КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интересные факты. Ему принадлежат афоризмы: «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тотЕму принадлежат афоризмы: «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы: это тот, кто ставит правильные вопросы». Обнаружил у дикарей поведение, подобное феномену Пиаже. Наряду с Р. О. Якобсон является автором идеи возникновения языка как комбинации жестов и выкриков, которые превратились в фонемы.
Лотман Юрий Михайлович (1922—94) — выдающийся литературовед, семиотик, культуролог.
Труды Лекции по структуральной поэтике (1964) «Восприятие художественного текста — всегда борьба между слушателем и автором» Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)
Структура художественного текста (1970) Анализ по этического текста. Структура стиха (1972) (монография)
Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973) Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973) «Следует выделить две разновидности искусств: изобразительные и словесные. Объединившись, они срослись в кинематограф как искусство и явление культуры, связанное, также, с целым рядом технических изобретений. Таким образом художественную основу кино составляет тенденция, определенная диалектическим «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века (1975) «Альберт Эйнштейн говорил о соотношении между романами Достоевского и теорией относительности. Художественные открытия позднего Пушкина можно было бы сопоставить с принципом дополнительности Нильса Бора.То, что один и тот же символ (например, карточной игры) может, наполняясь противоположными значениями, представить несовместимое как аспекты единого, делает произведения Пушкина не только фактами истории искусства, но и этапами развития человеческой мысли». Звонячи в прадеднюю славу (1977) «Мифологические тексты, повествующие об акте творения и легендарных зачинателях, ориентированы на начало. Это выражается не только в том, что основной для них вопрос: «Откуда повелось?», но и в особой отмеченности начала текста при явно подчиненной роли его конца. Средневековые светские повествовательные тексты — включая сюда и «жесты» («деяния») и в определенной мере летописи — представляют собой средний тип. Героем повествования является «исторический человек», но смысл событий повернут к истоку».
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980)
Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981)
Заметки по поэтике Тютчева (1982) «Живя в пересечении полей разнообразных семантико-жанровых кодов, текст как бы вспыхивает различными гранями, поворачиваясь, как кристалл в лучах света». Куклы в системе культуры (1992) «По кукле можно прочитать историю, культуру и религию. Кукольный мир иногда способен открыть больше неизведанного, чем мир книжный». Культура и взрыв (1992) Слово и язык в культуре просвещения (1992) «Красноречие - это лингвистический демократизм. Однако это не риторика проповедей эпохи барокко, это речь, которая непосредственно есть действие, слово, являющееся поступком». Устная речь в историко-культурной перспективе (1992) «Взаимоотношения устной и письменной речи усложняются, как только мы переходим к сфере искусства. Здесь можно было бы выделить два принципиальных этапа: 1) господство графической словесной культуры, в рамках которой разговорная речь воссоздается средствами письменной; доминирует здесь художественная литература; 2) господство искусств, возникающих на основе техники, дающей возможность фиксировать устную речь как таковую во всей ее многоканальной реальности (кино). Возникает возможность создания культуры на принципиально иной основе». Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993)
Беседы о русской культуре (1994) «Нельзя безболезненно убрать вещи, ибо вещи — это жесты, а жест характер».
Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном) Лотман Ю. М. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса» (1996) «В поэтическом тексте истина дается не как синтез взаимопротиворечащих положений, а как их отношение».
|