КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы диалектики ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 - Объективность - Конкретность истины - Единство абстрактного и конкретного - Практика – критерий истины 2. Исторический метод – целенаправленное изучение социальной действительности посредством воспроизведения ее причинно обусловленного, закономерного развития в определенных пространственно-временных границах. Исторический метод позволяет дать ответ на вопросы, ¨ Как возникло явление ¨ Какие этапы это явление прошло в своем развитии ¨ Каковы причины перехода явления из одного состояния в другое ¨ О современном состоянии объекта Исторический метод (историзм) появился в ХIХ в. Представители – Вико, Вольтер, Гердер, Руссо, Дидро, Фихте, Гегель, Сен-Симон, русские революционные демократы. Условия использования исторического метода: - Для объяснения наличия определенных свойств объекта в данное время - Для объяснения переходных состояний того или иного социального явления - Для объяснения прошлых состояний объекта через его настоящее существование Требования к использованию исторического метода при изучении социальных явлений · Необходимо обращаться к анализу внутренней структуры явления (анализировать все элементы и связи между ними) · Необходимо давать процессуальную трактовку изменений свойств во времени, т. е. рассматривать изменение как единства прерывности и непрерывности · Необходимо фиксировать качественные изменения в элементах, структуре и явлении в целом · Необходимо стремиться формулировать предположения о закономерностях, которым подчиняется явление · Необходимо рассматривать явление с т. зр. поиска в нем противоположностей и противоречий · Необходимо избегать архаизации и модернизации. Архаизация – такой способ рассмотрения развития явлений, при котором свойства, присущие явлению в его прошлых состояниях, переносятся на свойства, присущие этому явлению в настоящий момент. Модернизация – такой способ рассмотрения развития явлений, при котором свойства, характерные для явления в настоящий момент, переносятся на свойства, якобы присущие явлению в его прошлом состоянии. 3. Системный. Направлен на изучение целостности объектов, их внутреннего строения. В основе системного подхода лежит идея несводимости свойств целого к свойствам частей (дихотомия «часть – целое). В дальнейшем системный подход сконцентрировал свое внимание на другой дихотомии – «система-окружающая среда». Следующий шаг – представление о системах как о самовоспроизводящихся, ключевое понятие – аутопоэйсис (Н. Луман). Основные понятия системного подхода: система, системообразующие связи и отношения, организация и структура, уровни системы, иерархия уровней системы, окружающая среда, часть-целое. Социальная система – целостность, существующая в определенной социальной среде и одновременно развивающаяся по собственным законам. Выделяют такие виды социальных систем: гомогенные и гетерогенные. Гомогенные включают в свой состав элементы, природа которых одинакова (напр., малые социальные группы, социальные классы). Гетерогенные, в состав которых входят элементы, имеющие разную природу (напр., социотехническая, экосоциальная). Этапы системного подхода. · Выделение социальной системы из окружающей среды и анализ ее взаимодействий с внешней средой (анализ внешних связей) · Определение состава системы, ее элементов. Определение элементов позволяет перейти к анализу структуры системы, т. е. к анализу системообразующих связей · Анализ функций элементов системы по отношению к самой системе · Анализ механизмов функционирования и развития системы 4. Комплексный подход (КП). Направлен на объединение различных научных направлений в целях многостороннего и целостного изучения сложных объектов. Функции КП: · Позволяет осмыслить сложный характер научных проблем, не решаемых в рамках одной научной дисциплины · Позволяет обозначить круг наук, которые могут изучить данную проблему · Позволяет выделить базовую дисциплину, т. е. дисциплину, которая будет определять основные направления научного поиска · Обеспечивает интеграцию частных результатов, получаемых представителями отдельных научных дисциплин, в единый целостный научный результат. Основные принципы КП: · Многосторонность. Т. е. требование рассматривать в ситуации конкретного социологического исследования все основные свойства изучаемого явления в их взаимосвязи. · Принцип единства исходных представлений об объекте изучения · Мобилизация релевантных (имеющих отношение) знаний. Этот принцип означает, что в исследование должны вовлекаться только те знания, которые имеют отношение к изучаемому объекту · Принцип базовой дисциплины. Т. е. с самого начала должна быть определена та научная дисциплина, в рамках которой содержатся знания, отражающие сущность изучаемого явления. Система понятий именно этой дисциплины должна быть принята в качестве основы для одинакового понимания объекта и интерпретации получаемых результатов. · Принцип системной организации предмета исследования. Предмет комплексного исследования должен быть организован т. о., чтобы включить в себя основные представления и данные об изучаемом объекте, их взаимосвязи и опосредовании. · Принцип конгруэнтности (совместимости, непротиворечивости) знаний и методов. Необходимо выяснять причины возникающих между знаниями и методами противоречий и отбрасывать те знания, которые не соответствуют ранее выдвинутым, исходным представлениям об объекте. Эти знания можно будет использовать позже в ходе исследования. · Принцип единства познавательного процесса и единомыслия · Принцип единства целей и единого замысла исследования. Все участники исследования должны одинаково представлять себе объект, цели исследования Условия реализации комплексного подхода: - Внутренний и внешний анализ центральной проблемы исследования. Внешний – анализ всего спектра знаний, имеющих отношение к данной проблеме. Внутренний – анализ логической взаимосвязанности знаний, которые можно вовлечь в научное исследование. - Построение дерева целей и дерева результатов - Разработка единой исследовательской программы 5. Структурно-функциональный подход (С-Ф А.). Эта стратегия научного поиска возникла в 40-е гг. ХХ в. в США. Структура – устойчивая совокупность связей между элементами, образующими единое целое. Функция – многозначное понятие (5). I. Пришло из математики. Имеется в виду зависимость между двумя переменными. Проявляется в том, одна переменная является следствием другой переменной. II. Ф. – роль, которую выполняют элементы социальной системы как целого. III. Ф – социальное действие, ставшее стандартизированным и регулирующееся определенными нормами и социальными институтами IV. Ф. – механизм осуществления социального действия V. Ф. – продукт социального действия, включающий в себя предусмотренные и непредусмотренные последствия человеческой деятельности. Данное определение имеет непосредственной отношение к структурно-функциональному анализу. Предшественники структурно-функционального анализа – Э. Дюркгейм, В. Парето, социальные антропологи – Б. Малиновский и Рэдклифф-Браун. С-Ф А. Некоторые правила С-Ф А. (по Р. Мертону): · Основан на рассмотрении стандартизированных объектов, т. е. устойчивых, повторяющихся социальных процессов, явлений. · В то же время С-Ф А не должен игнорировать мотивацию объектов социального действия. · Главное содержание функции – ее следствие, как положительное, так и отрицательное. Отсюда понятия функции и дисфункции. Функция – это объективное следствие человеческой деятельности, которое способствует адаптации социальной системы, ее устойчивости, сохранению в пространстве и времени. Дисфункция – объективное последствие человеческой деятельности, которое приводит к дезадаптации социальной системы. · При анализе общественных процессов необходимо следить за тем, какую социальную единицу обслуживает та или иная функция. Т. е. необходимо рассматривать значение функции для различных социальных явлений, для общества в целом, социальных классов, групп, личности. 6. Субъективный. Возник в России в 60-е гг. ХIХ в. Представители – Лавров, Михайловский, Южаков. Факторы возникновения субъективного метода (2): · Вненаучный – социально-экономическая обстановка, сложившаяся в России в 60-70-х гг. ХХ в. Российское общество находилось в застое, переживало перманентный кризис и нужна была социальная сила, способная подвинуть Россию на путь прогресса. Социальная теория должна была выдвинуть на первый план конкретных субъектов, которые воздействовали бы на общественное развитие России. · Гносеологический (теоретико-познавательный) проистекал из недостаточности позитивистского или вульгарного толкования естественного развития истории. Постулаты субъективного метода: · Личность – главная социальная сила. Совокупность личностей создает общество. Главный социологический вопрос – это не поиск объективных законов и их формулировка, а вопрос о соотношении личности и общества. Познание социальной действительности должно осуществляться через познание личности. В этом смысле представители субъективного метода являются методологическими индивидуалистами. Методологический индивидуализм утверждает приоритетный характер личности по отношению к социальной среде и редукцию (сведение) всех надиндивидуальных явлений к личностным. · Общество и природа противостоят друг другу как две качественные реальности. Если в природе действуют определенные связи и закономерности, то в обществе определяющими являются целевые факторы, а законов нет. Отсюда методологический вывод – социолог должен стремиться к тому, чтобы выявить цели, лежащие в основе действий людей и объяснить общественное развитие через цели или в терминах целей. · Применение ценностного метода. Ценностный метод – это метод оценки социальных явлений на основе нравственного идеала. Нравственный идеал – одна из основных категорий субъективного метода · В процессе социального познания необходимо обращаться к социально-психологическим факторам и объяснениям, т. к. изменение общества обеспечивают выдающиеся личности путем внедрения в сознание масс нравственного идеала. Это внедрение невозможно без интернализации (социально-психологический процесс). 7. Понимающая социология. Представления понимающей социологии были заложены уже в субъективном методе. Представитель – М. Вебер. Предшественники – герменевтика (Шлейермахер, Хайдеггер). Основные положения понимающей социологии: · Специфичность объекта и метода изучения · Основной предмет изучения – социальное действие – человеческое поведение в той мере, в какой оно имеет смысл для участвующих в этом поведении субъектов или это поведение, которое соотносится с поведением других людей. Задача социологии – изучение сочетания социальных действий. 8. Феноменология. (Ф) А. Шюц заимствовал у Гуссерля идею о жизненном мире. Социальная структура и вся социальная реальность – это проявление социального сознания, интер (меж) субъективности. Феноменология противопоставляет себя позитивизму. Она требует, чтобы социолог занял позицию не внешнего наблюдателя, а человека, который хочет понять, как социальная реальность производиться в повседневной жизни людей. Мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии, - это мир человеческой непосредственности, феноменальный мир чувствования, стремления, сомнения, утверждения. Это и есть жизненный мир. Социология должна начинать с самого начала, исходить из наличности общества, из его непосредственной данности. Она должна отказаться принять этот мир на веру, т. к. рефлексия – это мысль, а жизнь и мысль – вещи разные. Задача феноменологической социологии – произвести анализ донаучного жизненного мира. Еще одна задаче феноменологии – критика ранее выработанных научных понятий. Феноменологическая социология предлагает выделять 2 класса понятий. 1) – конструкты 1-ого порядка – понятия, которые характеризуют сам жизненный мир. Которые в нем функционируют и с помощью которых конструируется социальная реальность. 2) – конструкты 2-ого порядка – понятия, которые используются в социологической науке. Традиционная социология остается только в рамках конструктов 2-ого порядка. На самом деле подлинно научные представления о социальной реальности могут быть получены только тогда, когда социолог соотнесет свои собственные понятия с конструктами 1-ого порядка, т. е. с понятиями жизненного мира. Ф. Впервые сформулировала новую предметную область социологии – обыденную жизнь, обыденно сознание, здравый смысл. Этот новый предмет требовал соединения социологии и психологического анализа. Отсюда возникло требование использования в рамках этого направления психосоциолингвистических методов. Одна из основных задач в рамках этого процесса – изучение коммуникации (а именно экстралингвистической, т. е. неязыковой). В более узком смысле предмет Ф. – это формирование смыслов, воплощение их в речи, роль предположений и ожиданий в процессе понимания, реализации культурных норм в коммуникационных процессах, приписывание определенных свойств и смыслов собеседнику и влияние этого приписывания на взаимодействие. 9. Этнометодология. (Э.)Родоначальник – американский социолог Г. Гарфинкель. 1967. Кн. «Исследование по этнометодологии». Предшественники – культурная и социальная антропология, этнография, экзистенциализм. Гарфинкель и его последователи сформулировали требование – использовать при изучении социальной действительности методы этнографии, социальной и культурной антропологии, т. е. методы, которые использовались при изучении первобытных обществ и специфических культур. Предмет этнометодологии – этнометоды. Современная социология по Гарфинкелю должна получить статус этнонауки, т. е. науки, которая сможет создать систему представлений о различных видах практической деятельности людей. Направления этнометодологии: · Анализ разговорной речи. Сокс и Джефферсон · Этнометодологическая герменевтика – понимание культур и интерпретация различных видов практической деятельности людей. Блюм, МакХью · Анализ обыденной повседневной жизни. Циммерман, Полнер. · Этнографические исследования науки и процессов достижения консенсусов в диалогах ученых. Э. Вслед за Ф. объявила, что социальную действительность образует сознание. И поэтому задача социологии – понять субстанциональную рациональность социальной жизни. Традиционное понятие рациональности возникло из рефлексии научной деятельности, а в научной деятельности рациональность предполагает: · Решение проблемы выбора · Анализ правил и процедур, с помощью которых этот выбор может быть осуществлен · Анализ альтернатив действия · Совместимость анализа целей и средств достижения целей с правилами формальной логики. Социальные действия, по мнению этнометодологов, не соответствуют принятому в науке понятию рациональности, а значит они якобы иррациональны. Однако социальные действия являются рациональными, т. к. для них характерны определенные смыслы. Рациональность социальной жизни можно понять, разгадав смыслы действий. Особенности Э.: · Э. отождествляет социальное взаимодействие с речевым взаимодействием · Э. отождествляет исследование с истолкованием и интерпретацией действий и речи собеседника. Социолог, с т. зрения этнометодологии, не может занимать позицию внешнего наблюдателя, он должен участвовать в процессе социальных взаимодействий. Его исследование – это попытка интерпретации действий социальных субъектов в их собственных терминах, а также соотнесения этих терминов с терминами социологической науки. · Этнометодологи выделяют 2 слоя в интерпретации – понимание и разговор. · Э. отождествляет структуру организации разговора с синтаксисом повседневной речи · Э. выделяет 2 уровня социального познания – опыт, обыденное знание и социологическая теория. 2 типа суждений – индексные и объективные. Индексные – характеризуют уникальные, специфические объекты в их социально-культурном контексте. Объективные описывают общие свойства объектов вне социально-культурного контекста. Задача социологии – перейти от индексных суждений к объективным. Задача этнометодологии – оставаясь в жизненном мире, объективировать его универсальные свойства и обнаружить тем самым его фундаментальные структуры. Основная черта повседневной деятельности это фоновые ожидания – представления о социальном мире, которые выступают в роли правил. Процесс взаимодействия – это процесс открытия правил, их поддержания и создания на их основе социальных структур взаимодействия. · Э. использует следующие эмпирические методы: участвующее наблюдение, лабораторный эксперимент, анализ записанных на пленку речевых взаимодействий
|