Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Третьиим городом — Крестьяновцем.




Этойбыкобылки и сметы нет.

(Там же, стб. 439)

Преисполненный самого глубокого уважения к оратаю, Воль­га спрашивает:

Ай же ты оратай оратаюшко!

Как-то тобя да именём зовут,

Как звеличают по отечеству?

(Там же)

По имени и отчеству звали только господ и достойных лю­дей. Микула ответил Вольге затейливо — и открывается весь за­мысел песенно-эпического рассказа, его пафос.

Ай же Вольга ты Святославгович!

ржи напашу, в скирды складу,

В скирды складу да домой выволочу,


Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру да то я пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

«Ай ты молодой Микулушка Селянинович!»

(Там же)

Это величание — в былине оказалась полностью развита мысль о крестьянском достоинстве пахаря, его превосходстве над дружиной и над самим Вольгой.

Последовательное противопоставление пахаря и воинов во гла­ве с князем проведено через весь эпический рассказ. Композиция пронизана антитезой. Главной мыслью былины определяется ха­рактер изображения персонажей. Обдуманно подаются образно­тематические детали. Певец не скрывал, чью сторону держит. Упоминание кленовой сошки (в некоторых вариантах она «крас­ного дерева»), шелковых гужей, подробный рассказ о соловой кобылке, да и самый портрет пахаря, его облик и одежда, вклю­чение величальных мотивов в завершающие стихи — все харак­теризует былину как цельное художественное творение. Наблю­даются соответствие эпизодов друг другу, их взаимная дополня­емость. Внутренняя упорядоченность частей, их связь между собой указывают — перед нами идейно-художественная система.

Системность наблюдается во всей стилевой структуре былин­ного рассказа. Отметим главное. Былина состоит из образно-пове­ствовательных строфем: это неравные группы стихов, объединен­ные между собой собственным строением. Строфема совпадает с предложением-фразой. В варианте, опубликованном П. Н. Рыбни­ковым17, говорится:

Жаловал его родный дядюшка,

Ласковый Владимир стольнокиевский

Тремя городамы со крестьянамы:

Первыим городом — Гурчевцом,

Другиим городом — Ореховцем,

Третьиим городом — Крестьяновцем.

(Вольга и Микула, стб. 10)

Начало строфемы отмечено повествовательной интонацией, обычной для русской речи при рассказывании, интонация выраже­на инверсией: «Жаловал... дядюшка // Ласковый Владимир стольно­киевский» (не «Дядюшка жаловал» и пр.). Завершают строфему три


стиха с последовательным перечислением городов; стихи построены одинаково, это — своего рода синтаксический параллелизм.

Показательно, что Рябинин умел перестраивать строфемы, например, делил фразу на два предложения — соответственно изменялись границы строфемы. В варианте, опубликованном А. Ф. Гильфердингом, стихи образовали две строфемы:

Был у него родный дядюшка,

Славный князь Владимир стольнокиевской;

Жаловал его трёма городама всё крестьянамы:

Первыим городом Гурчовцем,

Другим городом Ореховцем,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты