КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 3. Русские дворянские усадьбы. Перспективы использования дворянских усадеб в рекреационных целях.Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII—XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI—XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и политические изменения: сформировались и юридически оформились феодальные отношения - крепостное право; в дворянской среде произошел раскол: аристократия, заняв высшие административные посты, оставалась в окружении монарха, а среднее дворянство устремилось в свои вотчины, где оно наиболее полно могло реализовать свои личные возможности. Сначала помещичий дом находился в деревне и от крестьянских изб отличался только большими размерами. С закреплением крепостнических отношений помещик пожелал выделить свое жилье из крестьянских построек, вынеся его за пределы деревни. В первоначальный период усадьба была деревянной, однако от крестьянских домов она отличалась многоэтажностью, разнообразием архитектурных форм (мезонины, галереи, балконы, террасы). Во второй половине XVII в., во время правления Алексея Михайловича, русская знать начинает более широко знакомиться с европейской культурой, и это вызвало обмирщение русского общества. С проявлением светских форм жизни дом владельца и его сад становятся предметом особой заботы, в архитектуре усадеб господствует стиль русское барокко с характерной для него причудливостью форм и яркостью красок. В обществе назревали перемены, которые отразились в реформах Петра I. Под влиянием протестантского барокко, с которым Петр познакомился, путешествуя по Северной Европе, оформились усадьбы петровских времен. Они были удобны для проживания, прочны и надежны, но несколько скупы и аскетичны в оформлении. В петровские времена в усадьбу вошла регулярность со строгой симметрией в устройстве парка. Со смертью Петра I протестантизм навсегда ушел из русской культуры. Ему на смену во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны пришел пышный стиль южного барокко, характерный для эпохи Возрождения, бурно прославлявший жизнь и воспринимавший ее как вечный праздник. В этом стиле возводились царские дворцы в Петербурге и пригородах, а также дворцы приближенной знати, строившей загородные резиденции по типу Версаля: с богато украшенными зданиями, роскошью в оформлении интерьера и великолепными регулярными парками. Наступает пора блистательного зодчества великого итальянского мастера Франческо Бартоломео Растрелли. В усадьбе не жили, она предназначалась для увеселений. Внутренняя архитектура дворца состояла из анфилады залов, а парк являлся продолжением основного здания - это грандиозный зал приемов и театрализованных действий с боскетами, павильонами, гротами, прудами, каналами и фонтанами. Период правления Екатерины II - век Просвещения, эпоха классицизма. Это период расцвета русской усадьбы. Классицизм - самый демократичный стиль, порожденный идеями Французской революции, провозгласившей Свободу, Равенство и Братство. Это проявилось и в архитектурном оформлении усадеб, для которых было свойственно следование античным образцам как в оформлении внешнего вида здания, так и в интерьере. Прошлое воплощалось материально, указывая на связь времен: дом с колоннами, ордерность орнаментов древней Эллады, мебель и утварь в стиле ушедших эпох, скульптурные изваяния в парке и доме, представляющие героев древности и мифологические аллегории. В парке сооружались постройки в виде античных храмов, руин, в отделке зданий и башен применялись псевдоготические элементы, напоминающие о средних веках. Также в парке возводились “голландский” и “итальянский” домики, “магометов грот” и прочее. В результате человек ощущал себя гражданином всей Земли, а его гармонию с окружающим миром подчеркивало обустройство парка. В период барокко усадебные парки были отгорожены от окружающей природы. В эпоху классицизма при соблюдении симметрии регулярный парк располагался только вокруг основного здания, а большую часть занимал английский пейзажный парк, в котором живописность достигалась путем искусного сочетания открытых и закрытых пространств и подбора различных пород деревьев - кедра, тиса, ильма, бука, граба и прочих. Пейзажный парк органично переходил в окружающий ландшафт. Классицизм охватил не только высшие слои дворянства, но и средние и мелкие. География русской усадьбы значительно расширилась, распространяясь в северные губернии и на восток до Предуралья. Классицизм - самый “говорящий” стиль, он весь построен на символах. Каждая его форма, вплоть до деталей орнамента, что-то утверждает или проповедует. То был язык чувств и образов, и усадьбы той поры имеют легкое поэтическое, чувственное выражение. Созданный на рубеже XVIII—XIX вв. образ усадьбы прочно вошел в сознание людей. Именно такой воспринимаем мы усадьбу в произведениях Тургенева, Лескова, Толстого, Брюсова, Чехова, Бунина. Строительству усадьбы уделялось много внимания. Специалистов - архитекторов, декораторов, скульпторов, живописцев - зачастую готовили из крепостных. Их посылали учиться в Европу, в основном в Италию, некоторые из них благодаря своим талантам, получали вольную, например, скульптор Шубин, архитекторы Воронихин и Никитин. Вопросам строительства и организации усадеб посвящалось множество статей в журналах. В них давались типовые проекты и рекомендации: как оформить приусадебные дом и парк, какой интерьер в моде. Так что любой дворянин, исходя из своих возможностей и вкуса, мог выбрать для себя образец. Вторая половина XIX в. ознаменовалась отменой крепостного права. Дворяне стали разоряться, и поместья начали скупать разбогатевшие купцы и промышленники. Среди них встречались меценаты, такие как Морозов, Рябушинский, которые превращали усадьбы в места встреч деятелей культуры, науки и искусства (например, усадьбы Абрамцево, Мураново и Кучино). После революции усадьбы в основном стали использовать в качестве детских домов, санаториев, домов отдыха, и лишь некоторые из них оказались под охраной государства. В них организовали музеи (Останкино, Кусково, Архангельское). В результате сильно разрушился природно-исторический ландшафт и архитектурные ансамбли усадеб. Большинство из них дошло до нас в сильно измененном состоянии, а некоторые просто в разрушенном. Но они ценны не только как архитектурные памятники, но и как мемориальные места. Чтобы вдохнуть жизнь в умирающие культурные центры, существовавшие в русской усадьбе, в последнее время группой специалистов Российского международного фонда культуры была выдвинута концепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта перспективная концепция предполагает полифункциональное использование усадебных комплексов: научно-просветительское, туристско-экскурсионное и хозяйственное. Просветительская деятельность может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы. Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов. Необходимо, чтобы она осуществлялась в традициях дворянской усадьбы, для которой было типично широкое общение хозяев усадьбы с соседями и друзьями. Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населением и туристами. Хозяйственная деятельность должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления: возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство. Первое сводится к воссозданию художественных школ и народного творчества, знакомству местного населения и туристов с различными формами традиционного производства образцов художественных ремесел и обучению старинным технологиям. Второе определяется созданием сельскохозяйственных комплексов по производству экологически чистых продуктов на основе традиционных (исторически выверенных) и новейших технологий. Сельскохозяйственная деятельность должна быть разнообразной: садоводство, огородничество, животноводство, пчеловодство, цветоводство, оранжерейное хозяйство, то есть все те виды, которые имеют корни в традиционной культуре хозяйствования дворянской усадьбы. Важное место отводится также заготовке лесных ягод и грибов, изготовлению солений, варений и напитков по старинным рецептам. При значительных лесных угодьях возможны лицензированные охота и рыболовство. Часть вырученных от хозяйственной и туристско-экскурсионной деятельности денег должна идти на реставрационные работы по восстановлению и поддержанию исторического памятника. Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесообразно использовать только как “живой” музей с широкой культурной программой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим обликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектурном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление исторического природного ландшафта. На территории Владимирской области сохранилось 27 усадебных ансамблей. Среди которых усадьбы государственных и военных деятелей, вельмож государственного двора с графскими титулами Воронцовых-Дашковых, Храповицкого В.С., Уваровых, Галицких и других. В двух усадьбах организованы мемориальные музеи – музей Жуковского в с Орехово Собинского района и музей семьи Танеевых в д. Маринино Ковровского района.
|