КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дурная привычка рассуждать ни о чем
Шрила Прабхупада объясняет одну фразу из знаменитого стиха Брахмы следующим образом: «Брахма занимает самое высокое положение среди всех живых существ этой вселенной. Он сказал: «Человеку надлежит избавиться от дурной привычки мудрствовать». Джане праясам удапасья. Надо стать покорным. Не надо гордо считать себя мыслителем и изобретателем. Так называемые ученые всего лишь понапрасну тратят силы на беспочвенные размышления. Вы ничего не можете сделать. Все уже сделано. Вы не способны изменить закон. Вы можете просто наблюдать за тем, как он действует». Возбужденный ум побуждает нас пытаться изменить наше положение во вселенной, в обществе или, по крайней мере, в самих себе. Писания сравнивают ум с буйным ветром или с необъезженным конем. И хотя ум сам зовет к переменам, они его не удовлетворяют. Перемены происходят сами по себе, жизнь за жизнью мы меняем свое космическое или общественное положение и состояние ума, порой становясь Брахмой, а порой муравьем. Но при всем при этом ум остается неудовлетворенным. Шрила Прабхупада называет это утопизмом, бесконечным стремлением в несуществующую страну Утопию (от греческого оу, «нет» и топос «место»). Неудовлетворенность ума приводит к тому, что мы просто продолжаем свой путь в круговороте рождений и смертей. Спасаясь от погони за утопией, люди имеют привычку искать утешения в рассуждениях ни о чем. Размышления порождают «новые открытия», и они разжигают гордость за прогресс человечества. Однако гордость питает стремление ума к утопизму: «мое нынешнее положение меня не удовлетворяет». Поэтому новые открытия приносят новые беспокойства. Например, открытие Рентгеном в 1895 году рентгеновского излучения имело революционное значение для общемедицинской и стоматологической диагностики. Но мы слышим сообщения о том, что каждый год пугающее число людей заболевает раком, пройдя ее. Знание, обретенное с помощью рассуждений, называется гьяна. Эта гьяна отличается от той, которую Кришна передал своим ученикам Арджуне и Уддхаве. Господь, не призывал изменить положение человека, а учил, как под руководством духовного учителя, посредством знания и отречения, очистить ум и чувства. При этом, как предупреждают Олицетворенные Веды (Шримад Бхагаватам 10.87.33), попытки удовлетворить ум того, кто отвергает подобные лотосу стопы духовного учителя, сопряжены со множеством беспокойств. Такой человек встретит на своем пути множество препятствий и никогда не достигнет успеха. Брахма приказывает нам прекратить занятия гьяной, которая для успокоения ума использует иные средства помимо милости гуру и Кришны. Исходя из вышеупомянутых слов Шрилы Прабхупады, другую гьяну можно охарактеризовать пятью признаками: 1) непокорность, обусловленная уверенность в своих познаниях; 2) привычка рассуждать; 3) привычка изобретать что-то новое; 4) привычка менять закон (дхарму); 5) бесполезная трата времени.
|