КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поэт и ученый Омар Хайям.Старец позвал своих близких и учеников и составил завещание. Затем он не принимал ни пищи, ни питья. Он помолился и, стоя на коленях, сказал: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». После этих слов старик умер. Его звали Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури. Или Омар Хайям, персидский философ, математик, астроном, астролог. Нишапур в Хорасане (современная иранская провинция Хорасан-Резави) – это место, в котором в 1048 г. родился и в 1131 г. умер всемирно известный поэт. Фамилия Хайям является производной от слова «хайма» или «палатка», так как отец поэта был палаточником. Имя «Омар» означает «жизнь». С детских лет Омар проявлял блестящие способности, получил квалификацию врача (хакима), но медицинская практика его не привлекала. В шестнадцать лет Хайям стал сиротой и отправился в Самарканд. Затем перебрался в Бухару, где за десять лет написал четыре фундаментальных книги по математике. Он, опираясь на труды своих предшественников, предложил целый ряд оригинальных решений в различных областях математики. С 1074 г. Омар стал духовным наставником сельджукского султана Мелик-шаха I. Он продолжил занятия математикой, руководил дворцовой обсерваторией и составил солнечный календарь, более точный чем григорианский. После смерти своих покровителей (султана и визиря) Хайям был обвинен в вольнодумстве и покинул Исфахан в 1092 г. Омар Хайям в XX в. был весьма популярен в интеллигентских и богемных кругах. Его рубаи (четверостишия) были наполнены мудростью, юмором, оптимизмом. Гробница Омара Хайяма в Нишапуре, Иран Среди русскоязычной богемной публики наибольшей популярностью пользовались рубаи О.Хайяма, относящиеся к винопитию, столь популярному в России. Запрет вина – закон, считающийся с тем, Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем. Когда соблюдены все эти оговорки, Пить – признак мудрости, а не порок совсем. Шёл я трезвый – веселья искал и вина, Вижу: мёртвая роза – суха и черна. «О несчастная! В чём ты была виновата?» «Я была чересчур весела и пьяна...». В современной России многие рубаи звучат суперактуально, но за последние двадцать лет в стране почти утрачена традиция публичного чтения стихов. Предлагаю читателю парочку любопытных четверостиший. Если мельницу, баню, роскошный дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идёт в кабалу из-за хлеба – Мне плевать на твою справедливость, творец! Я знаю этот вид напыщенных ослов: Пусты, как барабан, а сколько громких слов! Они рабы имён. Составь себе лишь имя, И ползать пред тобой любой из них готов. Нет никаких сомнений, что Омар Хайям не смог бы попасть ни на один российский телеканал! Если бог не услышит меня в вышине – Я молитвы свои обращу к сатане. Если богу желанья мои неугодны Значит, дьяволвнушает желания мне! Много сект насчитал я в исламе. Из всех Я избрал себе секту любовных утех. Ты – мой бог! Подари же мне радости рая. Слиться с богом, любовью пылая, - не грех. И действительно богохульник! Спасибо, что голову не отрубили. Спасибо и Омару Хайяму. «Всякий мнит себя стратегом, видя бой со стороны»: жизнь и мудрость Ш.Руставели. Как-то, двигаясь в дикой пробке по проспекту Руставели, я поймал себя на мысли: «А зачем нам в Санкт-Петербурге проспект Руставели, если грузины выбрали своим президентом Саакашвили? Если мы обходимся без напареули, хванчкары и Вахтанга Кикабидзе, то можно обойтись и без Руставели?». В советские годы поэма «Витязь в тигровой шкуре» являлась хрестоматийным произведением, а Шота Руставели после Иосифа Джугашвили был всесоюзно известным грузином. Не все знали, что это был не только поэт, но и государственный деятель. Не все знают, что литературная деятельность стала занятием, приносящим достаточные средства к жизни, далеко не сразу. Применительно к России первым профессиональным литератором, жившим на свои гонорары, многие считают А.С. Пушкина. А кушать хочется каждый день. Поэтому можно присоединиться к мнению, что будущий поэт принадлежал к знаменитому роду и был владетелем земель в районе Рустави, по которому получил и свою фамилию. Родился он где-то в 1160-1166 годах. Шота учился в Греции, был хранителем казны у знаменитой царицы Тамары, на правление которой приходится один из лучших периодов в истории Грузии. Шота был ровесником, подданным и воздыхателем царицы, которой он и посвятил своё произведение. Автор «Витязя...» был знаком с поэмами Гомера, философией Платона, богословием, основами пиитики и риторики, с персидской и арабской литературой. Он был не единственным деятелем культуры в окружении царицы Тамары, но стал самым широко известным за пределами Грузии. Вокруг имени Шота Руставели много легенд. По одной версии в результате безнадежной и безответной любви он ушёл в монастырь, где и закончил свои дни. Не исключено, что это был монастырь в Иерусалиме, где Руставели оказался в результате каких-то гонений. В XVIII в. митрополит грузинский Тимофей вроде видел в иерусалимской церкви св. Креста могилу и портрет Руставели во власянице подвижника. По другим сведениям он был убит и обезглавлен при невыясненных обстоятельствах. Поэма Шота Руставели была переведена на многие языки, являясь гордостью грузинской письменности и культуры. Знаменитая строчка – «Всякий мнит себя стратегом, видя бой со стороны» - стала бесспорным афоризмом. Наверное, кто-то и считает, что кавказцы должны жить на Кавказе и Россия может обойтись без золотых рук Лео Бокерия, без золотых голосов Зураба Соткилавы, Тамары Гвердцители, Вахтанга Кикабидзе, Валерия Меладзе, без парящих прыжков Николая Цискаридзе и т.д. Не много ли чести для американской «шестерки», чтобы из-за него, человека с более чем прозрчной фамилией поссорились два великих народа?
|