Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные принципы тембровых, регистровых, функциональных соединений в партитуре для оркестра




Общая картина современного оркестрового и сольного исполнительства на народных инструментах имеет свои отличительные, характерные черты и определяется, прежде всего, значительным и чрезвычайно интенсивным возрастанием профессионального уровня игры на инструментах, входящих в состав оркестра. Качественный скачок в развитии их технических и выразительных средств привел к существенным изменениям облика народно-исполнительского жанра и поставил перед специалистами ряд новых, достаточно сложных задач.Одна из главных задач касается поиска новых выразительных средств в оркестровке музыкального произведения.

На протяжении многих веков сложилась традиция функционального распределения голосов и музыкальных тембров в партитуре.

Основообразующим элементом музыкальной речи, безусловно, является мелодия. Любое мелодическое построение, будь то развёрнутая мелодическая линия, фраза или мотив требует выделения в том случае, если она сопровождается другими инструментами. Выделение мелодии может быть искусственным и естественным. Искусственное выделение достигается путём использования в мелодии динамических оттенков в большей степени, чем в других голосах. Естественное же выделение достигается путём противопоставления тембра или усиление звучности путём удвоения или утроения. Мелодия, звучащая в верхнем голосе выделяется по своему положению. Аналогичным способом выделяется мелодия в басу. Проведение мелодии в средних голосах требует большего внимания в оркестровке, из-за своего положения в оркестровой фактуре. Как отмечает в своём исследовании А.Карс, выбор того или иного инструмента для мелодии различного характера и настроения в многом определяется свойствами инструмента и личным вкусом музыканта [2, 14].

Помимо проведения мелодической линии, искусство оркестровки требует также и внимание и к гармоническим вертикалям оркестровой ткани. Инструментатор должен предварительно провести точный гармонический анализ музыкального фрагмента, упорядочить и откорректировать движение голосов фактуры. По мнению Н. А Римского-Корсакова, при этом необходимо ясное понимание синтаксических форм, составляющих склад данного музыкального фрагмента, т.е. деление на фразы, мотивы и.т.д. [5,55]. Введение дополнительного голоса требует от инструменталиста чёткого понимания его функции, так как звучание дополнительного подголоска может не только украсить, но и испортить гармонический эффект.

Тембровое соотношение между голосами является одним из важных составляющих оркестровой партитуры. Правильно распределённые функции голосов оркестра позволяют создать яркое оркестровое полотно.

Приведённые выше характерные особенности оркестровки распространяются на различные составы исполнителей. Однако, каждый исполнительский состав имеет свои яркие индивидуальные особенности и средства выразительности, отличные от других. Это обусловлено, как правило, индивидуальным подходом композитора к составу оркестра и его выразительным особенностям.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты