КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источниковая базаИсторические источники принято разделять по содержанию и характеру информации. Очень важную группу составляют нарративные (письменные) источники, которые, в свою очередь, можно разделить на следующие группы: К первой группе источников отнесём труды самого П.А. Кропоткина. К ним относится «Записки революционера».[1] Это исторический труд в котором содержатся яркие картины старой дворянской Москвы, зарисовки из жизни русских революционеров-народников, жизни автора, изобиловавшей яркими эпизодами, описание заключения и побега Петра Алексеевича в Петропавловской крепости. С помощью данного труда можно анализировать взаимоотношения между государством и анархистами, примеры репрессивных действий со стороны властей и ответную реакцию анархистов. Это серьёзный для своего времени исторический труд, где излагаются события, а также даётся осмысление исторического процесса. Следующий труд, которым я воспользовался это «Хлеб и воля»[2] Его можно считать первым учебником по освобождению и построению общество вне зависимости от капитала, в труде изложены методы достижения целей в рамках без государственного анархо-коммунизма внутри коммун. Книга была адресована всем последователям и носителям анархических идей для более прогрессивного отделения от капиталистического устройства того времени. Данный труд как и многое другие написанные Петром Алексеевичем актуальны и по сегодняшний день. Книга много раз переиздавалась так что могут быть неточности по отношению к оригиналу. Ещё один интересный труд который позволяет более точно проникнуть в атмосферу учения анархо-коммунизма - «Этика».[3] К сожалению труд не был окончен по причине смерти Кропоткина. Но в 1922 году издательством «Голос Труда» была издана эта книга в честь годовщины смерти автора. По замыслу П. А. Кропоткина, первый том посвящался анализу истории этики, второй - её позитивному изложению. Однако и сама история этики, анализируемая под определённым концептуальным углом зрения, даёт достаточно полное представление о его позитивных взглядах на этику и её проблемы. Вторую группу источников составляет мемуарная литература. В работе были использованы воспоминания и критика современников и людей изучающих деятельность и жизнь Кропоткина более позднего периода. Подробная критика и отношение к действиям Петра Алексеевича изложена в книге-Алексея Алексеевича Борового «Проблема личности в учении П.А. Кропоткина».[4] Благодаря источнику можно понять какими методами и действиями отчасти руководствовался Кропоткин для достижения поставленных целей. Иуда Гроссман-Рощин который так же был современником описал в источнике «К критике основ учения П.А. Кропоткина»[5] свою точку зрения по поводу ряда концепций анархических трудов Кропоткина. Этот человек много писал о Петре Алексеевиче, изложил в своей книге основные идеи теории анархизма и подробно комментировал положительные и отрицательные стороны практического анархизма, но подчёркивал большую значимость данной идеологии которая может в положительную сторону переломить ход истории социума.
|