступа воздуха. На протяжении первых двух дней у него, по данным электрокардиографии, развивалась синусовая тахикардия, сходная с трепетанием желудочков (250/мин, время изгнания - 120 мс, комплекс QRS - 60 мс, рост интервала S-T), пока не наступила остановка сердца (прекращение электрической активности), которая продолжалась вплоть до восьмого дня. За два часа до условленого времени снова появилась синусовая тахикардия (142/мин), которая к моменту вскрытия снизилась до 98/мин. К сожалению, все это время не регистрировались другие функции, включая ЭЭГ и дыхание, не был проведен и анализ воздуха в яме. После вскрытия ямы была замерена температура тела (34,8˚C ), чего не производилось во время эксперимента. В табл. 29 содержатся все данные, полученные до и после опыта. По поводу этих данных существует множество трактовок, от «мнимой смерти» до «зимней спячки». Фактом является то, что йог в течение восьми дней выдерживал следующий «стресс»:
6.6. Йоготерапия
Уже с древнейших времен целью йоги было обретение правильного знания посредством медитации (см.1.1.), которая имеет своей предпосылкой гармоническое равновесие тела и духа. Во всех текстах хатха-йоги подчеркивается, что практика асан, пранаям и крий служит не заключению души и тела в «два непроницаемых отсека» (Kuvalayananda, Vinekar 1963), но для того, чтобы установить единство души и тела. Согласно традиционным представлениям состояние «гармонии тела и духа» является предпосылкой здоровой жизни. Так что человек становится невосприимчивым к различным факторам, которые могут привести к болезням или недомоганию. Pasek и Romanowski (1971) описывают это как достижение «состояния гомеостаза, который обеспечивает безупречное функционирование всех механизмов физиологического равновесия». Основываясь на этих соображениях, уже с начала нашего века в Индии занимаются йоготерапией. В этой области был накоплен большой клинический опыт и, как выяснилось, определенные комбинации упражнений оказывают целительное действие при целом ряде заболеваний (Kuvalayananda, Vinekar 1963). Если включить эту форму терапии в арсенал физио- или психотерапии, то, по нашему мнению, можно существенно дополнить современную физио- и психотерапевтическую практику. Решающим психическим фактором при этом могло бы быть то, что существует спрос на возможность помочь себе самостоятельно, независимо от медикаментов и назначений врача. Таблица 30. Некоторые успешные схемы терапии из Института Йоги Кайваладхама в г. Лонавле (Ananda 1980)
6.7. Противопоказания
В йогических ашрамах Индии Учитель отсылает обратно тех учеников, которые кажутся ему неподходящими по причине психических или соматических расстройств. В основе такого отказа лежат, конечно, противопоказания, проистекающие из традиции, которые было бы интересно рассмотреть с позиций медицины. Исполнение любых асан должно сопровождаться оглядкой на болевые ощущения. Практика йоги ни в коем случае не должна причинять боль! При достижении болевой границы исполнение асаны должно быть приостановлено, что в первую очередь касается лиц, страдающих ортопедическими заболеваниями. Прежде чем приступать к интенсивной практике асан, необходимо выяснить состояние позвоночника, чтобы, к примеру, не допустить опасных пережимов A.vertebralis (позвоночной артерии). Hanus и др. (1977) описывают случай закупорки A.vertebralis после сильного отклона головы назад при занятиях йогой с последующим инфарктом мозжечка и продолговатого мозга. Лица с повышенным артериальным давлением должны избегать упражнений, способствующих его дальнейшему повышению, к примеру, перевернутых поз и асан, при которых возрастает внутрибрюшное давление (см.3.3). Только при нормальной, здоровой ситуации с обменом веществ допустимо приступать к пранаямам с пролонгированным выдохом. Медитативные опыты должны следовать предписаниям, которые подобны тем, что рекомендуются при практике высших ступеней аутогенной тренировки или гипноза. Необдуманная, «дикая» медитация может иметь катастрофические психологические последствия. Ikemi и др. (1978) описывают такие негативные результаты йога- и дзен-медитации, как «высвобождение бессознательного материала», которым «затопляется» Я. Неподготовленная встреча с содержанием неосознаваемых переживаний может привести к дезинтеграции личности с последующими симптомами психоза или склонностью к суициду (что совпадает с действием некоторых наркотиков). Значение гуру в ашрамах йоги заключается также и в том, чтобы предохранить психическое развитие ученика от этих опасностей (что совпадает с функцией психотерапевта). Медитацию, таким образом, могут практиковать психически здоровые лица со всеми предосторожностями, постепенно и по возможности под компетентным руководством.
|