КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХСпецифика факультативных занятий определяет и характер работ, которые на них выполняют школьники. Здесь последовательно, систематически практикуются такие виды самостоятельной деятельности, которые представляют собой некую вершину для учеников и требуют наиболее высокого уровня подготовки. Ни один из видов работ, выполняемых учащимися на уроках литературы, не отвергается на факультативных занятиях. Меняются лишь пропорции, меняется соотношение разнообразных методов и приемов обучения, ибо значительно возрастает степень активности и самостоятельности учащихся. Существенный принцип изучения факультативного курса заключается в том, что вся система работы направлена на «углубленное овладение знаниями и практическими умениями в соответствии с интересами и склонностями учащихся». Поэтому прежде всего необходимо индивидуализировать самостоятельную деятельность школьников. Наряду с индивидуальными заданиями, отвечающими интересам и способностям каждого, на факультативных занятиях обычно устанавливается круг разнообразных заданий, которые обязан выполнить любой ученик, независимо от своих особых пристрастий. Эти обязательные задания бывают двух типов. Во-первых, связанные с исполнительской деятельностью (подготовка выразительного чтения, сольного и по ролям, инсценировок или монтажей). Во-вторых, это задания поискового, исследовательского характера (подбор, систематизация и демонстрация материала по определенной теме, анализ текста, составление библиографии, реферирование научно-критической литературы) . Основное внимание, как и на уроках, уделяется работе над текстом художественного произведения. Тщательный анализ словесной ткани произведения, сопоставление разных редакций одного произведения, его черновых вариантов и канонического текста, разных произведений одного или нескольких авторов, сопоставление жизненного факта и его переосмысления в художественном произведении, научного или эпистолярного и художественного текста, произведений художественной литературы, живописи, музыки, рецензирование радио- и телеспектаклей, экранизаций, театральных постановок и т. д. и т п.— вот далеко не полный перечень тех исследовательских работ, которые могут быть предложены учащимся на факультативных занятиях. Многие учителя считают также обязательным, чтобы ученик стал хотя бы раз участником коллективной работы, выполняемой группой учащихся. Такого рода работа состоит из многообразных операций, и каждый выполняет ту из них, к которой он больше склонен, но в целом работа является плодом коллективных усилий. Так, на известном этапе обучения весьма плодотворна самостоятельная подготовка заочной экскурсии, выставки, вечера, чтений, конференции и т. п. Разрабатывается конспект занятий, план экскурсии (экспозиция выставки, сценарий вечера), подбирается материал, распределяются роли и обсуждается заблаговременно, как каждый выполнил свою задачу. Сперва вся эта работа осуществляется под руководством учителя, а затем — одного из учеников. Некоторые виды деятельности учащихся могут растянуться и на весь год. Такова работа «коллекционеров» и «летописцев». Коллекционеры — это те ребята, которые увлекутся какой-то одной темой, одного рода материалом и будут собирать его длительное время. Особый интерес часто вызывает краеведческий материал — места, связанные с жизнью и деятельностью писателей; иконографический материал — портреты писателей и людей их круга; работы художников-иллюстраторов, сценическая история произведений. Иных коллекционеров увлечет собирание книг по определенной теме, серий открыток, марок, диапозитивов и диафильмов, грампластинок и т. д. Важно, чтобы коллекционирование не привело к порче книг или журналов (вырезание иллюстраций из текста) и чтобы велось оно на научной основе (систематизация материала, его описание, составление картотеки и т. д.). В конце года, на итоговом занятии, коллекционеры оформляют выставки собранного ими материала и выступают в роли комментаторов-экскурсоводов. В течение года они также, по мере надобности, предоставляют свои коллекции для того или иного занятия или урока Деятельность подобного рода очень полезна, так как она приучает к систематическому труду, развивает навыки научной работы и вместе с тем носит общественно полезный характер (коллекцию свою ученик не только широко демонстрирует, но и может оставить в дар школе). Работа летописцев (их можно назвать и более современным термином — репортеры) также полезна во многих отношениях. Они ведут постоянный дневник факультативных занятий, фиксируя все удачи и неудачи, описывая наиболее яркие занятия и работы отдельных учеников, стараясь при этом придать своим заметкам живой, оригинальный характер. Записи эти являются достоянием всех. Их читают и обсуждают, они заносятся в «Летопись факультативных занятий», которая хранится в литературном кабинете. Из такого рода летописи-дневника учитель может извлечь неоценимый материал для самоанализа, для последующих выводов и планов на будущее. Работу такого рода могут выполнять и все участники факультатива поочередно. ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА Для того чтобы наглядно представить себе, как в практической работе реализуются те принципы факультативного курса, о которых шла речь, остановимся более подробно на одном из разделов наиболее трудной программы — «Русская литература первой половины XIX века» (VIII класс). Трудна эта программа прежде всего потому, что восьмиклассники, только приступившие к изучению историко-литературного курса, на факультативных занятиях должны рассматривать явления под иным углом зрения, нежели на уроках литературы, и такое переключение дается им не сразу. Значительная часть факультативного курса изучается при этом с существенным опережением программы основного курса (так, на уроках речь идет о писателях XVIII в., а на факультативных занятиях — о романтических поэмах Жуковского, Рылеева, Пушкина). Трудности связаны и с тем, что лишь в курсе IХ класса (как в основном, так и в факультативном) учащиеся встречаются с различными литературными направлениями (причем в то время, как на основных уроках изучается классицизм, на факультативных занятиях говорится о романтизме). На последующих этапах литературного образования материал в этом отношении проще, поскольку в X классе анализируются лишь произведения критического реализма, в XI классе — социалистического реализма. Рассмотрим возможные пути изучения одного из наиболее трудных разделов курса IХ класса — «Лирика». Раздел этот включает имена 12 поэтов и свыше 80 стихотворений. Между тем на изучение его можно отвести не более 14—16 часов. Следовательно, перед нами прежде всего встанет вопрос об отборе материала и наиболее рациональной методике его изучения. Отбирая материал, будем руководствоваться общими задачами, определяющими пути изучения раздела «Лирика»: отчетливо представив себе, какова специфика этого поэтического рода, учащиеся должны увидеть те художественные открытия, которые совершили в области лирики поэты-романтики, познакомиться с различными течениями романтической лирики и представить себе значение каждого из них в развитии русской поэтической культуры. При этом, говоря о романтической лирике, мы будем сопоставлять ее с поэзией классицистической, устанавливая, какие традиции классицизма развивались и какие преодолевались в творчестве Жуковского или Рылеева. Следовательно, сопоставительный анализ, обращение к отрывкам из од Ломоносова и Державина необходимы при изучении романтической лирики. А далее — аналогичная работа в связи с изучением лирики реалистической. Прежде всего установление ее специфики; в пределах, доступных восьмиклассникам, размышления о том, как проявляется реализм в лирических жанрах, что нового вносят в сферу лирики художники-реалисты, какие традиции классицизма и романтизма они развивают в своем творчестве. Опять-таки здесь необходимы сопоставления. Во всех случаях мы будем отбирать для более детальных наблюдений такие стихотворения, в которых особенно четко выражены приметы соответствующего литературного направления. По мере надобности возможно привлекать для анализа или для сопоставлений и некоторые внепрограммные тексты (например, сопоставление «Первого снега» Вяземского и «Зимнего утра» Пушкина). Усвоить весь этот столь сложный для восьмиклассников материал поможет им уже пройденный путь — изучение предыдущего раздела «Поэма». Постоянное обращение к знакомым текстам, авторам, литературным явлениям облегчит восприятие новой, более трудной темы. Так, работа над текстом «Шильонского узника» Жуковского, «Чернеца» Козлова, южных поэм Пушкина уже позволила ребятам увидеть, как поэты-романтики изображают внутренний мир своих героев, как в поэмах раскрывается духовная жизнь самого автора. Отсюда шаг к постижению присущего романтической лирике психологизма, исповедального ее характера («биография сердца»). Вместе с тем изучение раздела «Поэма» помогло учащимся понять и то, как меняется герой реалистической поэмы по сравнению с романтическим героем, как объективируется его образ, как усложняется психологический анализ, как обогащается изображение среды, окружающей героя и формирующей его личность. Отсюда открывается путь к постижению новаторства Пушкина, а затем и Лермонтова в области лирики. Естественным центром всего раздела, фокусом, к которому тянутся и от которого расходятся основные линии, явится лирика Пушкина, основоположника реализма, наследника передовых традиций поэзии предшествующего периода и учителя поэтов последующих поколений. Выше говорилось о том, что в рамках каждого раздела факультативного курса анализ литературных явлений основывается на принципе историзма, обращается внимание на личность и индивидуальный облик писателя. Исход из этого, намечаем и последовательность изучения материала в разделе «Лирика». О Батюшкове, поэте старшего поколения, мы скажем лишь кратко во введении к разделу, говоря о поэтах, предшественниках и учителях Пушкина. Далее речь пойдет о другом его учителе — о Жуковском. Следующая тема — поэты декабристского круга, столь близкие Пушкину его друзья и соратники, творчество и судьбы которых перекрещиваются с его творчеством и судьбой. Естественным продолжением этой темы явится тема «Лирика Пушкина 20-х годов», преимущественно романтическая лирика, но уже заключающая в себе элементы реализма. Предметом изучения на последующем занятии явится реалистическая лирика Пушкина 30-х годов. Далее мы в какой-то мере возвращаемся назад, к 20-м годам, а точнее, раздвигаем горизонты вширь: в поле нашего зрения — творческие судьбы поэтов пушкинского поколения, связанных общими устремлениями, идеалами и вместе с тем глубоко самобытных. Для установления и их духовной близости, и их творческой индивидуальности можно проследить путь лишь одного-двух поэтов или пронаблюдать какие-то сквозные линии (например, как в их творчестве решается тема поэта и поэзии). Но в любом случае необходимо учесть эволюцию поэтов пушкинского круга после 14 декабря 1825 г., ставшего рубежом для всего поколения. Самый характер эволюции каждого из них достаточно ярко поможет проследить особенности их личности и творчества и одновременно яснее покажет своеобразие Пушкина, его исключительное место среди других поэтов. Необязательно для этого брать все имена, названные в программе. Достаточно, скажем, остановиться на творчестве Языкова и Баратынского. Последняя тема — «Лирика Лермонтова». Как бы вступлением к ней (в связи с характеристикой эпохи 30-х годов) явится краткий рассказ о Полежаеве, трагическая судьба и творчество которого столь тесно связаны с эпохой декабристов и вместе с тем близки лермонтовскому поколению. А затем прозвучит лирика Лермонтова и снова возникнет тема романтизма, но романтизма новой формации, порожденного новыми историческими обстоятельствами. На занятии, посвященном Лермонтову, мы проследим эволюцию лермонтовской лирики, покажем ее связь с пушкинской и ее новаторский характер. Таковы темы, включенные в раздел «Лирика». Надлежит основательно поразмыслить и о том, как намеченные нами занятия соотносятся с основным курсом. Лирика Жуковского и Рылеева, а также тема «Романтизм» уже изучены на уроках литературы. Следовательно, у нас есть твердая точка опоры и требуется, повторив то, о чем говорилось на уроках, идти вширь и вглубь. Одновременно с первой темой (введение к разделу «Лирика») завершается работа над «Горем от ума». Тут возможны некоторые связи, ибо мы ведь говорим учащимся о новаторстве Грибоедова как автора стихотворной комедии. Однако наблюдения над поэтической тканью «Горя от ума» в большей мере следует использовать тогда, когда речь пойдет о поэзии декабристов и далее — о реалистической лирике. Изучение стихов Жуковского совпадет с темой «Лицейские годы Пушкина». Здесь возможен рассказ не только о дружбе обоих поэтов, но и об их творческих связях. О поэзии декабристов на факультативных занятиях мы будем говорить тогда, когда на уроках станут изучаться темы «Петербургский период» и «Период южной ссылки» Пушкина. Параллели и точки соприкосновения тут очевидны. Далее на уроках материал изучается с опережением, и это дает нам возможность на факультативных занятиях не говорить об исторической эпохе и биографии Пушкина, идя по пути углубленного изучения самой его лирики. Прямая связь с основным курсом нарушается при переходи к Лермонтову. Косвенная связь возможна, поскольку и эпоха 30-х годов, и судьбы поэтов этого времени уже не раз рассматривались нами. Но лирика Лермонтова на факультативных занятиях изучается все же задолго до того, как речь о нем пойдет на уроках. Мы лишь готовим почву для последующей работы над основным курсом. Только в одном случае возможна связь с текущей темой этого курса — с романом «Евгений Онегин». Судьба Ленского в какой-то мере предвещала трагические судьбы русских поэтов. Возможно в связи с этим поразмыслить над тем, как рисуется гибель Ленского в романе (VI глава написана в 1826 г.), как воспринимали образ Ленского такие читатели, как Лермонтов и Герцен, как откликнулись на гибель самого Пушкина поэты его времени и, наконец, какой представлялась Лермонтову его собственная судьба. Работа над разделом «Лирика» открывает широкий простор для творческой деятельности учащихся. Подготовка выразительного чтения, сообщений о поэтах, об истории создания отдельных стихотворений, о развитии в лирике какой-то одной темы, самостоятельный анализ текста, сопоставление стихотворений различных поэтов или стихов одного поэта, написанных в разное время, подготовка литературно-музыкального монтажа, разработка программы вечера, экспозиции выставки, составление альбома-антологии любимых стихов — вот далеко не все возможные виды тех заданий, которые будут выполнять школьники. Желательны и выходы в сферу внеклассной работы: подготовка и проведение вечера, оформление выставки для литературного кабинета и т. п. Желательно, чтобы опыт самостоятельной работы над лирикой пушкинской эпохи помог учащимся познакомиться и с творчеством современных поэтов. В частности, школьники могут подобрать материал по темам «Образ Пушкина в стихах советских поэтов», «Декабристы в советской поэзии», подготовить вечер, посвященный поэтам наших дней. Следует всегда помнить, что изучение литературы прошлого на факультативных занятиях — школа чтения, которая поможет юным читателям свободно ориентироваться и в современной литературе.
|