Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 5. Центры народных промыслов




Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).

В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки - мстерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое - в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), вышивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на промыслы и ремесла большое влияние стали оказывать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков определял содержание и характер назначения изделий.

В каждой местности влияние деревенской и городской культур по-своему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простоту народных изделий, особенно там, где развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан - расписные деревянные “тарарушки”, Вятская губерния - плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы народного профессионального искусства: жостовские подносы, хохлома, дымковская игрушка. И наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье, в которых изделия создаются по оригиналам художников. Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.

Интерес к народным промыслам появился во второй половине XIX в. Многие деятели русской культуры стали коллекционировать произведения народного творчества, приобретая их после ярмарок, проходивших в рамках промышленных и сельскохозяйственных выставок, которые появились в России в начале XIX в. В 1885 г. по инициативе Московского губернского земства был организован Кустарный музей для оказания практической помощи кустарным промыслам и кустарям-одиночкам. В советское время на его базе был создан Научный институт художественной промышленности. Некоторые виды прикладного искусства и народных промыслов были собраны в Музее этнографии в Петербурге. Интерес к народному искусству в конце XIX в. способствовал не только увлечению коллекционированием, но и организации промыслов с обучением местных жителей. Известны абрамцевские мастерские художественных промыслов по дереву и керамике, созданные русскими художниками в имении Саввы Мамонтова. В Талашкинской усадьбе княгиня Тенишева организовала художественные мастерские по вышивке.

В советский период одни промыслы были воссозданы заново, другие активно развивались и получили всемирное признание. В каждом краеведческом музее обязательно присутствует экспозиция, посвященная народным промыслам. Создан Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Обширный материал собран в Историческом музее, Музее этнографии, Русском музее. Большинство центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обладает собственными музеями (Федоскино, Семеново, Мстера и др.). Во Владимире есть музей хрусталя и лаковой миниатюры, посвященный народным промыслам. развиваемым в г Гусь-Хрустальный и с. Мстера.

Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства - это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.

Основные понятия, рассмотренные в данной теме:археологические памятники, этнографические памятники, наскальная живопись, археологические экспозиции под открытым небом, стоянки древних людей (палеолитические, мезолитические, неолитические, бронзового века, железного века), селища, городища, курганы, валы, этнографические музеи, музеи деревянного зодчества, центры народных промыслов.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие археологические памятники составляют основу познавательных туров?

2. Каковы основные особенности заселения Владимирского края?

3. Перечислите наиболее аттрактивные археологические памятники Владимирской области.

4. Какие центры народных промыслов в России наиболее известны?

5. Какие центры народных промыслов во Владимирской области составляют основу этнографических туров?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику наиболее интересным объектам для развития археологических туров в России.

2. Оцените ресурсы для развития этнографического туризма во Владимирской области.

3. Разработайте концепцию археологического музея «Сунгирь».

4. Охарактеризуйте наиболее аттрактивные центры народных ремесел в России.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты