КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Может быть, вы замечали, что если аудитория поддерживает оратора, внимательно его слушает, то это придает выступающему уверенность. Он говорит все с большим и большим вдохновением, излагает материал более убежденно и страстно, тверже звучит его голос. Сам оратор как бы выпрямляется, вырастает в собственных глазах и глазах своих слушателей. Напротив, слабый контакт с аудиторией отрицательно действует на выступающего. Видя, что его плохо слушают или совсем не слушают, неопытный оратор начинает теряться, сбивается, у него появляются неприятные эмоциональные переживания. Вы, конечно, читали роман И.С. Тургенева «Рудин» и не могли не обратить внимания на удивительное красноречие главного героя этого романа. Горячие речи Рудина не пропадали бесследно для его молодых слушателей, они будили мысль, волновали сердца, звали к действию. Вспомним один из эпизодов романа: Расскажите нам что-нибудь из вашей студенческой жизни, — промолвила Александра Павловна. Рудин начал рассказывать. Рассказывал он не совсем удачно. В описаниях его недоставало красок. Он не умел смешить. Впрочем, Рудин от рассказов своих заграничных похождений скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Широкими и смелыми чертами набросал он громадную картину. Все слушали его с глубоким вниманием. Он говорил мастерски, увлекательно. ...Обилие мыслей мешало Рудину выражаться определенно и точно. Образы сменялись образами; сравнения, то неожиданно смелые, то поразительно верные, возникали за сравнениями. Не самодовольной изысканностью опытного говоруна — вдохновением дышала его нетерпеливая импровизация. Он не искал слов: они сами послушно и свободно приходили к нему на уста, и каждое слово, казалось, так и лилось прямо из души, пылало всем жаром убеждения. Рудин владел едва ли не высшей тайной — музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставить смутно звенеть и дрожать все другие. Иной слушатель, пожалуй, и не понимал в точности, о чем шла речь; но грудь его высоко поднималась, какие-то завесы разверзались перед его глазами, что-то лучезарное загоралось впереди. Все мысли Рудина казались обращенными в будущее; это придавало им что-то стремительное и молодое... Стоя у окна, не глядя ни на кого в особенности, он говорил — и, вдохновенный общим сочувствием и вниманием, близостью молодых женщин, красотою ночи, увлеченный потоком собственных ощущений, он возвысился до красноречия, до поэзии...
И.С. Тургенев нарисовал яркую картину взаимного влияния оратора и аудитории, их сопереживания. Рассказчик, владевший музыкой красноречия, «умевший ударять по одним струнам сердец, заставляя звенеть и дрожать все другие», говорящий вдохновенно, убежденно, подчинил себе присутствующих, заставил их слушать с интересом, глубоким вниманием. Но и сам он, «вдохновенный общим сочувствием и вниманием», «возвысился до красноречия, до поэзии ». Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них знаний и убеждений. В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни. Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
|