Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 2 АВТОРСКОЕ ПРАВО




Общие положения

Определение понятия «авторское право» отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения иногда даются. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что авторское пра­во — это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием про­изведений науки, литературы и искусства. В Гражданском кодексе Россий­ской Федерации понятие «авторское право» не определено. Тем не менее, используя общее определение понятия «интеллектуальная собствен­ность», приведенное в § 1.1, можно предложить следующее определение понятия «авторское право».

Авторское право правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.

Правовое положение авторов обеспечивается законодательно закреп­ленной совокупностью личных неимущественных и исключительных прав на созданные ими произведения литературы, науки или искусства (см. § 1.7). Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, а ис­ключительные могут принадлежать иным лицам или быть переданы им полностью или в части исключительным или неисключительным способом (см. § 1.8).

Такой подход к правовому положению автора в отношении его творе­ний сложился в основном на европейском континенте. В восточных стра­нах существовали иные традиции и подходы к результатам творчества, в частности, исключительные права авторов не признавались. Индия и Китай отдавали приоритет общественным, а не частным интересам. В вос­точных культурах было важно «что сказано», а не «кем сказано» ' в произве­дениях, поэтому авторское право в сегодняшнем понимании там не суще­ствовало. Первый закон об авторском праве был принят в Китае лишь в 1991 г.

Несмотря на национальную и культурную специфику стран мира, экономически развитые страны смогли установить в мире фактически унифицированный подход к авторскому праву. Это стало одним из резуль­татов глобализации интеллектуальной собственности, инициированной


развитыми странами для навязывания и распространения собственной мо­дели интеллектуальной собственности на другие регионы и страны. Глобализация западной модели интеллектуальной собственности осущест­влялась прежде всего в интересах внешней торговли товарами с воплощен­ными в них объектами интеллектуальной собственности.

Средством такой глобализации и экспансии стали международные договоры в области интеллектуальной собственности, которые имеют при­оритет над национальными нормами права.

Для понимания существа и предназначения современной системы ав­торского права целесообразно кратко рассмотреть вопросы возникнове­ния и эволюцию института исключительного авторского права, а также механизм распространения такой правовой модели на другие страны.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты