КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА II. МЕТАФОРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ГРИНАВ ходе исследования нами были рассмотрены следующие произведения А.С. Грина: рассказы «Воздушный корабль», «Корабли в Лиссе», «Лунный свет», «Маленький заговор», «Малинник Якобсона», «На облачном берегу» и феерия «Алые паруса». Были сделаны попытки классифицировать найденные метафоры в соответствии с классификациями, предложенными В.П. Москвиным: структурной, семантической и функциональной. Говоря о направлении семантической классификации, которая предполагает группировку метафор по тематической принадлежности вспомогательного субъекта, мы можем выделить наличие следующих метафор в произведениях Грина: 1) Анималистическая – встречается редко, нами были выделены следующие случаи: «ройсмутных, ласковых мыслей» (по аналогии с роем пчел), «оно [имя] странно, однотонно, музыкально, как шум морской раковины», «удар чайки» и «горное чудовище» (медведь) 2) Случаи употребления антропоморфной метафоры встречаются гораздо чаще. Например, «ухо чернил», «кольцо отцовской руки», «соломенные скелеты крыш», «истерический язык сплетни», «лица цветов», «руки мольбы». Также можно выделить случаи метафорического олицетворения, т.е. присвоения неживым существам и явлениям человеческих чувств и качеств: «голос сердца», «слезы радости», «ярость валов», «огненные голоса жизни», «печаль скрипки», «улыбка презрения», «свирепость волн», «власть природы». 3) Пространственная метафора также имеет место быть; нами были найдены следующие примеры: «страна сновидений», «полоса дымного света», «громада алых парусов», «пустота отраженной комнаты», «равнина жизни», «круг экватора». 4) Метафоры, именующую тематическую зону-источник ряда производных метафор, или ключевые, в произведениях Грина встречаются очень часто. В ходе исследования нами были выделены следующие тематические группы: - огонь: «огненные голоса жизни», «дождь искр», «искры труб», «золотой уголь звезды», «пожар звезд», «огненная игла планеты» - сон, тишина, спокойствие, уныние: «тишина покинутости», «страна сновидений», «пестрый туман глаз», «бред знойной страсти», «ленивый сон мысли», «унылая тишина души», «дебри оседлости» - путь и движение, сила и стремление: «дух действия», «дух исследования», «удар смычка», «сила жизни», «сила реки», «беспечность движений», «удар чайки» - вода и море: «золотые ворота моря», «гребень морского вала», «отбег береговой струи», «сила реки», «крылья пены», »«остов русла», «свирепость волн», «разрыв волн», «сияние океана», «древние слова моря» - свет и цвет, солнце: «свет озарения», «полоса дымного света», «покрывала воздушного золота», «золотой уголь звезды», «свет далекой страны», «свет ее взгляда», «солнечный переплет окна», «сияние океана», «блеск утра», «золотые ворота моря», «пестрый туман глаз», «громада алых парусов», «трепетное серебро рыб», - тьмаи дым: «тени жизни», «дымы трубок», «клубы дыма», «полоса дымного света» - неопределенное количество: «рой мыслей», «трепетное серебро рыб», - жизнь: «равнина жизни», «огненные голоса жизни», «истина жизни», «беседа души с жизнью», «песенка жизни», «тени жизни» - эмоции: «печаль скрипки», «слезы радости», «улыбка презрения», «печаль праздников», «бред знойной страсти», «ярость валов», «свирепость волн», «беспечность движений» - шум и звуки: «шум вечернего города», «шум волны», «шум морской раковины», «свистстрелы» - воображение, таинственность, мечтательность: «прообразгрядущего», «кружево тайн», «фантомы воображения», «семена мечты», «рой мыслей», «паутина фантазии»
Принимая во внимание особенности формы, т.е. плана выражения метафоры, распределим метафоры в соответствии с формальной или структурной классификацией метафор. Основной вид метафор у Грина по структурной классификации – словесные метафоры, фразовые и текстовые же метафоры встречаются гораздо реже. Если рассматривать словесные метафоры по их частеречной принадлежности, то можно заметить, что чаще всего встречаются субстантивные метафоры (основной субъект или определяющее слово выражено существительным): «печальскрипки», «рукимольбы», «скелеты крыш», «кружево тайн», «свист стрелы», «общество трезвости». Адъективные метафоры (основной субъект или определяющее слово выражено прилагательным) также часто встречаются в рассказах Грина: «горное чудовище», «соломенные скелеты крыш», «покрывала воздушного золота», «трепетное серебро рыб», «кольцо отцовской руки», «животворное облако сердечной встречи», «громада алых парусов», «золотые ворота моря». Глагольные метафоры в произведениях А.С. Грина встречаются крайне редко. По грамматической форме слова-аргумента выделяются генетивные метафоры – основной субъект стоит в именительном падеже, а вспомогательный субъект – в родительном. Генетивные метафоры составляют основу метафор, употребленных Грином в своих произведениях: «кружево тайн», «страна сновидений», «голоссердца», «слезы радости», «ухочернил».
По количеству единиц-носителей метафорического образа выделяются метафора простая и метафора развернутая. У Грина однозначно преобладает простая или одиночная метафора, в которой план выражения представлен одной единицей. Рассмотрение метафор в телеологическом аспекте (от греч. telos – «цель») предполагает их классификацию по цели, с которой они используются в речи, т.е. по функциональному параметру. Номинативная метафора, основная функция которой – называть предметы и явления, постоянно встречается у Грина, в связи с часто встречающимися названиями корабельных снастей и профессиональном «морским» жаргоном: «угол парусов», «гребень морского вала», «рулевое колесо», «нос лодки». Оценочная метафора встречается реже, зато нередки случаи употребления декоративной метафоры: «кружево тайн», «солнечный переплет окна», «свет взгляда», «дождь искр», «золотые ворота моря», «покрывала воздушного золота».
|