КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Парадигмы социологического знанияv Историческая. В рамках этой парадигмы общество (социальная реальность) рассматривается как естественно-исторический процесс, который подчиняется объективно существующим закономерностям. Общество рассматривается как продолжение развития природы и объясняется при помощи терминов естественных наук. В рамках этой парадигмы развивались натуралистические концепции, в которых предпринимались попытки распространить на понимание общества понятия и представления биологии, физиологии, географии, демографии. Позитивистски ориентированные концепции, марксистские концепции. Недостатки данной парадигмы – деятельность человека и ее результаты предопределены заранее, примитивизация представлений о социальной действительности (вульгарный социологизм), т. е. объяснение ее развития через отдельные (хотя и реально существующие) факты v Деятельностная. В рамках нее общество понимается не как некий безличный процесс, который подчиняет деятельность людей объективным законам, а как процесс и результат человеческой деятельности, интересов, потребностей и мотивов различных общественных субъектов. Законы развития общества, т. о., это законы человеческой деятельности. К этой парадигме тяготеют понимающая социология М. Вебера, марксистская теория с ее положением о роли субъективных факторов в развитии истории и структурно-функциональный анализ. Недостатки – субъективизм, т. е. развитие общества направляется лишь отдельными более влиятельными субъектами общественной жизни, при этом игнорируются объективные законы развития. v Гуманистическая. Задача данной парадигмы – понять общество не как объективно развивающийся процесс, не как процесс, который подчиняет и подавляет человеческую волю и сознание, а как процесс, который имеет определенный человеческий смысл. К данной парадигме относятся: неокантианство, феноменология, понимающая социология, экзистенциализм. Недостатки – провиденциализм, предрешенность, т. е. развитие общества зависит не от внутренне присущих обществу законов и не от намерений субъектов общественной жизни, а от внешнесуществующей, но реально действующей силы. Эта сила находится за пределами человеческого понимания и за пределами возможности воздействия общества на эту силу. В рамках такой интерпретации данной парадигмы работали религиозномыслящие философы, которые ищут развитие истории не в самом обществе, а в Божественной силе.
|