КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естественнонаучная, или сциентистская, парадигма в познанииДля классического естествознания характерны две установки: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности.Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютно истинной картины мира, познание объективных законов природы.Наука ориентирована на предметное и объектное исследование действительности. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления. Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Исследователь занимал по отношению к объекту познания позицию извне, позицию незаинте-ресованного, беспристрастного субъекта. Центральное место в естество-знании отводилось индуктивному методу: достаточное количество сходных единичных наблюдений или экспериментальных данных служило основанием для утверждения причинной связи в изучаемом объекте, условием формулирования общего правила. Количество накопленного эмпирического материала определяло основательность вывода. Содержа-ние знания приобретало единое для всех значение. Общезначимость являлась одним из критериев естественнонаучного знания. Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза,состоящая в выдвижении предположения oб устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности. Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и законов,на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания. При построении типологии, классификаций, законов и т. п. широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. Основным критерием естественнонаучного познания служит использование полученных результатов на практике. В своем историческом развитии естествознание претерпело радикаль-ные перемены. Современное естествознание ориентировано на междисци-плинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В естествознание внесен принцип развития и историзма, оно отказывается от объясни-тельных схем жесткого детерминизма. Естествознание включает ценностные факторы в состав объясняющих положений. Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования (полезности) научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование,направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его срез. Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности. Следование идеалам естественнонаучного познания (или классическому идеалу рациональности) в науке характеризует позицию сциентизма (само-ценности научного знания). Многие современные направления в психологии исходят из позиций сциентизма. При этом естественнонаучное изучение человека, его внут-реннего мира принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов.Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации.Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т. п. В процессе исследования ученый-естествоиспытатель активен: он определяет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек – объект, в таком исследовании пассивен, он должен точно следовать данной ему инструкции, отвечать на поставленные вопросы, информировать о психических процессах, состоя-ниях и т. п. Он существует отстраненно от исследователя, а последний изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность, как таковую,не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.
|