КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Стадия концентрацииПервым необходимым шагом во всех школах продвинутого, или интеллектуального, мистицизма является достижение ментального контроля. В XIV веке Майстер Экхарт говорил: "Св. Павел напоминает, что, поскольку мы созданы по подобию Божию, мы можем достичь более высокого и истинного видения. По мнению Св. Дионисия, для этого нам необходимы три вещи. Прежде всего, владение своим умом. Во-вторых, свободный ум. В-третьих, ум, способный видеть. Как нам сделать ум созерцающим? Привычкой к ментальной концентрации".58 ________ 58 Пфайфер, Франц, Майстер Экхарт, стр. 196-197. Эта техника полностью соответствует восточному методу, направленному прежде всего на то, чтобы человек овладел своим ментальным аппаратом, мог использовать его по желанию и не стал (как это часто бывает) жертвой своего ума, увлекаясь неконтролируемыми мыслями и идеями, от которых он не способен избавиться, как бы ни было велико его желание. Ту же самую идею можно найти в древнеиндийском тексте Бхагавад Гита: "Ум колеблется, о Кришна; он беспокоен, порывист и могуч. По-моему, его так же трудно удержать, как и ветер. Несомненно, ... рассеянный ум трудно удержать, но им можно овладеть посредством упорной практики. Когда твоя душа выберется из леса заблуждений, ты более не будешь озабочен тем, чему учили или чему учат. Не привязанная к традиционному учению, твоя душа будет стоять твердо; утвердившись в видении души, ты достигнешь объединения с ней".59 ________ 59 Бхагавад Гита, VI, 34-35; II, 52-53. Таким образом, первый шаг - достижение контроля над умом. Это означает способность заставить ум делать то, что вам нужно, мыслить так, как вы хотите, контролировать изложение идей и последовательность мыслей. В большинстве случаев основной функцией ума является прежде всего получение из внешнего мира через органы чувств сообщений, передаваемых мозгом. Хьюм сказал, что "ум - это разновидность театра, в котором несколько типов ощущений, чередуясь, выходят на сцену". Это обитель интеллектуальных функций и великое хранилище записей о всевозможных впечатлениях, исходя из которых мы действуем или которых мы избегаем, если они нам не нравятся. Ум имеет тенденцию воспринимать то, что ему представляют. Излишне касаться всех концепций, разработанных учеными и психологами о природе ума. Одни рассматривают его как отдельную сущность, другие - как механизм, неотъемлемыми частями которого являются мозг и нервная система. Одна школа рассматривает его как "разновидность высшей нефизической структуры..., поддающейся точному научному исследованию и подверженной своим собственным сбоям". Некоторые считают его формой "я", наделенной собственной жизнью; защитным механизмом, создававшимся в течение веков; аппаратом отклика, посредством которого мы вступаем в контакт с теми аспектами Вселенной, которые иначе были бы недостижимы для нас. Для некоторых это просто непонятный термин, означающий то, посредством чего мы регистрируем мысль или реагируем на вибрации, подобные тем, что заключены в общественном мнении или в книгах, написанных с древнейших времен. Для изучающего эзотерику это просто слово, обозначающее тот аспект человека, который откликается, в одном направлении, на внешний мир мысли и активности, но который может стать способным откликаться и в другом направлении, а именно на мир тонких энергий и духовного бытия. Именно эту концепцию мы и будем иметь в виду, исследуя технику медитации. Формулировка д-ра Ллойда Моргана подытоживает данную тему, включая все меньшие определения. Он говорит: "Слово 'ум' может использоваться в трёх смыслах; во-первых, как Ум, или Дух, в отношении той Активности, которую мы именуем Богом; во-вторых, как качество, проявляющееся на высокой стадии эволюционного прогресса; в-третьих, как психический атрибут, отыскивающий всеобщую взаимосвязь всех естественных событий".60 ________ 60 Морган, Ч. Ллойд, Эмерджентная эволюция, стр. 37. Здесь перед нами идея божественной цели, универсального ума, человеческой ментальности, которой отличается на эволюционной шкале человек от животного, а также ссылка на универсальное психическое сознание, которое объемлет и одушевлённый, и так называемый неодушевлённый мир. Как человеческие существа, мы имеем дело с умом как качеством, появляющемся на высокой ступени эволюции. Для нас это способ, или средство. контакта, приёма информации из различных источников. Через пять органов чувств передаётся информация, и человек становится осведомлённым о мире физических явлений и психической жизни, в которую он погружен. Кроме того, ум регистрирует впечатления, исходящие от умов других людей, и мысли человека (как жившего давно, так и живущего ныне) передаются ему через написанное или произнесенное слово, через пьесы, живопись и музыку. Бóльшая их часть просто регистрируется и сохраняется, проявляясь впоследствии как память или предчувствие. Настроения, эмоциональные реакции, чувства и желания также сохраняются умом (высокого или низкого порядка), и это всё, на что способен средний человек. После регистрации информации подлинного размышления почти не происходит, и ясного формулирования мыслей нет. Облечь идеи в слова, которые бы ясно их выражали, - это одна из основных функций ума, однако как мало людей имеют идеи и порождают действительно разумные мысли! Их ум реагирует на то, что поступает к ним из внешнего мира, но не обладает собственной самоинициированной активностью. Поэтому в настоящее время, в случае среднего человека, преобладает процесс восприятия, направленный из внешнего мира через органы чувств внутрь, к мозгу. Мозг передает полученную информацию в ум, который, в свою очередь, запечатлевает её. Этим по существу всё и исчерпывается. Однако в случае истинно мыслящего человека происходит нечто большее. За регистрацией следует анализ происшедшего или информации, корреляция с другими эпизодами и исследование причин и следствий. "Умственное вещество", как говорят на востоке, вовлекается в активность; строятся мыслеформы и ментальные образы в соответствии с предложенной идеей. Затем, если необходимо, ясная мысль человека запечатлевается в мозгу, и так начинается обратная - по отношению к обычному порядку - активность. Но в случае мистика или человека, который начинает медитировать, раскрываются ещё большие способности. Он обнаруживает, что должным образом направляемый и дисциплинированный ум способен на более широкий и глубокий отклик; что он может стать осведомлённым об идеях и концепциях, которые эманируют из глубинных духовных сфер и передаются душой. Вместо впечатлений из повседневной внешней жизни, записываемых на чувствительной воспринимающей матрице ума, они могут приходить из царства души и порождаться активностью собственной души человека или другими душами, с которыми его душа может соприкасаться. Тогда ум обретает новую способность, и в диапазон его контактов включается не только мир людей, но и мир душ. Его функция - исполнять роль посредника между душой и мозгом и передавать в мозг то, что человек осознал как душа. Это становится возможным, когда прежняя ментальная активность уступает место более высокой и когда ум временно становится невосприимчивым ко всем внешним, отвлекающим его внимание, факторам. Однако это достигается методами, отличающимися от тех, которые делают ум пассивным и воспринимающим; системы "отключения" ума или замораживания его в состоянии негативности или иной форме самогипноза не используются. Необходимое состояние достигается той изгоняющей силой, которую даёт новая и большая заинтересованность, сосредоточенное внимание сфокусированных ментальных способностей к новому миру явлений и силы. Это метод концентрации, первый и самый трудный шаг на пути просветления жизни. Слово "концентрация" восходит к латинским словам "con-" (вместе) и "centrare" (центрировать). Оно означает "собирание вместе, стягивание к общему центру, или фокусной точке". Его смысл - собирание наших блуждающих мыслей и идей, удержание ума прочно и постоянно сфокусированным и центрированным на объекте нашего внутреннего внимания, без колебаний и отвлечения. Это требует устранения всего инородного или чуждого по отношению к предмету нашего наблюдения. Патанджали определяет концентрацию следующим образом: "Внимание, или концентрация, есть фиксация воспринимающего сознания на определенном объекте".61 ________ 61 Бейли, Алиса А., Свет Души, книга III, сутра 1. Этот процесс требует обязательного различения между Мыслителем, аппаратом мышления, и тем, что рассматривается Мыслителем. Таким образом, мы должны различать между собой, то есть тем, кто мыслит, и тем, что мы используем для мышления, умом. Затем вступает и третий фактор - сама мысль. Учащимся целесообразно с самого начала медитативной работы научиться видеть и ежедневно воспитывать привычку проводить эти фундаментальные различия. Учащиеся должны различать: 1. Мыслителя, истинное "Я", или Душу. 2. Ум, или аппарат, который Мыслитель стремится использовать. 3. Процесс мышления, или деятельность Мыслителя, запечатлевающего в уме (в уравновешенном состоянии) то, о чём он мыслит. 4. Мозг, на который, в свою очередь, воздействует ум, действующий как агент Мыслителя, чтобы передать впечатления или информацию. Таким образом, концентрация представляет собой способность фокусировать сознание на конкретном предмете и удерживать его на нём столько времени, сколько необходимо. Это метод точного восприятия, способность правильно визуализировать, а также то качество, которое позволяет Мыслителю воспринимать и познавать поле своего восприятия. Синонимом концентрации является внимание, точнее, однонаправленное внимание. Интересно упомянуть, что по этому поводу говорит отец Марешаль, который указывал, что "внимание есть прямой путь к полному восприятию, к видениям, или, более обобщенно, к вере... Оно вызывает объединение ума по крайней мере на мгновение благодаря преобладанию одной группы мыслей... В то же время это 'ментальное единение', реализованное в той или иной мере в феномене внимания, является единственным субъективным условием, которое, как мы видели, всегда сопровождает истинное или ложное восприятие реального".62 ________ 62 Марешаль, Жозеф, Исследования по психологии мистиков, стр. 80. Можно задать вопрос: как проще всего научиться концентрации? На него можно ответить словами французской пословицы: "Лучший способ устранить, это заменить". Можно прибегнуть к тому, что называют "изгоняющей силой нового увлечения". Глубокая заинтересованность новой интригующей проблемой и фокусирование внимания на новом динамичном вопросе автоматически делает ум сосредоточенным. Другой возможный ответ: будьте всё время сосредоточены на всём, что вы делаете в течение дня. Концентрация быстро разовьётся, если мы будем культивировать привычку к точности во всех своих делах. Точная речь вызовет потребность в точном внимании ко всему, что мы говорим, читаем или слушаем, что потребует концентрации и разовьёт её. В конце концов, истинная медитация - это состояние ума, вырастающее из концентрации. Таким образом, цель наших усилий - так натренировать ум, чтобы он стал нашим слугой, а не хозяином, и при этом развить способность к концентрации, подготавливающей к настоящей медитативной работе. Поэтому серьёзный учащийся будет культивировать пристальное внимание в своей повседневной жизни и тем самым научится управлять своим умом как аппаратом мышления. Позвольте мне подчеркнуть необходимость постоянно сосредоточенного отношения к жизни. Секрет успеха можно выразить следующим образом: будь внимателен. Беседуя, читая книгу или занявшись писанием письма, будем устойчиво концентрировать свою мысль на том, что мы делаем, и так постепенно разовьём способность к концентрации. К воспитанию в себе привычки находиться в таком состоянии следует добавить определенные упражнения по концентрации, выполняемые упорно и ежедневно. Имеется в виду фиксация внимания на конкретном объекте или на избранной теме размышления. За этим следует процесс постоянного и спокойного обучения себя умению абстрагировать сознание от внешнего мира и экзотерических обстоятельств и фокусировать его по желанию на любом объекте. Регулярные, упорные ежедневные упражнения в концентрации преодолевают трудности удерживания внимания и приводят к следующим результатам: 1. Реорганизации ума. 2. Поляризации человека в его ментальном, а не эмоциональном, проводнике. 3. Отвлечению внимания человека от чувственного восприятия и выработке способности центрироваться в мозге, а не в солнечном сплетении, которое, подобно животным, используют в этом случае большинство людей. 4. Развитию способности мгновенной концентрации как предварительному условию медитации.
|