КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этюд N 16Чтобы научиться хорошо говорить, согласитесь, важно уметь произносить фразы выразительно. Так, чтобы сказанные вами слова запоминались, иначе говоря, чтобы вас было приятно, да-да, приятно, слушать. Говорят, что хороший актер способен прочесть и телефонную книгу так, что все будут слушать затаив дыхание. Выберите для себя прозаический отрывок из произведения, которое вам нравится. Я советую взять фрагмент из классики: А.Чехова, И.Тургенева, Л.Толстого, И.Бунина... И обязательно хотя бы по полчаса в день читайте его вслух. Желательно свое чтение записывать на магнитофон. Прочли первый раз, записав на магнитофон, прослушали, и тут же читайте во второй раз, опять же записывая. И снова прослушайте. Затем таким же образом читайте следующий фрагмент: запись и прослушивание, снова этот же кусок - запись и прослушивание. (Если нет магнитофона, все равно читайте два раза, но в этом случае попросите кого-нибудь из знакомых послушать вас и определить, когда вы читаете лучше, а когда хуже.) Читать нужно с соблюдением точек, запятых и, самое главное, находить в каждой фразе ударное слово. Чтобы достичь логического чтения, предварительно текст разметьте, где сделать ударение, какое слово акцентировать. Можно выделяемые слова подчеркнуть, можно отметить галочкой. "Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ ПОНЯЛИ МЕНЯ!" Какое слово вы решите выделить, акцентировать, сделать ударным, основным, зависит только от вас - все определяет ваша трактовка текста. Разберем каждое слово. Я! Можно произнести его чуть громче, чем все остальные слова. Вы как бы приковываете внимание слушателей к собственному "я". На мой взгляд, этого делать не стоит, местоимение "я" само по себе легко запоминается, звучит коротко и четко. Я - это и есть я! То есть человек, который хочет, чтобы другие люди его понимали. ХОТЕЛ БЫ. Можно выделить это словосочетание. Но тогда получается, что вас вообще никто не понимает, вас трудно понять, и самое главное - это ваше хотение. Все хорошо, все прекрасно, но вот ваше хотение... Не стоит акцентировать "хотел бы", не стоит. ЧТОБЫ. Стоит ли делать это слово ударным? Наверное, нет. Оно не несет никакой информации - союз и только. ДРУГИЕ. Возможно, нужно именно на этом слове сделать акцент - произнести его чуть четче, громче, медленнее, то есть подчеркнуть значимость - ДРУГИЕ! Какие-то люди вас понимают, но вам мало этого, вы хотите, чтобы ДРУГИЕ люди - ваши противники или ваши единомышленники, может быть, ваши начальники понимали вас. ДРУГИЕ!!! ЛЮДИ. Хорошее слово. Вас слушают люди. Вы обращаетесь к людям. И вы хотите, чтобы они, люди, вас понимали. Вы хотите, чтобы все люди понимали вас. Поэтому во фразе слово "ЛЮДИ" вы делаете ударным, главным, основным, центральным. Перед произнесением этого слова еле заметная пауза, после произнесения слова "ЛЮДИ" опять же пауза. ПОНЯЛИ! Ах, вот что для вас главное! По-ня-ли! Если так, то ударное слово, конечно же, "ПОНЯЛИ". И произнести его можно почти по слогам. МЕНЯ. А может быть, для вас главное, чтобы понимали именно вас, а не другого? Тогда подчеркивайте финал фразы и произносите последнее слово растянуто - ммм-ее-ннн-яя! Я бы так не поступал, ибо фраза начинается с "я" и кончается так же (меня!) - любой человек из слушающих вас легко поймет, о ком идет речь. Итак, три слова - "другие", "люди", "поняли" - несут основную смысловую нагрузку. Какому слову отдать предпочтение? Все зависит от вашей, повторю, трактовки. Я бы отдал предпочтение слову "люди". Оно ближе к тем, кто меня слушает. Я хочу, чтобы ЛЮДИ меня понимали. В этом слове как бы обращение к тем, кто слушает. И его можно произнести с различной интонацией, то есть вложить в текст свой, особый, индивидуальный, авторский подтекст. Всю надежду на людей, грусть, что люди вас не понимают. Другие - это и есть другие. И если вы прочтете, желательно записывая на магнитофон, эту фразу семь раз и сделаете семь вариантов ударного слова, то вы сами легко убедитесь, как важно, чтобы в каждой фразе было ударное слово, ибо фраза становится точнее, эмоциональнее, легче воспринимается слушателями и смысл, который вы закладываете, произнося те или иные слова, лучше до них доходит.
|