КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика познавательной деятельностиПознание – процесс психического отражения действительности, в результате которого возникает новое знание о мире. Если познание рас-сматривать как самостоятельную деятельность человека, то для её психо-логического анализа можно применить модель иерархического уровнего строения деятельности А.Н. Леонтьева. В этой модели выделяются: 1) уровень особых видов деятельности, которые определяются мотивом деятельности; 2) уровень действий, определяющийся осознаваемыми целями деятельности; 3) уровень операций, определяющийся задачами, разрешаемыми в деятельности; 4) уровень психофизиологических функций, которые определяются физиологическим обеспечением психических процессов человека, задаю-щим возможности и ограничения в осуществлении деятельности. Конкретизируем содержание уровней организации деятельности человека применительно к познавательной деятельности. Мотивом познавательной деятельности выступает необходимость разрешения проблемной ситуации, возникающей в рамках какой-либо теоретической или практической деятельности, отличной от познавательной. Проблемная ситуация – это объективное или субъективное препятствие в достижении целей деятельности. Преодоление проблемной ситуации всегда связано с осознанием характера этого препятствия в виде проблемы. Проблема – это фиксация внимания субъекта на отсутствии либо недостаточности знаний об объектах и явлениях действительности для осуществления деятель-ности. В этом случае может возникнуть вопрос о содержании недостаю-щих знаний о предмете деятельности, который становится самостоятель-ным мотивом, побуждающим субъекта уточнить свои представления об объекте и обнаружить недостающие связи и отношения в имеющейся у субъекта картине мира. Таким образом, предметом познавательной деятельности становится картина мира субъекта, его знания об объекте. А познание становится осознанной целенаправленной деятельностью, в рамках которой проблема осознаётся субъектом как «знание о незнании». И субъект начинает осуществлять целенаправленные познавательные действия по обнаружению недостающих знаний. Согласно определению А.Н. Леонтьева, осознанный мотив стано-вится мотивом-целью или общей целью деятельности, в связи с которой могут быть определены частные цели, соотносимые с конкретными действиями и операциями данной деятельности. Частные цели деятель-ности осознаются субъектом как этапы достижения общей цели, между которыми могут быть установлены различные типы связей: 1) линейная связь, когда последующее действие невозможно без осуществления предыдущего (цель 1 → результат 1 → цель 2 → результат 2 → цель 3 → результат деятельности); 2) параллельная связь, когда суммируются результаты отдельных действий, выполняемых независимо друг от друга (цель 1 → результат 1 + цель 2 → результат 2 + цель 3 → результат 3=результат деятельности); 3) иерархическая связь, когда отдельные действия находятся в разных отношениях друг к другу, образуя этапы деятельности как самос-тоятельные группы действий с различной связью. Поскольку между целями деятельности не существует однозначной связи, и эта связь устанавливается в процессе самой деятельности, существует проблема вычленения отдельных этапов познавательной деятельности. На уровне действий познавательная деятельность представлена как мыслительный процесс. Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т. е. выступает в виде процесса. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз: первый этап разрешения проблемы – осознание проблемной ситуации; на втором – происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу; на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта); на четвертом– появляются гипотезы как предположения о способах решения задач; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; шестой – проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. На уровне операций познавательная деятельность представляет собой систему умственных действий субъекта разной степени осознанности: действия восприятия, воображения, представления, мышления, памяти. Результатом познавательной деятельности выступают знания, которые являются субъективным отражением объективной действительности. Необ-ходимо различать знания и информацию. Информация– это некие сведе-ния об окружающем мире и идущих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Информация носит безлич-ный характер, и в этом смысле она объективна. Знания же являются информацией, соотнесённой с общественно-исторической практикой, т. е. с процессом достижения определённых целей деятельности. В этом смысле знания всегда принадлежат личности и по отношению к ним можно задавать вопрос об их истинности или ложности. Истинойявляется верное, правильное отражение действительности в мыслях. Истинное знание не относится к самим вещам или средствам их языкового выраже-ния. Истинность знаний проверяется практикой. Таким образом, истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Анализируя познавательную деятельность человека, философы издавна стали различать две основные формы, в которых ее результаты выражаются в сознании: наглядные образы и абстрактные мысли. Содержание наглядного образафиксирует конкретные, индивиду-альные признаки предметов, доступные чувственному созерцанию: в пространственно-временном отношении наглядный образ подобен самому предмету. Содержание абстрактной мысливыражает общие признаки предмета, взятые в отвлечении от его индивидуальных, чувственно созер-цаемых признаков: говорить о пространственно-временном сходстве мысли с предметом абсурдно. Например, наглядный образ дома – это пространственно-подобная «картинка» некоего определенного здания («этого» дома – Зимнего дворца, Исаакиевского собора и т. д.), которая отражает его чувственно воспринимаемые индивидуальные особенности (цвет, материал и пр.). А в абстрактной мысли о доме выделяется сово-купность общих признаков, характерных для всякого «дома вообще». Указанным двум формам выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: 1) чувственное познание–процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими; 2) рациональное познание–процесс формирования и развития абстрактных мыслей. К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискур-сивным и т. п.). Основными чертами правильного логического мышления являются определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить. Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Слово «понятие» происходит от глагола «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое на определен-ном уровне их познания. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки. Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия–это признаки, которые в нем мыслятся. Давая определение понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличения его от всех других. Объем понятия–это совокупность предметов, обладающих этими призна-ками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»). Понятие – это элементарная «клеточка» логического мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений.Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно также мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями. Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S–P,где Sесть субъект суждения– понятие о предмете, о котором идет речь; Ресть предикат суждения– понятие, выражающее то, что о пред-мете утверждается или отрицается; а символом «-» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между Sи Ри может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрица-тельной (в противоположном случае). Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непос-редственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по опре-деленным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений. Умозаключение – это логическое рассуждение, посредством которо-го из одних суждений выводятся другие суждения. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным. Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным. Индукция позволяет обобщать имею-щиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными. В мышлении дедукция и индукция взаимно дополняют друг друга. В процессе развития человеческих знаний большую роль играет взаимодействиечувственного и рационального познания. Интуиция – одно из самых ярких и удивительных проявлений подобного взаимодействия. Слово «интуиция» в русском язык е приобрело неоднозначный и очень широкий смысл. Интуитивными часто называют какие-то неосозна-ваемые мыслительные процессы и любые идеи, пути возникновения которых нам непонятны. Обычно указываются лишь некоторые, наиболее впечатляющие характерные черты интуиции: · неожиданность интуитивного решения проблемы («ага-пере-живание»); · неосознанность хода интуитивного процесса и невозможность объяснить, каким образом появился его готовый результат; · непосредственная очевидность этого результата и чувство уверен-ности в его истинности; · необходимость обоснования и проверки интуитивных догадок. Поскольку познавательная деятельность осуществляется конкретным субъектом, возникает проблема организации и регуляции этой деятель-ности и влияния на её результат личностных особенностей исследователя. Когда субъективная познавательная деятельность становится частью общественной практики и превращается в особый вид деятельности – научное познание, проблема истинности знания становится очень острой. Поэтому возникает необходимость в осознании и контроле процесса познания. Таким образом, проблему методологии научного исследования можно рассматривать как проблему рефлексии познавательной деятель-ности. Рефле́ксия (от лат. reflexio – обращение назад) – междисциплинар-ное понятие, означающее обращение внимания субъекта на самого себя и на своё Я, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, – в традиционном смысле – на содержание и функции собственной психической активности, в состав которой входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. В зависимости от того, как человек представляет проблему, как плани-рует пути её решения, определяется конкретный способ организации науч-ного исследования. На результаты исследования непосредственно влияют мировоззренческие установки учёного, степень его компетентности, а также та система социальных и межличностных отношений, в контексте которой он живёт и трудится. Можно выделить такие основные характе-ристики мировоззрения: 1) оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире; 2) эти взгляды представляют собой не просто знания о действи-тельности, а такие знания, которые стали убеждениями; 3) мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности. Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Мировоззрение исследовате-ля не только конституирует его познавательную деятельность, но и опреде-ляет характер решения этических проблем, которые неизбежно возникают при взаимодействии учёного с социумом. Этические проблемы научного исследования Можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований, при публикации им научных текстов, при взаимодействии со своими коллегами: 1) Чрезмерное экспериментирование, когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов. Естественно, и психолог-исследо-ватель, и психолог-практик должны вести научный поиск. Но как только они почувствуют, что стали относиться к клиентам всего лишь как к «испытуемым» или как к «статистическому материалу», то следует восстановить приоритеты: на первом месте должны быть интересы клиен-та и вообще любого «обследуемого» человека, которые никак не должны пострадать. 2) Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. «Субъект-объектные» отношения, которые выстраиваются между исследо-вателем и испытуемым, могут причинить вред обследуемым, так как многие методики предполагают помещение клиента в кризисную для него ситуацию и нарушать естественное течение его личной жизни. Такое вторжение может оказаться травмирующим для испытуемого, что предпо-лагает повышенную нравственную ответственность психолога-иссле-дователя. 3) Проблема недобросовестности исследования. Можно даже выде-лить два основных варианта данной проблемы: а) умышленная недобросовестность (подтасовка); б) низкая квалификация или небрежность исследователя. Полученные таким образом результаты могут дезориентировать многих других исследователей. 4) Некорректное соавторство и откровенный плагиат, что может выражаться в: а) цитировании в больших объемах других авторов без ссылок на них; б) включении своей фамилии в работы других исследователей при отсутствии реального участия в этой работе. 5) Проблема «профессиональных секретов». Есть секреты, необходи-мость которых мало кем оспаривается, – это секреты от клиентов, которым далеко не все следует говорить о полученных результатах исследования (иначе они просто могут быть травмированы); секреты от руководства, которому не следует сообщать информации, которая может нанести вред подчиненным или обучающимся в их заведении людям. 6) Проблема необоснованного «продвижения» в науке людей, которые не обладают для этого соответствующими достоинствами, что прояв-ляется примерно в следующих ситуациях: а) подписывается положительный отзыв, хотя сама работа не соот-ветствует требованиям; б) оказывается содействие в карьере людей на основе личных мотивов; 7) Использование отношений с авторитетными в научных кругах людьми (учёными) для достижения своих личных целей.Недобросовестные исследователи, умело войдя в доверие к таким авторитетам, решают свои прагматические задачи по построению карьеры. 8) Проблема ответственности исследователя за использование полученных им результатов в социальной практике с целью создания различных технологий, которые могут причинить ущерб людям. Напри-мер, результаты изучения механизмов человеческого восприятия могут использоваться для создания рекламных технологий и обеспечивать про-движение на рынке товаров, причиняющих прямой вред (реклама алко-гольных напитков, сигарет, определённых медицинских препаратов и т. п.). Таким образом, проведение психологического исследования должно подчиняться ряду принципов: · принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни её процесс, ни её результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью; · принцип компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями, состоянию, или социаль-ному положению; · принцип беспристрастности не допускает предвзятого отношения к испытуемому; · принцип конфиденциальности означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий; · принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.
|