Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Хаотический стиль воспитания




Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важнейших базовых потребностей личности – потребность в стабильных и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Опекающий стиль воспитания Опекающий стиль (гиперопека) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Потворствующая гиперпротекция – родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция – ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумении постоять за себя.

Гипопротекция – к подростку проявляют мало внимания нет, интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытойгипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение – ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой, проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком – склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности.

Исследованы особенности влияния каждого стиля на развитие личности.

Конфликтные ситуации родителей и подростков обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков наблюдается, если родителями не принимаются во внимание возрастные изменения в психике, индивидуальные особенности ребенка, не изменяется форма и содержание взаимного общения. Неконфликтности отношений подростка с родителями способствует повышение педагогической культуры родителей, коллективное принятие решений, реальный демонстрируемый интерес родителей к внутреннему миру их детей, а не просто вербальные требования и декларации.

К основным социально-психологическим особенностям взаимодействия родителей и подростков, которые провоцируют конфликтность, Е.А. Грищук относит:

- психологическую неготовность родителей к восприятию своего взрослеющего ребенка, к тому, что он овладевает новыми механизмами социализации и адаптации, что у него активно проявляется и формируется индивидуальность;

- изменение вектора родительского авторитета в сторону матери;

- повышенную напряженность в отношениях между родителями, как следствие изменения статусных ролей мужчины и женщины в семье;

- повышенную агрессивность в отношении родителей со стороны подростков в требованиях удовлетворения своих материальных потребностей подростков, как следствие социального расслоения общества;

- отсутствие единых общепринятых ценностных и нравственных ориентиров.

Взаимодействие родителей и подростков усугубляется так же временным фактором - кризисным возрастом детей и кризисом среднего возраста родителей.[1]

Условия неконфликтного социально-психологического взаимодействия родителей и детей подросткового возраста: личностная ориентация на коммуникативное взаимодействие (диалог). Это возможно при обоюдном построении общего когнитивного пространства; формируемый характер внутренней ответственности, как родителей, так и подростков; ознакомление родителей с психолого-физиологическими особенностями подростков; накопление опыта семейного взаимодействия; совместная деятельность; психологическая культура родителей.

Научным сообществом определены типы семейных взаимоотношений, которые при определенной последовательности способны преодолеть противоречия: конфликт-конфронтация - диктат - опека - мирное сосуществование - сотрудничество.

В основу соразвития творческих способностей участников семейной студии как одного из средств оптимизации взаимодействия положены следующие положения:

- справедливость и правдивость;

- принятие и уважение;

- проявление родителей в качестве примера творческого поведения.

В психологическое содержание структуры воспитательных воздействий входят параметры стиля семейного воспитания, типов взаимодействия, типов эмоциональных взаимоотношений.

Содержание и степень выраженности параметров структуры когнитивных, эмоциональных и поведенческих воздействий имеют как сходства, так и различия. Так, общими чертами для когнитивных и эмоциональных воздействий будут наличие эмоциональной близости, удовлетворенности отношениями и отсутствие запретов, санкций. Для когнитивных и поведенческих - наличие требований.

В содержании и типах воспитательных воздействий у матерей и отцов мальчиков и девочек в процессе сравнительного и факторного анализа были выявлены гендерные различия.[1] Мамы девочек сочетают, как эмоциональные, так когнитивные воспитательные воздействия, но преобладает эмоциональный компонент. Отцы девочек в основном используют неустойчивый тип воздействия, при невозможности достижения соглашения используют и жесткие меры по управлению поведением.

Для матерей и отцов мальчиков-подростков свойственно использование комбинированного типа воспитательных воздействий (разумное сочетание всех трех типов). Контроль осуществляется с помощью предъявления аргументированных требований на фоне эмоциональной близости. Мамы мальчиков используют когнитивные и поведенческие воздействия, опираясь на рациональную сферу и предоставление ребенку самостоятельности, если не достигают цели стремятся полностью подчинить сына-подростка своему контролю. У отцов мальчиков на первый план выдвигаются строгие требований и попытка организации совместной деятельности с сыновьями.

Поведенческие стратегии подростков так же имеют гендерные различия. Девочки - подростки используют стратегию поведения, ориентированную на эмоциональный компонент (сохранение близких отношений, но так же готовы проявить характер и противостоять иному мнению). Мальчики - независимы, самостоятельны, способны демонстрировать рациональную оценку проблемы и выхода из конфликтной ситуации. Если не получается самостоятельно найти решение, то предпочитают забыть о проблеме или отстраниться, чем обратиться за помощью. Для подростков обоих полов наиболее распространена и используется стратегия конфронтации.

При взаимодействии с девочками нельзя использовать категоричные действия и высказывания. За мальчиками должен быть контроль, но требования должны соответствовать реальности. Умеренная аргументация в воспитательном процессе должна сочетаться с принятием и поощрением ребенка. При этом как отцы, так и матери должны иметь четкую систему требований и санкций. При воспитании девочек отцы не должны использовать физических наказаний.

Представляется интересным изучение влияния родительской семьи подростка на особенности проявления внутриличностного ценностного конфликта.[1] В своем диссертационном исследовании М.В. Лысогорская, изучая данный ракурс установила, что проявления внутренней конфликтности подростка напрямую связаны с особенностями состава и эмоционального благополучия родительской семьи. У подростков из неполных и неблагополучных семей выше уровень внутренней конфликтности, чем у их сверстников из полных и благополучных семей. Наблюдается существенное различие в проявлении внутриличностного конфликта по жизненно важным сферам у подростков из различных типов семей. Выявлена связь между уровнем конфликтности по понятию «счастливая семейная жизнь» и особенностями состава и эмоционального благополучия родительской семьи. А именно: в неполных и неблагополучных семьях уровень конфликтности у подростков по данной жизненной сфере выше, чем у подростков из полных и благополучных семей.

По данным исследований, проведенных Е.А. Чепраковой выявлено, что в восприятии конфликтных подростков устойчивыми факторами материнского взаимодействия и отношения являются требовательность, строгость, контроль, низкая эмоциональная близость, отвержение, низкая степень тревоги за подростков, непоследовательность, конфронтация и неудовлетворенность матерями взаимоотношениями с подростками. Матери агрессивных подростков во взаимодействии с ними выступают авторитарными, дисгармонично-непоследовательными или отвергающе-отстраненными; в то время как отцы в отношениях с подростками придерживаются неопределенного (авторитарного и непоследовательного) стиля воспитания.

В группе умеренно конфликтных подростков матери авторитетны, но несколько непоследовательны, а у отцов преобладает неопределенный стиль во взаимодействии и отношениях с подростками. В группе неагрессивных подростков матери авторитетны, а отцы в своем отношении к подросткам непоследовательны и либеральны[1].


Выводы

 

В процессе исследования темы взаимосвязь стиля родительского воспитания и конфликтности у подростков были рассмотрены различные точки зрения и определения конфликта и конфликтной ситуации. Представлены характеристики конфликта, определены параметры (причины, острота, длительность, последствия). В схематичной форме представлены основные виды конфликтов. Поскольку конфликт представляет собой динамический процесс, выделены шесть этапов конфликтной ситуации. Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит три стадий – предконфликт, конфликт и послеконфликтная ситуация. Факторы, вызывающие возникновение конфликта, можно разделить на три группы: индивидуальные характеристики человека, ситуационные условия, структурные факторы. Подробно рассмотрены и представлены на рисунке стратегии разрешения конфликтов (уклонение (избегание), сглаживание, компромисс, соревнование, сотрудничество).

Во многом конфликт и его разрешение зависит от следующих факторов:

- ожидаемый результат или цель, которую необходимо достичь;

- отношение человека к конфликту;

Может, такое и есть. Синдеева: По факту мы же тоже наблюдаем это. Как это происходит, я тоже до конца не понимаю. Сапрыкин: Я не могу понять, что это может стать символом для того, чтобы идти в медиа. Но то, что медиа таким образом сейчас действует и такое влияние сейчас оказывает, это просто медицинский факт. Я абсолютно уверен в том, что то, что сейчас происходит на юго-востоке Украины, это на 90% результат действий, в основном, центральных телеканалов. Синдеева: Я понимаю руководителей этого канала, вернее, я понимаю, как с ними это происходит, как решается повестка, условно, откуда приходят и какие инструкции. Но рядом с ними еще работает какое-то количество людей от операторов осветителей, корреспондентов, и все эти люди вовлечены в эту глобальную работу вот такую. И у меня каждый раз вопрос к ним, как там все себя чувствуют. Сапрыкин: Когда ты работаешь работу, очень сложно посмотреть на все это со стороны. У тебя есть задание сделать 5–минутный сюжет, у тебя есть какие-то установки, в которые ты, очень может быть, что веришь. А потом, если тебе интересно, если ты получаешь зарплату, и тебя все устраивает, дальше можно придумать для тебя миллион оправданий и объяснить, почему так правильно. Неважно, какие они, мы боремся за русский мир или за стабильность, за государственные интересы. Господи, уговорить себя в правоте своих действий, это, кстати, не только к государственному телевидению относится. Синдеева: Это про всех. Мы то же самое на себе испытываем. Сапрыкин: Уговорить себя в том, что ты прав, можно в два счета, что бы ты ни делал, особенно если такой интересный процесс. Синдеева: Я не буду возвращать тебя к тому, как ты попал в медиа. Сапрыкин: А я вернусь, потому что на самом деле выглядит все так, как будто я насмотрелся программы «Взгляд» и пошел работать в «Прожектор перестройки». Нет, ничего подобного, хотя все эти ребята: молодой Эрнст, Молодой Парфенов, молодой Листьев… Синдеева: Любимов, Невзоров по-своему тоже. Сапрыкин: Он был прекрасен и в какой-то степени остается прекрасен до сих пор. Короче говоря, всем, что со мной произошло, я обязан, скорее, средневолновой радиостанции SNC, где я работал… Синдеева: Я плохо помню уже. Сапрыкин: Мало кто помнит. Которая работала в начале 90-х, которую основал Стас Намин. Нежели чем «Огоньку» или «Московским новостям» или чему-то еще. Я ужасно хотел быть радиоведущим, и я совершенно случайно им стал. Не то чтобы я отбивал пороги радиостанций – возьмите меня, я хочу что-то поделать. Я совершенно случайно угодил на тогда еще совсем юную и непохожую на то, чем она является сейчас, радиостанцию под названием «Авторадио». Синдеева: Она, конечно, сильно изменилась за это время. Это успешная радиостанция… Сапрыкин: Не то что она сейчас хуже. Синдеева: Нет, она просто другая стала. Сапрыкин: Тогда это был совсем КВН, любительщина, но в этом было очень много жизни. Синдеева: Все так начинали, я помню, как «Серебряный дождь». Сапрыкин: Я был на пресс-конференции открытия «Серебряного дождя» как корреспондент «Авторадио». Синдеева: Ты знаешь, это удивительно, но в нас тогда никто не верил. И 4 июля 1995 года мы начали с конференции вещание, и с того момента «Серебряному дождю» в этом году исполняется 19 лет. Тогда мы даже представить не могли, что будет возможность столько жить. Когда я проглядывала твою биографию, я вдруг прочитала, и тут мне хотелось застрелиться от позора, что программа с Валерием Панюшкиным «Клиника-22» вел Юрий Бессмертный. Сапрыкин: Не говори этого, пожалуйста, в эфире. Синдеева: Подожди секунду. Я не могу этого не сказать, потому что у меня был шок, я помню эту программу. Я помню, как я даже пыталась поговорить с Панюшкиным и попробовать перетащить с «Нашего радио» эту программу, у нас же всегда конкуренция была, мы с Козыревым только теперь любим друг друга и работаем вместе, а так мы еще ого как воевали, бывшие конкуренты мы. Сапрыкин: А мы были непрочь переманиться, потому что нас подстрелили на взлете… Синдеева: Козырев, послушай. Сапрыкин: И мы стали первыми жертвами борьбы со свободой слова. Синдеева: А что это было? Сапрыкин: Мы ничего такого не сделали. Это был август 2000 года или сентябрь 2000 года, когда вдруг пошел первый звоночек. Там произошел «Курск», и этот «Курск» мы с Панюшкиным в очень нервных и обличительных и обвинительных, тревожных тонах в эфире обсуждали. Потом прошло две или три недели, к нам пришел программный директор и говорит: «Такие дела – у всех рейтинги растут, а у вас не растут». Синдеева: Это кто был, Козырев пришел? Сапрыкин: Нет-нет. Синдеева: А тогда Козырев еще был на «Нашем радио»? Сапрыкин: Был, конечно. Синдеева: А, он был генпродюсером. Сапрыкин: «Давайте сделаем что-то более развлекательное, давайте про политику не будем». Панюшкин тогда ушел, я остался с моей коллегой Людой Стрельцовой, еще что-то делал более развлекательное. Я не могу ни подтвердить это, ни опровергнуть, но у меня было четкое ощущение, что мы доигрались с подводной лодкой «Курск». Точно также произошли резкие изменения на Первом канале в этот момент, да и у тогдашнего инвестора «Нашего радио» начались какие-то неприятности. Синдеева: Березовский был инвестором? Сапрыкин: Да. Синдеева: То есть это был переворотный, возможно, момент, в изменении? Я просто пытаюсь понять, с какого момента все начало меняться, когда эти гайки потихонечку начали закручиваться с медиа. Или это было тогда НТВ? Сапрыкин: Это все мои какие-то смутные подозрения, и отстранение Доренко от эфира после «Курска» тоже сложно считать удушением чего-то, собственно, Сергей Борисович сам приложил руку к тому, чтобы его всем хотелось бы уничтожить на тот момент. Да, я думаю, что первая решительная и бесповоротная вещь – это было НТВ. Синдеева: Конечно, «Афиша» - это знаковое и серьезное событие в нашей медиа-жизни, да и остается сейчас такой же. Ты пережил разные смены собственников. Вот сейчас у вас новый собственник, который не просто собственник, а еще и активный собственник. Мы вчера были в гостях у вас на территории… Сапрыкин: Что же не зашли? Синдеева: Ты знаешь, мы были очень поздно в ночи, и понятно, что мы не стали пробовать. Мне сказали, что Александр Мамут ежедневно ходит на работу. Сапрыкин: Да, это так. Синдеева: Когда Ценципер стал уже самым главным начальником, если я правильно понимаю, он всегда стоял между собственником и редакцией. Ценципер, будучи уже в другой позиции - не главного редактора, насколько позволял себе вмешиваться? Конечно, это его право вмешиваться, потому что он это все создал, придумал и придумал не как создатель, а как редактор. Насколько он вмешивался в вашу работу, когда вас было много? И как это было?
- стратегия поведения, которую выбрал человек.

Теоретическое исследование особенностей подросткового возраста показало, что данный кризисный период онтогенеза сопряжен с активным психофизиологическим развитием, импульсивностью, эмоциональной нестабильностью, повышенной уязвимостью, а так же подвержен особой чувствительностью к воздействиям окружающей среды. Центральным новообразованием личности подростка является формирование ощущения собственной взрослости и конфликтность появляется, если данный аргумент не воспринимается окружающими.

Изучение влияния семьи на развитие личности подростка выявило зависимость между характером протекания внутриличностного конфликта и особенностями состава, а также психологического климата родительской семьи.

Факторами, способствующими развитию конфликтного поведения у подростков, являются высокий уровень родительской дисциплины; эмоциональное непринятие, непоследовательность, противоречивость родительского воспитания и отсутствие сотрудничества родителей с подростками; неудовлетворенность агрессивных подростков и родителей (агрессивных матерей и умеренно агрессивных подростков) детско-родительскими взаимоотношениями.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты