КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экстремизм и ксенофобия в структуре современной культурыАнализируется проблема ксенофобии и экстремизма в современном мире. Рассматриваются различные подходы к определению ксенофобии, формы ксенофобии и экстремизма, а также проблема социальной опасности нетерпимости. Большую роль в изучении феномена оппозиции «мы — они» играют работы представителей структуралистского и структурно-семиотического направлений — К. Леви-Стросса, В. Тэрнера, Ю. М. Лотмана. В работах Ю. М. Лотмана постулируется тезис о наличии единой инвариантной модели систем смыслоoбразования, которая состоит в наличии двух и более интегрированных структур, по-разному моделирующих вне-лежащую реальность. Данный исследователь определяет культуру как глобальную знаковую систему — семиосферу, в рамках которой осуществляются коммуникативные процессы и выработка новой информации. Особое внимание Ю. М. Лотман обращает на такое свойство семиосферы, как «от-граниченность», наличие семиотической границы: «Граница семиотического пространства — важнейшая функциональная и структурная позиция, определяющая сущность ее семиотического механизма. Граница — билингвиальный механизм, переводящий внешние сообщения на внутренний язык семиосферы и наоборот. Таким образом, только с ее помощью семиосфера может осуществлять контакты с несемиотическим и иносемиотическим пространством». С точки зрения имманентного механизма семиотическая граница объединяет две сферы семиозиса, а с точки зрения семиотического самосознания — разделяет. Таким образом, семиотическая граница представляет собой и сферу «общения», и линию разграничения культур. Проведение семиотической границы зависит от позиции наблюдателя (то, что с внутренней точки зрения культуры выглядит как внешний, несемиотический мир, с позиции внешнего наблюдателя может рассматриваться как семиотическая периферия данной культуры). На сегодняшний день существует множество теорий агрессивного поведения, которые можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное инстинктивное побуждение и задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемую внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) когнитивные и эмоциональные процессы (когнитивные теории); 4) актуальное проявление социального, приобретенную в процессе социального научения модель социального поведения. Большинство теорий исходит из того, что агрессию и агрессивность полностью искоренить невозможно, но можно научиться ею управлять, ослабить ее проявления в общественной жизни. Таким образом, интолерантность и ксенофобия внутренне присущи любому обществу. Вместе с тем эти явления служат мощным деструктивным и дезинтегративным инструментом в современном мире, с которыми необходимо бороться, прежде всего посредством формирования культуры мира и ненасилия, культуры толерантного отношения к иным взглядам. Ксенофобии являются одним из основных источников экстремизма. Согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г., а также ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные Терроризм на основе национальной вражды без уклона в сепаратизм практикуется, как правило, ультраправыми группами. Религиозные экстремисты чаще всего выступают против руководства религиозных объединений, занимающего лояльную позицию по отношению к государству и против секуляризации общества, светского государства, против единоверцев, не разделяющих их крайних убеждений, против других религиозных конфессий и характеризуются крайне нетерпимым отношением к инакомыслию. Религиозный фундаментализм характерен для всех религиозных конфессий, однако особенно ярко эти тенденции выражены в исламе. Движение, получившее в литературе название «исламский фундаментализм», сами мусульмане называют салафизм — от выражения «ас-салаф ас-салих» (праведные предки). Рост исламского фундаментализма в современном мире является следствием ряда причин. Во-первых, именно исламские страны можно считать главными жертвами глобализации. Особенно это характерно для тех стран, где нет богатых нефтяных месторождений или других естественных ресурсов. Во-вторых, ислам представляет собой не просто совокупность идей, норм, принципов, догматов вероучения, но и определенный, совершенно особенный, значительно отличающийся от западного образ жизни, пронизанный религиозной моралью. Глобализация, которая находит свое выражение в навязывании системы западных ценностей другим культурам, может рассматриваться как покушение на религиозные постулаты, ценности и нормы, на традиционный образ жизни исламского общества. В-третьих, важным элементом исторического становления ислама были военные столкновения с христианством. Крестовые походы можно рассматривать как форму христианского фундаментализма, ориентированного на уничтожение иных систем ценностей. В-четвертых, фундаменталистские течения в исламе, особенно на Ближнем Востоке, постоянно стимулирует палестино-израильский конфликт, воспринимаемый в арабском мире как производное от захватнической политики Запада. Крайним проявлением исламского фундаментализма является терроризм, который становится чрезвычайно опасным в современном мире. К религиозным экстремистам можно отнести различные исламские организации, например, исламскую организацию «Братья-мусульмане», Армянскую секретную армию освобождения Армении, фундаменталистскую мусульманскую организацию «Хезболла», протестантские «ультра» в Северной Ирландии, секты, близкие по идеологии и характеру деятельности к «Белому братству» на Украине или «АунСенрике» в Японии. Глобализация в той форме, в какой она осуществляется на сегодняшний день, является все-таки в большей степени глобализацией «по-американски», что находит свое выражение в навязывании ценностей, институтов, норм, интересов западного мира и прежде всего США. Альтернативой глобализации «по-американски» может служить арабская цивилизация, объединившая государства на основе экономической интеграции и ценностей ислама, а также развитие Китайской Народной Республики (КНР), активно отстаивающей свои интересы на международной арене. Арабский мир уже начинает утверждать себя в современном мире. Это объективно обусловлено сохранением в обозримом будущем ведущей роли арабских стран в качестве экспортеров нефти и газа (более 60% мировых запасов нефти и 25% газа), свободными капиталами, которые хранятся в основном в зарубежных банках, и т. д. Приоритетной задачей для арабских стран является создание экономически интегрированного сообщества. Появившийся в конце ХХ в. проект «Зоны свободной торговли» охватывает 14 из 22 арабских государств, в которых проживают 180 млн чел. Учреждение зоны свободной торговли в регионе, свободное перемещение капитала, товаров и трудовых ресурсов, постепенное унифицирование таможенных тарифов — вот их приоритетные задачи. Примером такой политики являются соглашения ОАЭ с Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией, Тунисом о льготном налогообложении и тарифах, поощрении взаимных инвестиций и торговом обмене. Активизация международного терроризма обусловлена также кардинальными переменами в системе международных отношений, произошедшими в последней четверти ХХ — начале XXI в. Среди них следует назвать прежде всего разрушение биполярной системы, в результате которого вакуум силы в системе международных отношений оказался заполнен различного рода экстремистскими силами; конфликт, в основе которого лежит борьба за обладание материальными и духовными ценностями; процессы глобализации, выражающиеся в навязывании ценностей, норм и институтов западной цивилизации и осуществляющиеся в интересах крупнейших западных держав. Террористический акт в США 11 сентября 2001 г. при масштабности жертв и разрушений, несомненно, является закономерным порождением глобализации. Часто говорят, что мир после этой даты существенно изменился. Недавние восторженные оценки процесса глобализации сменились горьким осознанием того, что национальная, региональная, международная безопасность в условиях глобализационных процессов не укрепилась, а напротив, — оказалась беззащитной перед лицом новых угроз. Это означает, что необходимо объединять усилия для выработки системы мер, способных эффективно противодействовать угрозе международного терроризма.[14] Современный международный терроризм тесно связан с современными международными, локальными, этническими конфликтами. Его характерными чертами являются посягательство на мирное развитие международных отношений, принципы международного права, жизненные интересы мирового сообщества в целом, создание угрозы для жизни Расширяются и сферы деятельности террористов: они начинают действовать за пределами той территории, с которой непосредственно связаны их интересы. Так, например, исламские террористы действуют не только в Палестине, но и в Нью-Йорке, а чеченские боевики устраивают взрывы далеко за пределами Северного Кавказа. Сеть исламских террористических групп располагается на территории многих западных государств. В частности, Германия стала одним из эпицентров деятельности воинствующих исламистов в Европе. Большое влияние имеет Ассоциация за новое мировоззрение в Европе (АМGТ), которая является европейским ответвлением Турецкой партии за улучшение социально-бытовых условий (ЯР), выступающей за распространение власти ислама на весь мир. АМСТ имеет 400 отделений в Европе и насчитывает 30 тыс. членов. Современная ситуация на международной арене характеризуется ростом численности террористических организаций, повышением уровня их организованности, укреплением взаимодействия между различными террористическими группами. В отдельных случаях наблюдается формирование «террористического интернационала», прилагающего усилия по созданию собственных террористических анклавов на территории государств, где образовался вакуум легитимной политической власти (Афганистан, Ирак, Косово и др.). Международный терроризм усиливает политический и религиозный экстремизм. Особенно опасным на сегодняшний день является исламский экстремизм, который стремится к установлению нового мирового порядка на началах «истинного» ислама.[15] Для современного международного терроризма характерно стремление сделать бизнес на торговле людьми в целях использования рабского труда и сексуального рабства. По оценкам МОТ, жертвами принудительного труда, труда по долговым обязательствам, принудительного детского труда, сексуальной эксплуатации являются 12,3 млн чел.; по другим оценкам, их насчитывается от 4 млн до 27 млн чел. В эти цифры не входят похищения людей с целью последующего шантажа родственников или официальных органов и получения денежного выкупа. Россия остается значительным источником женщин, продаваемых более чем в 50 стран для коммерческой сексуальной эксплуатации. Она также является и страной транзита, и страной назначения для женщин, продаваемых с различными целями. Все это тесно связано с отмыванием денег, наркобизнесом и другими видами преступной деятельности. За весь период проведения контртеррористической операции в Чечне органы прокуратуры возбудили и расследовали 2018 уголовных дел о похищениях 2816 чел. (из них только 542 чел. найдены либо вернулись домой). Субъектами международного терроризма могут быть радикальные политические движения, экстремистски настроенные националистические и сепаратистские течения, преступные мафиозные организации, спецслужбы государств, антидемократические политические режимы тоталитарного или полуфашистского толка. Наиболее опасным для мирового сообщества на сегодняшний день является религиозный фундаментализм. Он характерен для всех религиозных конфессий, однако особенно ярко эти тенденции выражены в исламе. Исламские фундаменталисты фанатично борются за сохранение чистоты веры, не останавливаясь ни перед чем, активно используя любые формы насилия для достижения своих целей, включая терроризм. Мировое сообщество пока не выработало эффективные механизмы борьбы с международным терроризмом, который представляет серьезную опасность для всего человечества. При организации масштабной борьбы с терроризмом необходима разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязательности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом. Мировое сообщество должно четко обозначать цели и задачи антитеррористических действий, разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере. Эффективность мер по борьбе с терроризмом в мире зависит от скорейшей ратификации членами международного сообщества конвенций по борьбе с терроризмом и последующем внесении ими необходимых изменений в национальное законодательство, а также от контроля за соблюдением законодательства. Террористы должны рассматриваться как преступники и привлекаться к ответственности с учетом тех гарантий, которые предусмотрены в международноправовых актах. Убийства и похищения террористов могут быть признаны законными лишь в исключительных случаях, если данные действия являются необходимыми для защиты иных лиц. Кроме того, должна быть разработана и применена на практике методика борьбы как с отдельными террористами, так и с террористическими сетями и организациями. Необходим постоянный контроль со стороны соответствующих структур за ходом выполнения мер по борьбе с терроризмом, развитием обстановки в зонах возникновения очагов терроризма.[16] Эффективность борьбы с международным терроризмом немыслима без создания международной и региональных систем мониторинга терроризма на основе обязательной передачи соответствующей информации от национальных правительств, региональных и международных организаций, участвующих в различных формах борьбы с терроризмом, ее накопления и анализа в специально созданном информационном банке. При этом государства (их соответствующие органы и структуры) должны иметь равный доступ к информации в условиях реального времени. Эффективная борьба с терроризмом и экстремизмом на государственном и межгосударственном уровнях возможна только в том случае, если к ней присоединится все общество. Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (ВААФ) в 1999 г. За этот период к предложению присоединились около 40 стран мира. 5 декабря 2000 г. в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета ВААФ, а 14 февраля 2002 г. в Берлине ВААФ был зарегистрирован как международная неправительственная общественная организация. ВААФ привлекает самые различные слои общества к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта. На сегодняшний день можно говорить об относительно эффективной реализации региональных программ толерантности либо специальных разделов толерантности, предусмотренных в комплексных программах национальной политики либо программах воспитания, образования молодежи. Развития правовой культуры населения регионов. Среди таких программ можно назвать следующие: «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности культуры мира и согласия» (2005-2007 гг.) от 09.08.2005 № 602 ПП; Городская целевая программа «Столица многонациональной России» на 2008-2010 гг. от 04.12.2007 № 1050-ПП; Программа гармонизации межэтнических и меж-культурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг.; программа толерантности «Разные, но не чужие, мир через культуру» в Самарской области, рассчитанная на 2004-2008 гг., и другие программы.[17] Политика, направленная на формирование установок толерантности в обществе, предполагает проведение следующих мероприятий: 1. Разработка и реализация нормативно-правовых документов, законодательная регламентация программ толерантности, комплексные программы национальной политики либо специальные программы образования, воспитания молодежи, формирования правовой культуры населения, включающих в себя блоки мероприятий по формированию толерантного сознания и поведения; 2. Разработка, принятие и реализация региональных целевых программ толерантности, комплексных программ национальной политики, в которых выделены блоки мероприятий по формированию установок толерантности, либо специальных программ образования, воспитания молодежи, формирования правовой культуры населения, в рамках которых разработана группа мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, поведения; 3. Наличие соответствующих ведомств в органах исполнительной власти региона, осуществляющих мониторинг ситуации, разработку и реализацию региональной национальной политики, политики по формированию установок толерантности в области межконфессиональных отношений; 4. Обеспечение достаточного финансирования программ либо мероприятий, направленных на формирование культуры толерантности в обществе; 5. Создание через средства массовой информации атмосферы терпимости в области межконфессиональных и межнациональных отношений в регионах РФ; 6. Информирование населения о проблемах в области национальных и межконфессиональных отношений, а также об основных мероприятиях по формированию культуры толерантности в обществе; 7. Проведение различного рода конференций, симпозиумов по вопросам формирования культуры толерантности на региональном, общероссийском и международном уровнях, в ходе которых анализировались бы основные проблемы и вырабатывались конкретные практические рекомендации по их решению; 8. Знакомство с особенностями культуры, традиций различных этносов, религиозных конфессий с целью создания условий для достижения более глубокого понимания и диалога между представителями различных национальностей, религиозных групп, обеспечения единства в многообразии; 9. Создание условий для ликвидации различных форм дискриминации для представителей определенных этносов, религиозных конфессий, гендерных групп, в том числе в экономической, социальной, политической сферах общества; 10. Формирование условий для контроля за соблюдением законодательных актов, регулирующих вопросы противодействия экстремизму, фашизму, нетерпимости. Формирование культуры толерантности населения является необходимым этапом в деле противостояния экстремизму и терроризму в современном обществе.[18] Вывод данного подпункта можно сформировать образом что, интолерантность и ксенофобия внутренне присущи любому обществу. Вместе с тем эти явления служат мощным деструктивным и дезинтегративным инструментом в современном мире, с которыми необходимо бороться, прежде всего посредством формирования культуры мира и ненасилия, культуры толерантного отношения к иным взглядам. Ксенофобии являются одним из основных источников экстремизма.
|