КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детерминанты распространения молодежного экстремизма и ксенофобииРаспространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. В последние годы все чаще становились известными факты преступлений, квалифицированных как экстремистские во многих регионах страны - Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях, а их проявления приобретали все более организованный характер. Правоохранительные органы, региональные и федеральные органы власти реагируют на рост молодежного экстремизма. Постепенно приходит понимание того, что одним ужесточением наказания за акты насилия экстремизм не искоренить, необходимо бороться с причинами его возникновения. А для этого нуждаются в углубленном изучении природа и социальные факторы распространения экстремистских настроений в молодежной среде. Экстремизм молодежи имеет свои особенности. Они выражаются в повышенной экстремальности сознания и поведения этой социально-демографической группы как проявления ее социально-групповых сущностных свойств. Последние - связаны и с возрастными особенностями молодежи, и со спецификой ее социального положения в обществе, и с особенностями сознания, которые обусловлены возрастом и статусом молодых людей. Под экстремальностью как сущностной характеристикой молодежи понимаются различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях. Экстремальность обуславливается особенностью положения молодежи, которая в процессе достижения социальной зрелости и самостоятельности характеризуется неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций. Молодежное сознание отличается неустойчивостью, неадекватностью отражения реальной действительности, общественных ценностей и норм.[29] В условиях социальной неопределенности, нестабильности и риска экстремальность молодежи приобретает не только свои крайние, но и преимущественно спонтанные проявления, которые могут перерасти в экстремистские настроения. Экстремистские настроения являются эмоционально-рациональным проявлением восприятия молодежью способов реализации своих индивидуальных и групповых интересов в крайних, угрожающих другим людям формах. Экстремистские настроения формируются под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов, отраженных в молодежном сознании. В зависимости от конкретных условий социального положения молодых людей они могут реализоваться (или не реализоваться) в их практической деятельности. Негативный характер изменений социального положения молодежи становится фактором отклонения экстремальности от нормального развития, как по уровню, так и по направленности. Опасность представляют и попытки различных политических сил, государственных и общественныхструктур использовать это свойство молодежи в своих целях. В результате объективно существующая экстремальность молодежи, еще более усиленная комплексом нерешенных социальных проблем и подогретая политическими призывами приобретает форму экстремизма. Возможно и неосознанное навязывание, передача чувства от одного поколения другому, что может фиксироваться и устно, и письменно, в тех или иных «религиозных книгах» и прочих трудах. Ксенофобия в наиболее яркой форме иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а своё негативное отношение к обычаям Y — тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей Х, ни обычаев Y он может вообще не знать. При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге и страх перед неизвестным отступает. Это замечено и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.[30] Предпочитаемые объекты ненависти могут быть разными, некоторые не любят русских, африканцев, азербайджанцев, другие — евреев или американцев. По подсчётам социолога Льва Гудкова, в России вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75—80 %, таким образом, среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «чёрных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, гомосексуалов или представителей иной субкультуры, достаточно того, что перед ним — чужой (инакомыслящий). Вывод подпункта в том, что люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, могут ощущать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.
|