КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Анализ партитуры А.Цыганкова «Перевоз Дуня держала» (инструментовка – Е ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Анализ партитуры А.Цыганкова «Перевоз Дуня держала» (инструментовка – Е. Пашкевич) Произведение написано для оркестра белорусских народных инструментов со следующим составом: Флейта Колокольчики I Колокольчики II Ксилофон I Ксилофон II Треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, коробочка Баян I Баян II Цимбалы соло Цимбалы Фортепиано Бас-гитара Композитор определяет характер произведения как «пьеса-шутка», подчёркивая этим определением её лёгкий, скерцозный характер, танцевально-импровизационное начало. Тема пьесы основана на материале русской народной песни «Перевоз Дуня держала». Она изложена в форме квадратного периода неповторного строения, состоящего из 2-х предложений (8+8). Структурно, основная тема состоит из 2-х мелодических законченных фраз, каждая из которых повторяется дважды:
1-4 такт 5-8 такты 9-12 такты 13-16 такты
Колокольчики Флейта Колокольчики Ксилофон Цимбалы соло Баян Цимбалы соло Цимбалы Фортепиано Фортепиано Т.о., уже при первом проведении темы наблюдается парное использование тембров в инструментовке партитуры. Тембр солирующих цимбал сочетается с ярким тембром колокольчиков, придавая мелодии фантастический, загадочный колорит. Далее основная тема произведения получает вариационное развитие (т.о. форма пьесы - Вариации). Проследим выстраивание драматургии сочетания инструментов по вариациям. Пьеса состоит из 15 ярких вариаций. 1 ВАРИАЦИЯ (цифра 2) – написана в стремительном темпе (Presto), чем вносит контраст по отношению к неторопливому изложению основной темы. Вариация носит ярко выраженный джазово - импровизационный характер. Тема звучит у цимбал соло на фоне сопровождения групп колористических (ксилофон и колокольчики), ударных инструментов и фортепиано. Тембры баяна и флейты включаются в развитие музыкальной ткани эпизодически, не имеют самостоятельной функции в процессе её развития и являются дополнительным голосом фактуры в выстраивании гармонических вертикалей. Подобное распределение функций тембров продолжается и во 2 ВАРИАЦИИ (цифра 3). Основная тема здесь возвращает первоначальные черты, изложена у цимбал соло с удвоением мелодической линии. 3 ВАРИАЦИЯ (цифра 4) – вновь приобретает подвижный характер, благодаря импровизационному характеру развития основной темы. Тембры колокольчиков и цимбал образуют самостоятельный мелодический дублированный подголосок. Ксилофон и фортепиано выполняют в данной вариации функцию аккомпанемента и гармонического сопровождения основной темы. Басовый голос, образующий нижний пласт оркестровой фактуры подвижен и дублирован (бас гитара и фортепиано). Ритмическое остинато группы ударных инструментов создаёт ощущения непрерывности движения и, сочетаясь с джазовым, импровизационным характером движения, поддерживает периодичность метрической структуры пьесы. Стремительный, глиссандирующий пассаж флейты, ксилофона и цимбал приводят к следующей, 4 ВАРИАЦИИ (цифра 5), очередному витку развития темы. Сочетания тембров аккомпанирующей группы (баянов и ксилофонов) подчёркивают лёгкий и игривый образ пьесы. Мелодическая линия у цимбал соло сохраняет свой импровизационный, развивающий характер. В данной вариации у флейт и колокольчиков появляется подголосочная линия (42 такт), которая будет встречаться и в последующих разделах пьесы. Этот подголосок основан на синкопированном ритме и контрапунктически соединяется с главной темой. Ещё один подголосок звучит в басовом голосе – основан на хроматическом нисходящем движении мелодии, что также имеет импровизационное начало. В 4 вариации тембр фортепиано включается в развитие музыкальной ткани эпизодически, являясь дополнением к гармоническим вертикалям в оркестровой ткани. 5 ВАРИАЦИЯ (цифра 6) вырастает из тематического зерна синкопированного подголоска. Мелодическая линия и ритмический рисунок дублируются практически во всех голосах фактуры, и дополняет основную тему, которая развивается непрерывно у цимбал соло. 6 ВАРИАЦИЯ (цифра 7) – оркестровая ткань становится более разреженной. Тембр фортепиано выключается полностью. Остальные голоса фактуры создают аккомпанемент мелодии. Развитие главной темы дополняет импровизационный подголосок у флейт. 7 ВАРИАЦИЯ (цифра 8) – вносит метрические изменения в изложение музыкального материала. Появляется переменный размер, который, с одной стороны подчёркивает импровизационный характер произведения, а с другой стороны присущ песенно-народным темам. Тембры флейты, ксилофона, бас – гитары и цимбал создают самостоятельный мелодический подголосок, мелодия которого ритмически дублируется, образуя яркие тембровые и гармонические сочетания. Партия цимбал соло выключена из музыкальной ткани, а импровизационное развитие продолжается у фортепиано. 8 ВАРИАЦИЯ (цифра 9) – основная тема приобретает решительный характер (авторская ремарка - rubato). Фактура вариации разрежена – многие голоса выключены из музыкальной ткани (только цимбалы, фортепиано, бас). Однако, на кульминационной зоне (75 такт) выдерживается яркая гармония – аккорд доминанты на фермато. Для создания яркого оркестрового эффекта, данный аккорд образуется путём соединения таких тембров, которые технически могут продлить своё звучание (флейта, баяны, цимбалы, фортепиано и бас-гитара). 9 ВАРИАЦИЯ (цифра 10) – вносит некоторое успокоение в развитие образа пьесы, возвращает спокойный темп (Andantino cantabile). Основная тема у цимбал соло подвергается мотивной разработке, оплетается мелодическими подголосками, что характерно для русских народных песен. Остальные голоса оркестровой фактуры создают аккордовое сопровождение, изложенное выдержанными половинными длительностями. Группы ударных и колористических инструментов выключены из развития оркестровой ткани. Намеченное развитие продолжается в 10 ВАРИАЦИИ (цифры 11, 12). Здесь продолжается мотивное развитие главной темы. Характер аккомпанемента изменяется. На смену выдержанным аккордам приходит точечная гармония у баянов, ксилофонов, фортепиано и баса на слабую долю, что оживляет развитие музыкальной ткани. 11 ВАРИАЦИЯ (цифры 13,14) –возвращает активный темп произведения (Presto) и импровизационный характер развития темы. Фактура более разрежена. В начале вариации голоса флейты, ксилофонов и цимбал выключены. Баяны и фортепиано выполняют функцию аккомпанемента (характер аккомпанемента сохраняется – точечная постановка аккордов). С начала вариации функцию подголоска выполняет тембр колокольчиков. Но с продолжением развития образа (116 такт) в музыкальную ткань вплетаются голоса флейты и ксилофонов. Наиболее развитый подголосок звучит у флейты. Он имеет джазовый характер, основан на синкопированном ритме. Партия ударных инструментов проста и лаконична. В12 ВАРИАЦИИ (цифра 15) происходит выключение практически всех голосов оркестровой ткани. Внимание переключается на сочетание тембров солирующих цимбал и тарелочки (которая появляется в партитуре впервые). Партия тарелочки имеет активный характер, что связано с появлением в ритмическом рисунке групп шестнадцатых длительностей. Включение же остальных голосов оркестра происходит на выделении сильной доли ритма синкопы, и образует яркие гармонические «пятна» - созвучие альтерированного SII7 # 1,3 (129-130 такты). 13 ВАРИАЦИЯ (цифры 16, 17)– на фоне импровизационного подголоска у флейты основная тема звучит у цимбал соло почти в первоначальном своём виде, но уже в аккордовом изложении (мелодия дублируется у колокольчиков и ксилофонов). Партия баянов и фортепиано образуют аккомпанемент. 14 ВАРИАЦИЯ (18, 19 цифры) является своеобразной кодой всего произведения. Она носит яркий, жизнеутверждающий характер. Импровизационное развитие темы завершается скандирование на тоническом звуке, дублированном у колокольчиков («a»2). Произведение завершается нисходящим пассажем хроматического характера у флейт и ксилофонов, который вторит яркому глиссандо у цимбал соло. В завершении пьесы все голоса фактуры сливаются в стройное гармоническое созвучие тонического аккорда (T53 / A-dur). Произведённый выше анализ партитуры оркестра белорусских народных инструментов позволяет сделать следующие выводы: Стилистически характерным для данной партитуры является соотношение голосов и пластов оркестровой фактуры, основанное на обязательном подчинении аккомпанирующих, подчиненных одному ведущему. Сопровождающие голоса - подголоски, контрапункт, бас, гармоническая, мелодическая или ритмическая фигурации аккомпанемента. Общее деление голосов допускает их последующую дифференциацию, выражающуюся в вариантном изложении.
Тембровые соотношения инструментов оркестра, намеченные при проведении основной темы и в первых вариациях, сохраняются на протяжении всего произведения: цимбалы – колокольчики флейта – баян – фортепиано фортепиано – ксилофон Такое сочетание тембров музыкальных инструментов обосновано некоторыми факторами. Во-первых, это яркий колористический эффект который в данной партитуре является одним из музыкально-выразительных средств. Во-вторых, это подбор музыкальных тембров по своим техническим характеристикам, для того чтобы создать стройную, уравновешенную музыкальную партитуру, где инструменты бы не заглушали друг друга. В-третьих, на сочетание инструментов оркестра влияет и их функциональное назначение (речь о котором пойдёт ниже). Тембры группы ударных инструментов и бас -гитары, встречаются в партитуре в различных инструментальных сочетаниях, что обосновано их универсальным характером. Функции голосов в данной партитуре распределены довольно чётко: соло – цимбалы аккомпанемент – фортепиано, баян мелодические подголоски – флейта, бас, колокольчики, ксилофон. За счёт технических возможностей флейты и баса данная партитура охватывает широкий регистровый диапазон объёмом в несколько октав. Однако бас выполняет скорее роль «фундамента» музыкальной ткани, а всё развитие сосредоточено в пределах 2-3 октавы, т.е. в верхнем регистре. Именно поэтому в данной партитуре используются инструменты, которые могут создать яркое и парящее звучание, прозрачный оркестровый колорит в верхних регистрах (флейта, колокольчики, ксилофон). В партитуре анализируемого произведения задействованы специфические ударные инструменты (треугольник, бубен, малый барабан, тарелочки, коробочка). Эти инструменты не заглушают прозрачную звучность оркестра, а дополняют её, а такие инструменты как бубен и коробочка подчёркивают национальный колорит произведения. Кроме этого, следует подчеркнуть ещё и тот факт, что из всех инструментов ударной группы, именно треугольник, барабан и бубен гармонируют с инструментами высокой тесситуры. Скерцозный характер музыкального произведения подчёркивается и специфическими колористическими эффектами – нисходящими хроматическими пассажами у флейт и glissando у цимбал. Точное распределение функций голосов партитуры, а также грамотный подбор сочетания тембров создают стройную оркестровую партитуру, насыщенную яркими музыкальными красками.
Заключение Проведённая исследовательская работа позволила прийти к следующим выводам: 1. Музыкальная ткань оркестровой партитуры, как правило, делится на несколько пластов: мелодия, мелодические подголоски, и гармоническое сопровождение (аккомпанемент). 2. Мелодическая линия, звучащая в сопровождении нескольких инструментов, как правило, требует выделения. Выделение мелодии может происходить различными способами: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре). 3. Искусство оркестровки требует внимания и к гармоническим вертикалям. Необходимо чёткое и ясное тембровое сочетание голосов оркестровой ткани и распределение функций между ними. Все вышеперечисленные требования относятся и к партитуре оркестра белорусских народных инструментов. 4. Оркестр белорусских народных инструментов является неотъемлемой частью национальной культуры нашей страны. Множество произведений белорусских композиторов написано именно для данного исполнительского состава. Основу оркестра белорусских инструментов составляют цимбалы – музыкальный инструмент, пришедший на территорию нашей страны из Европы и обладающий богатыми техническими и выразительными возможностями. Кроме цимбал в состав оркестра, как правило, входят группа баянов, бас, ударные и колористические инструменты, а также – деревянные духовые инструменты. Причём использование группы деревянно-духовых инструментов может быть как в русле академической традиции, так и как подражание аутентичным инструментам (жалейке, гудку и.т.д). Аутентичный характер в составе оркестра белорусских народных инструментов носит, как правило, и группа ударных. Помимо академических ударных инструментов (большой и малый барабаны, литавры, тарелки) в составе оркестра могут использоваться и аутентичные белорусские народные ударные инструменты. 5. Как правило, основная мелодическая линия в произведениях для оркестра белорусских народных инструментов принадлежит цимбалам. За группой духовых инструментов и баянов закрепляется функция аккомпанемента. Технические характеристики баянов позволяют этой группе обеспечивать долгое выдерживание одной гармонии. 6.Подвижность тембров деревянных духовых инструментов (в проанализированной партитуре тембра флейты) позволяют использовать данный инструмент для проведения мелодических подголосков. Тембры оркестра белорусских народных инструментов сочетаются по устоявшимся законам симфонического оркестра: каждый голос должен органично вливаться в оркестровую ткань, обеспечивать стройность и уравновешивать музыкальную фактуру. Исполнители на народных инструментах ведут непрерывные поиски новых выразительных свойств своих инструментов. Поэтому, в современные белорусские композиторы в последнее время пересмотрели взгляд на оркестр белорусских народных инструментов, как носитель сугубо национальной традиции. Современные партитуры оркестра доказывают, что данному оркестру по силам передавать яркие, красочные музыкальные образы, мелодии и ритмы XXI века средствами современного музыкального языка.
|