КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 25 ВРИНДАВАН
Вместе с Кришнадасом Шри Чайтанья Махапрабху прошел Матхуру и двенадцать лесов Вриндавана, а теперь был у холма Говардхан, одаривая Своим благословенным взглядом все живое - людей, животных, деревья и птиц, отчего сердца их наполнялись счастьем. Господь тоже искренне радовался обитателям Вриндавана. От любви к Кришне Он постоянно танцевал, переживая восторг и наслаждение, забывая о Себе и обо всем на свете. Вот Аритграма, где пять тысяч лет назад Кришна убил в поединке демона-быка Ариштасуру. Но где же любимое озеро Радхарани? Кришнадас тоже ничего не знал об этом самом святом из всех святых мест Вселенной. - Где Радха-кунда? - спрашивал Господь у местных жителей. Но они только в недоумении пожимали плечами. И Шри Чайтанья понял, что Радха-кунда стала недоступной взору людей. Однако для Самого Господа эта тайна не могла оставаться сокрытой. В рисовых полях Он разыскал Радха-кунду и Шьяма-кунду, любимые озера Радхи и Кришны. В них почти не осталось воды, они превратились в два небольших пруда, поросших травой и затянутых тиной, и все же Господь совершил в них омовение. Деревенские жители очень удивились, когда увидели, что Шри Чайтанья омывается в прудах, затерявшихся среди рисовых полей. Понять ли им деяния Господа? А Шри Чайтанья возносил молитвы Радха-кунде: - Из всех гопи Радхарани дороже всех Господу Кришне. Столь же дорого Ему озеро, называемое Радха-кунда, потому что Радха очень любит это озеро. Из всех гопи Шримати Радхарани - самая любимая. Каждый день Господь Кришна и Шримати Радхарани играли в водах этого озера и танцевали на его берегах танец раса. Кто хотя бы раз в жизни совершит омовение в водах Радха-кунды, по милости Господа обретет такую же безграничную любовь, какая живет в сердце Шримати Радхарани. Радха-кунда привлекательна и сладостна, как Сама Шримати Радхарани, и потому слава этого озера так же велика, как слава Шримати Радхарани. Удивительная духовная красота Радха-кунды делает ее такой же дорогой сердцу Господа Кришны, как Сама Шримати Радхарани. Воды эти доставляли Ему величайшее наслаждение и духовное блаженство. Кто в этом мире может описать славу и сладость Шримати Радхарани? Господь Чайтанья молился Радхакунде и танцевал на берегу в восторге духовной любви. Он вспоминал игры Господа Кришны на берегах Радха-кунды и переживал глубочайший экстаз, глиной из Радха-кунды наносил на тело знаки тилаки. Когда они собрались уходить, Балабхадра Бхаттачарья помог Ему набрать немного священной глины и взять ее с Собой. От берегов Радха-кунды Господь Чайтанья направился к озеру Суманах. Отсюда был хорошо виден холм Говардхан, где Кришна каждый день пас телят и играл с друзьями-пастушками. Сердце Господа Чайтаньи замерло от радости. Он тут же упал перед Говардханом, как прямая палка, выражая почтение. Подойдя поближе, Господь поднял маленький камень с холма Говардхан и прижал его к сердцу. Снова дрожь экстаза пробежала по Его телу, от нахлынувших чувств Он потерял ощущение реальности. Скоро Он дошел до небольшой деревни близ холма, которая тоже называется Говардхан, где стояло божество Харидева, Нараяны. Господь Чайтанья упал перед божеством в почтительном поклоне, а потом начал танцевать, оставаясь во власти трансцендентного экстаза. Вокруг собрались местные жители посмотреть на удивительного паломника. Их поразила восторженная любовь и необыкновенная красота Господа Чайтаньи. Служитель Харидева отнесся к Шри Чайтанье с величайшим почтением. У Брахма-кунды Бхаттачарья приготовил прасад. Господь, приняв омовение, поел. А ночь они провели в храме Харидева. Всю ночь Господа волновала одна мысль: «Я не могу подняться на холм Говардхан, но как же Мне увидеть Гопала Рая?» Божество Гопала находилось в храме на холме Говардхан, и Господь Чайтанья очень хотел увидеть Его. Но, считая Себя смиренным слугой Кришны, Он не допускал мысли о том, чтобы подняться на Говардхан. И тут случилось чудо - Господь Гопал, зная о желании Шри Чайтаньи, Сам спустился с холма. Чтобы дать возможность Шри Чайтанье увидеть Его, Гопал милостиво пустился на маленькую хитрость. Храм Гопаладжи стоял в деревне Аннакутаграма на холме Говардхан. Населяли эту деревню в основном выходцы из Раджастхана. Вдруг в Аннакуту пришел какой-то незнакомый человек и объявил крестьянам: - На вашу деревню готовятся напасть мусульмане! Бегите отсюда этой же ночью. Не медлите! Возьмите божество Гопала и уходите, не дожидаясь утра. Завтра здесь уже будут солдаты мусульман! В Аннакуте поднялся страшный переполох. Прежде всего надо было спасти божество Гопала. Жители деревни бережно вынесли Его из храма и отправились в деревню Гантхули. Там Гопала установили в доме одного почтенного брахмана, так, чтобы иметь возможность поклоняться Ему в тайне от мусульман. Укрыв божество, жители Аннакуты быстро собрали свои пожитки и покинули деревню. Но из страха перед мусульманами божество Гопала несколько раз переносили из одного места в другое. Его прятали то в одной деревне, то в другой или в зарослях травы посреди диких джунглей. На следующее утро после этого переполоха Господь Чайтанья совершал омовение в озере Манаса-Ганга, а потом обошел холм Говардхан. При одном взгляде на Говардхан Шри Чайтанья погружался в сладостную любовь к Кришне. Не прекращая танцевать, Он прочитал стих: «Среди всех преданных холм Говардхан - наилучший. О друзья мои, холм этот давал Кришне и Балараме, их телятам и друзьямпастушкам все, что им было нужно, - вкусную воду, мягкую траву, пещеры для игр, фрукты, овощи и цветы, - выражая почтение Господу. Холм Говардхан чувствовал ликование, потому что к нему прикасались лотосные стопы Кришны и Баларамы». Почтив холм Говардхан, Господь Чайтанья совершил омовение в озере Говинда-кунда. И здесь Он услышал, что божество Гопала спустилось с холма Говардхан в деревню Гантхули-грам. Господь Чайтанья тотчас же поспешил туда, чтобы увидеть Гопала и поклониться Ему. Одержимый сладостными волнами любви, забыв обо всем от восторга, Господь Чайтанья начал петь и танцевать перед божеством. Он не заметил, как наступила ночь. Необыкновенная красота Гопала пленила Шри Чайтанью. - Пусть левая рука Шри Кришны, чьи глаза подобны лепесткам лотоса, всегда покровительствует Тебе, - молился Шри Чайтанья. - Левой рукой Он поднял холм Говардхан, словно детскую игрушку. Три дня Шри Чайтанья наслаждался красотой Гопала, а на четвертый Гопал вернулся домой, на холм Говардхан. Господь Чайтанья, танцуя, прошел вместе с Ним часть пути. Он пел святые имена, и огромная толпа, ликуя, пела вместе с Ним: - Хари! Хари! У подножия холма Господь остановился, а процессия продолжила свой путь. Божество Гопала вернулось в Свой храм, исполнив желание Шри Чайтаньи Махапрабху. Гопал всегда являет Свое расположение преданным, и от этого преданные испытывают еще большую любовь к Кришне. Господь Сам приходит на помощь Своим преданным, когда они жаждут увидеть Его. Шри Чайтанья Махапрабху очень хотел увидеть Гопала, но Он не считал Себя вправе подняться на холм Говардхан. Поэтому Гопал, немного схитрив, Сам спустился с Говардхана. Являя Свою милость, Гопал иногда остается в джунглях, посреди густых зарослей, а иногда спускается в деревню, позволяя преданным увидеть Себя. Братья Рупа и Санатана тоже никогда не поднимались на холм Говардхан, и Господь Гопал явил им Свою милость, дав случай увидеть Его. Рупа Госвами был уже очень стар. Он не в силах был дойти до холма Говардхан, но очень хотел увидеть красоту Гопала. И вот случилось так, что, преследуемый мусульманами, Гопал пришел в Матхуру и на целый месяц поселился в храме. В это время Шрила Рупа Госвами тоже был в Матхуре, и вместе с ним находились Гопал Бхатта Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами и Локанатха даса Госвами, близкий спутник Господа Чайтаньи. Там были Джива Госвами, Говинда Госвами и другие. Целый месяц счастливый Рупа Госвами любовался красотой Гопала, целый месяц посещал он храм вместе со всеми преданными. А потом Гопал пришел во Вриндаван, на холм Говардхан, и Шри Рупа Госвами вернулся вместе с Ним. Его желание увидеть божество исполнилось, потому что милость Господа к Своим преданным безгранична.
* * *
Кришнадас показал Господу Чайтанье во Врадже много мест, связанных с играми Кришны. - Это лес Кхадира, - рассказывал он. - Однажды Радхарани шла по дороге в этом лесу, неся на продажу молоко, масло и йогурт, а Кришна и Его друзья спрятались в лесу, чтобы подразнить и испугать Шри Радху. Из укромного места мальчики-пастушки стали издавать пугающие звуки, от которых Радха пришла в ужас, а Кришна, словно случайно, оказался рядом. Бросившись к Кришне, она крепко прижалась к Нему. Кришна посадил ее к Себе на колени, и, утешая, стал нежно целовать. Обретя любовь Кришны, Радха забыла обо всех своих страхах. Мы в лесу Камьяване, где Кришна являл Свои чудесные игры. Согласно Пуранам, здесь исполняются все желания полубогов и преданных Господа Кришны. В этой Никундже, уединенной роще, Радха и Кришна, восхищенные друг другом, совершали маха-раса-лилу. Кришну здесь называют Мадана Гопал. А это лес Кумуда, где Кришна пас коров и играл со Своими близкими друзьями - Шридамом и Субалом. Из-за того, что мальчики часто ссорились, место это называется Кондалия. А теперь взгляни на Амбика-ван на берегу реки Сарасвати. Старшие пастухи и гопи поклонялись здесь Шиве и Парвати. Прекрасный полубог Видьядхара из-за проклятья Ангиры Риши превратился в змею и попытался проглотить Нанду Махараджа, но Кришна пришел и спас Своего отца, освободив полубога прикосновением ноги. Немного дальше Кришна убил Шанкхачуду, шпиона Куверы, щелкнув его по голове, и забрал драгоценный камень с короны демона. А здесь Вьомасура, претворившись ягненком, унес мальчиков-пастушков и спрятал их в горной пещере. Кришна победил демона и освободил своих друзей, после чего они продолжили игру. Дворец Нанды Махараджа величественно возвышается на вершине холма Нандишвара. Лес Камьявана остался на западе. Посмотри на этот гладкий склон, где мальчики любили пообедать! Сюда приходил Господь Шива, чтобы увидеть младенца Кришну. Однако мама Яшода, увидев пепел, кости и змей, которые обычно окружают Шиву, не подпустила его близко. Разочарованный, Шива ушел в ближний лес и погрузился в размышления о Кришне. А Кришна тем временем заплакал, да так сильно, что никто не мог Его успокоить. Встревоженная мама Яшода догадалась наконец поскорее найти йога, который приходил к ним сегодня утром. И как только Шива появился, лицо Кришны озарилось широкой улыбкой. В великой благодарности мама Яшода сказала Шиве: «Вы успокоили моего сына. Что я могу для вас сделать?» И тогда Господь Шива ответил: «Позвольте мне увидеть Кришну и вкусить остатки Его пищи!» В духовном восторге Господь Чайтанья ходил по земле Враджа. К северу от Нандишвары было много знаменитых озер, первое из которых - Павана-Саравара, где Кришна привязывал Своих телят к вбитым в землю бамбуковым и каменным колышкам, которые стоят там и сейчас. С великим наслаждением Господь Гауранга принял омовение в Павана-Саровара близ холма Нандаграма. Каждый день Кришна приходил сюда купаться вместе со Своими коровами и друзьями. Но Радхарани приходила еще раньше и уже ждала их с прасадом. У Нее было благословение, что приготовленный Ею прасад любого избавит от болезней. Поэтому мама Яшода всегда просила Радхарани готовить для Кришны. Совершив омовение во всех прославленных озерах, Шри Чайтанья поднялся на холм Нандаграм и стал расспрашивать людей: - На вершине холма есть какие-нибудь божества? - Да, - отвечали местные жители, - здесь, на холме, есть божества, но никто не знает точно, где они находятся. Они спрятаны где-то в пещере. Говорят, что это отец и мать с очень красивыми и добрыми лицами, а между ними - прекрасный ребенок в позе трилинга, когда тело изгибается в трех местах. Как только Шри Чайтанья Махапрабху услышал рассказ крестьян, Он понял, что речь идет о Махарадже Нанде, маме Яшоде и Господе Кришне, и тут же принялся искать божества. Вскоре Шри Чайтанья нашел пещеру, о которой говорили Ему люди, и расчистил вход. Там и в самом деле стояли божества! Шри Чайтанья тут же склонился в почтении перед отцом и матерью Господа Кришны и вне Себя от радости прикоснулся к Самому Кришне. С того дня Он приходил к божествам каждый день, пел и танцевал перед Ними в необыкновенном восторге. Наконец Он простился с Ними и пошел в Кхадираван. Много лет назад в этом месте протекала река Ямуна. Кришна с пастушками пасли телят на ее берегу и пили сладкую воду. Именно здесь Он одержал победу над Бакасурой, демономуткой, который напал на Него и Его друзей. Кришна взял Бакасуру за клюв и разорвал надвое, словно острую травинку. Отсюда было близко до Шеша-шаи, где стояли божества Гарбходакашаи Вишну и Лакшми. Увидев Лакшми, Богиню удачи, у лотосных стоп Господа Вишну, возлежащего на огромном тысячеглавом змее Шеша-Наге в Молочном океане, Шри Чайтанья прочитал такой стих: «О дорогой возлюбленный, Твои лотосные стопы так нежны, что мы с великой осторожностью ставим их себе на грудь. Мы боимся, чтобы Твои стопы не поранились. Жизни наши зависят от Тебя одного, поэтому наши сердца полны беспокойства, что Твои нежные мягкие стопы изранятся камешками на лесной дороге, по которой Ты ступаешь». Так говорили гопи, когда Кришна скрылся от них в лесу во время танца раса. Потом Шри Чайтанья пришел в Кхелатиртху, а затем в Бхандираван. Кришна и Баларама целыми днями играли здесь со своими друзьями. Они, бывало, так увлекались, что матушке Яшоде приходилось идти за Ними, чтобы искупать и накормить обедом. Господь Чайтанья пересек Ямуну и отправился в Бхадраван, Он возвращался в сторону Матхуры. Оттуда Господь Чайтанья прошел через прекрасный лес Шривану, которому поклоняются все полубоги, а затем в Лохавану, где Кришна пас телят и убил демона Лохаджангха. Рядом были Махаван и Гокула, где стоял дом Нанды и Яшоды. Когда Господь Чайтанья подошел к тому месту, где Кришна вырвал с корнем два огромных дерева ямала-арджуна, волны экстатической любви к Богу обрушились на Него. Шри Чайтанья обошел Гокулу и вернулся в Матхуру вместе со своими верными спутниками - Кришнадасом и Балабхадрой. Господь снова остановился в доме брахмана, благословленного Мадхавендрой Пури, намереваясь пробыть здесь несколько дней. Но очень скоро вся Матхура была у дверей этого дома, и Господь поспешил удалиться в ближнюю деревню Акрура-тиртху. Он выбрал там уединенное место и присел отдохнуть. Пять тысяч лет назад здесь протекала река Ямуна. Когда Кришне и Балараме настало время покинуть Гокулу, Они сели на колесницу вместе со Своим дядей Акрурой и отправились в Матхуру. Им предстояло наказать по заслугам демона Камсу и его друзей. По дороге братья сошли с колесницы и искупались в реке Ямуне. Вслед за Ними в воду вошел Акрура и в это мгновенье увидел в воде Кришну и Балараму. Изумленный, Акрура вышел на берег и снова увидел обоих братьев, отдыхающих в тени большого дерева около колесницы. Тогда Акрура снова вошел в воду и снова увидел там Кришну и Балараму, но только теперь вокруг Них были все полубоги и жители небесного царства. Они стояли с почтительно сложенными руками и возносили Господу молитвы. Он видел великого змея Шеша-Нага с тысячами голов, на его кольцах спокойно возлежал Господь Маха-Вишну. У Него было четыре руки, а глаза были розоватыми, как лепестки лотоса. ШешаНагой был Баларама, а Кришна проявил Себя как Маха-Вишну. Сейчас река Ямуна протекает в километре от этого места, однако Господь Чайтанья проводил в Акрурагхате дни и ночи. Он приходил к Калиягхату, озеру, где Кришна танцевал на головах змея Калии, и принимал там омовение. С тех пор Ямуна изменила свое русло, но на этом месте доныне стоит большое дерево кадамба, с которого Кришна прыгнул в воду. От Калия-гхата Шри Чайтанья направлялся к Прашкандана-гхату. Писания рассказывают, что после победы над змеем Калией Кришна, окруженный пастушками, коровами и гопи, поднялся на ближний холм и почувствовал озноб. И в то же мгновенье там появилось двенадцать солнц. С величайшей преданностью они стали согревать Господа своими лучами. Холм этот получил название Двадаша-дитья и стал святым местом. Пока двенадцать солнц светили на Кришну со всех сторон, из трансцендентного тела Господа изошел пот, который образовал сладко благоухающее кристально чистое озеро Прашкандану. Господь Чайтанья посетил Кешитиртху, где Кришна смыл с Себя кровь демона-коня Кеши, одержав над ним победу. Царь Камса послал демона Кеши во Вриндаван разделаться с Кришной и Баларамой. Во второй раз он заточил в тюрьму Их родителей Васудеву и Деваки. А рядом было место, где Кришна созывал гопи на танец раса звуками Своей флейты. Снова Господь Чайтанья пришел туда, где начинался танец раса, и потерял сознание от переполнявшей Его любви. Через некоторое время к Нему стало возвращаться сознание, и Он начал кататься по земле. Он смеялся и плакал, танцевал и снова падал в изнеможении на землю. Громко воспевая святое имя и предаваясь сладостным духовным чувствам, Господь Чайтанья счастливо провел в Кеши-тирхте весь день. Вечером Он вернулся в Акрурагхат и принял немного прасада. На следующее утро Он посетил Чирагхат. В этом месте Кришна украл одежду у юных гопи, которые совершали омовение в Ямуне. Каждый день они молились богине Катьяяни о том, чтобы Кришна взял их в жены. И теперь Он исполнил их желание, заставив нагими выходить из воды и забирать у Него из рук свою одежду. Шутя, Господь наслаждался Своими играми. И теперь Шри Чайтанья с наслаждением совершил здесь омовение. Во Вриндаване стоит древнее тамариндовое дерево, его называют Тентули-тала. Говорят, под ним играли Кришна и Баларама. Перед этим деревом раскинулась небольшая солнечная полянка, рядом протекает река Ямуна, и ветерок приносит облегчающую прохладу. Сюда, под дерево Тентули-тала, Господь Чайтанья приходил немного отдохнуть. Он сидел под деревом, и Его взору открывалась вся красота Вриндавана и сверкающей на солнце реки Ямуны. Под старым тамариндом Он повторял в тишине святое имя Кришны, а к обеду возвращался в Акрура-гхат, чтобы принять прасад. И тогда к Его дому устремлялись окрестные жители, чтобы взглянуть на удивительного санньяси. Толпы эти не давали Шри Чайтанье покоя, поэтому Он предпочитал до обеда уходить во Вриндаван, чтобы в тихом безлюдном месте повторять Харе Кришна мантру. И это был Тентули-тала. Потом Он снова возвращался в Акрура-гхат и всем рассказывал о важности воспевания святого имени. В эти дни у Господа Чайтаньи появился еще один преданный по имени Кришнадас. Он был домохозяином из сословия кшатриев и жил на другом берегу Ямуны. Однажды Кришнадас совершал омовение в Кеши-тиртхе и, возвращаясь домой по знакомой дороге, увидел под старым тамариндовым деревом Шри Чайтанью Махапрабху. Господь сидел и спокойно повторял святое имя. Необыкновенная красота и восторженная любовь, волнами исходившая от Него, повергли Кришнадаса в изумление. Он почувствовал, как в его сердце поднимается такая же волна любви к Кришне. Кришнадас приблизился к Господу и почтительно поклонился: - Кто ты? Где твой дом? - стал расспрашивать Господь Чайтанья. - Я самый падший среди домохозяев, - смиренно отвечал Кришнадас. - Дом мой на другом берегу Ямуны. О Господь, у меня есть лишь одно желание - стать слугой вайшнавов. Сегодня ночью я увидел сон, что встречу Тебя в наших местах, и теперь я вижу, что он сбылся. Изливая беспричинную милость, Шри Чайтанья обнял Кришнадаса, и в тот же миг Кришнадас обезумел от трансцендентного экстаза. Больше не владея собой, он стал танцевать и петь святое имя Хари, а потом вместе с Господом Чайтаньей пошел в АкрураТиртху. Там он вкусил остатки пищи с тарелки Господа Чайтаньи, и с того самого мгновенья все, чем жил прежде, утратило для него смысл. Он оставил свой дом, жену и детей, чтобы остаться с Господом Чайтаньей и служить ему. Когда на следующее утро Господь снова отправился во Вриндаван, Кришнадас шел за Ним и нес Его лоту, кувшинчик для воды.
* * * Куда бы ни пришел Господь Чайтанья, отовсюду доходили до Него слухи о том, что Кришна снова появился во Вриндаване. В народе об этом только и говорили, но однажды утром в АкрураТиртхе собралась огромная толпа. Люди пришли из Вриндавана, они были возбуждены. Все шумели, размахивали руками и кричали, на лицах было крайнее удивление. Господь Чайтанья вышел к ним, и толпа затихла, все поклонились Его лотосным стопам. - Откуда вы пришли и что вас так взволновало? - спросил Он. - Кришна снова появился на водах озера Калия! - закричали люди. - Он танцует на головах змея Калии. В воде отражаются сверкающие драгоценные камни с головы змея. Все видели Господа Кришну! В этом нет никаких сомнений! Шри Чайтанья только рассмеялся этой новости. - Ну что ж, все правильно! - сказал Он и скрылся в доме. С каждым днем обитателей Вриндавана охватывало все большее волнение. Три ночи подряд люди ходили на Калия-гхат, чтобы увидеть Господа Кришну. Возвращаясь, каждый из них говорил: - Сегодня мы видели Самого Кришну, который пляшет на головах змея Калии! Полагаясь на милость Сарасвати, Богини учености, люди были уверены, что говорят правду. Как бы они удивились и рассердились, если б узнали о своем невежестве. Ведь они действительно ошибались. За Господа Кришну они приняли обыкновенного лодочника, который по ночам ловил в озере Калия рыбу. Полагаясь на свои знания писаний, люди видели в Шри Чайтанье обыкновенного человека, хотя это был Сам Господь Кришна, а в простом лодочнике - Верховного Господа. Балабхадра Бхаттачарья столько слышал об этом случае, что тоже захотел посмотреть на Кришну, появившегося на озере Калии. - Позволь мне сходить на озеро и своими глазами посмотреть на Кришну! - подошел Балабхадра к Господу Чайтанье. - Ты ж образованный брахман! - с улыбкой воскликнул Шри Чайтанья. - Но, слушая других глупцов, ты тоже потерял разум. С чего ты решил, что Кришна явится на Земле в Кали-югу? Эти глупцы ошибаются. Они подняли шум, сами не зная, о чем шумят. Не теряй рассудка и оставайся дома, а завтра Я, так и быть, отпущу тебя на озеро увидеть Кришну. Настало утро. К Господу Чайтанье пришел один уважаемый всей округой человек. Он почтительно поклонился Махапрабху, а потом Господь спросил: - Ты видел Кришну? - Ночью, на озере Калия? - улыбнулся Его гость. - Это рыбак зажег фонарь. Он хотел рыбачить всю ночь, чтобы поймать побольше рыбы, а люди увидели свет фонаря и решили, что видят Кришну, танцующего на головах змея Калии. Лодку они принимают за змея Калию, горящий фонарь - за драгоценные камни на его головах, а самого рыбака - за Господа Кришну! Но как бы там ни было, Кришна и в самом деле вернулся во Вриндаван. Это правда, а не воображение глупцов, принявших за человека сухое дерево. Однако Кришна здесь, во Вриндаване, и каждый может увидеть Его. - Где же вы видели Кришну? - с любопытством спросил Господь Чайтанья. - Ты, санньяси! Ты принял отречение от мира, а любой санньяси - это Нараяна. Ты воплощаешь в Себе Кришну, и, видя Тебя, каждый может получить освобождение. - О Вишну! Вишну! - воскликнул Господь Чайтанья. - Не называйте Меня Верховной Личностью Бога! Живое существо никогда не может стать Кришной! Даже не говорите при Мне такого! Майавади считают, что у Верховного Господа Нараяны нет тела. Он воплощается в тех, кто принимает санньясу. У Нараяны нет ног и рук, Он не может двигаться, поэтому они называют своих санньяси - движущимся Нараяной. Вслед за ними люди тоже принимают обычного человека за Верховную Личность Господа. - Санньяси, живущий в отречении, - продолжал Господь Чайтанья, - частичка единого целого, как лучик солнца - частица самого солнца. Кришна, подобно Солнцу, во всей полноте обладает шестью достоинствами - силой, славой, богаством, знанием, красотой и отрешенностью, а живое существо лишь Его частица. Никогда не могут быть равны друг другу живое существо и Абсолютная Личность Бога, как никогда не будут равны маленькая искра и огонь. Верховная Личность Господа царит надо всем и всем управляет. Он исполнен вечности, абсолютного знания и непостижимого духовного блаженства. Живые существа в материальном мире покрыты пеленой невежества и терпят тройственные страдания. Живое существо - прибежище всех напастей. Разве можно его сравнивать с Верховной Личностью Бога? Глупец, который говорит, что Верховный Господь ничем не отличается от живого существа, - обыкновенный безбожник. В конце концов суд Ямараджа справедливо накажет его. Те же, кто считает полубогов Брахму и Шиву равными Нараяне, оскорбляют Верховного Господа. Это такие же безбожники, отвернувшиеся от наставлений Вед. Люди внимательно слушали Господа Чайтанью, и, когда Он закончил, все в один голос сказали: - Но мы не можем считать Тебя обыкновенным человеком. И телом и качествами ты подобен Самому Кришне. Мы ясно видим, что Ты - сын Нанды Махараджа, хотя золотое сияние Твоего тела скрывает изначальный темный цвет. Запах мускуса, который исходит от оленя, не скроешь, набросив на оленя покрывало. Точно так же невозможно сокрыть качества Верховной Личности Бога, которые проявлены в Тебе. Ты необыкновенный, и все, что Ты делаешь или говоришь, превосходит воображение живого существа. Просто глядя на Тебя, Вселенная сходит с ума от экстаза любви к Кришне. Видя Тебя, все могут получить благословение - женщины, дети, старики, мясоеды и люди низших каст. Люди тут же начинают повторять святое имя Кришны, танцуют, как безумные, и становятся духовными учителями, способными освободить мир! Но и не видя Тебя, а просто слушая Твое святое имя, можно сойти с ума от любви к Кришне и освободить все три мира. Твое необычайное могущество невозможно описать словами - чандал превращается в святого. Что же тогда говорить о тех счастливцах, кому выпала удача увидеть Тебя, Верховную Личность Господа? В чандалах, которые питаются мясом собаки, просыпается желание совершать ведические жертвоприношения, если они однажды произнесли святое имя, говорили о Господе, слушали о Его играх, вспоминали о Нем и кланялись! И это лишь отблеск Твоей безграничной славы. Без сомнения, Ты - сын Махараджа Нанды, изначальная Верховная Личность Бога! Враджаваси с жадностью взирали на Гаурангу, Его божественный лик невозможно было забыть. Старики, дети, женщины, мужчины, глупцы и мудрецы - все признавали в Господе Чайтанье Самого Господа Кришну и испытывали трансцендентную любовь. - Кришна вернулся в Матхуру, чтобы взглянуть на места Своих игр! - говорили люди. - Если Он не Кришна, то почему же Он стоит в позе трилинга и зовет Радху? Люди прославляли Господа Чайтанью, и Он явил им Свою беспричинную милость. Каждый из собравшихся почувствовал в своем сердце необыкновенную любовь к Богу, все смеялись и плакали от восторга. Господь Чайтанья проявил Себя в каждом доме Враджа-мандалы: кто-то видел Его очаровательным ребенком, а кто-то - неотразимым в своей красоте юношей. Некоторые слышали Его флейту или, обезумев от премы, обнимали Гаурангу, словно возлюбленного. Ни у кого не было сомнений в том, что Гауранга был Самим Кришной в одеждах санньяси. Пока Господь Чайтанья жил в Акрура-Тиртхе, Он учил людей повторять святое имя Кришны и пробуждал в сердцах любовь к Богу. Он дарил освобождение всем, кто приходил к Нему. Брахман Кришнадас, благословленный Мадхавендрой Пури, обошел всю Матхуру. В каждом брахманском доме он прославлял божественные качества Господа Чайтаньи, что вызывало у хозяев желание пригласить Шри Чайтанью на обед. В конце концов все уважаемые жители Матхуры во главе с брахманами пришли к Балабхадре Бхаттачарье и сказали, что счастливы будут принять у себя Шри Чайтанью Махапрабху. С подобной просьбой каждый день обращалось не меньше десяти-двенадцати человек, но Балабхадра неизменно принимал только одно приглашение. В Матхуре было немало брахманов из Каньякубджи и Южной Индии. Все они были чисты, потому что строго следовали Ведам и искренне, смиренно жаждали увидеть Господа Чайтанью. Однажды рано утром они собрались в Акрура-Тиртхе и приготовили прасад, который предложили Шалаграма-шиле, а затем принесли Господу Чайтанье. Господь с удовольствием вкусил прасад, исполнив этим все желания брахманов. В один из дней Господь Чайтанья сидел на берегу Акрура-гхата, который находится у дороги между Вриндаваном и Матхурой. Глядя в воду, Он подумал: «Здесь Акрура увидел Вайкунтху, духовный мир, а жители Враджа - Голоку Вриндавану». Он так глубоко погрузился в размышления, что ясно увидел Акруру, стоявшего в воде, и тут же, не владея Собой, прыгнул в воду и погрузился с головой. Кришнадас, Его недавний друг, видя, что Чайтанья тонет, громко закричал от страха. На его крики прибежал Балабхадра Бхаттачарья, и вдвоем они вытащили Господа из воды. После этого случая Балабхадра Бхаттачарья стал сильно беспокоиться за Шри Чайтанью. Улучив момент, когда их никто не слышал, он подозвал к себе Кришнадаса из Матхуры и сказал: - Хорошо, что я оказался неподалеку и успел вытащить Господа на берег. Но кто поможет Ему, если Он будет тонуть во Вриндаване? Ведь Он часто уходит туда один. К тому же в Акрура-Тиртхе нет покоя от людей. Все жаждут увидеть Господа, наперебой приглашают отобедать - это доставляет немало беспокойств. Я уж не говорю о том, что Господь здесь пребывает в постоянном волнении, чувства Его обострены до предела. Ведь это же Вриндаван, все здесь дышит Кришной! Долго ли Он выдержит такое духовное напряжение? Это наводит меня на мысль увести Шри Чайтанью Махапрабху из Вриндавана. Так будет лучше и для Него, и для нас. - Давай поведем Его в Праяг берегом Ганги, - предложил Кришнадас, выслушав Балабхадру. - Господу будет приятно идти этой дорогой. Мы посетим Сорокшетру и совершим омовение в Ганге, а потом вместе с Господом отправимся дальше. Как раз начинается месяц Магха. Если мы в это время окажемся в Праяге, то примем участие в Магхамеле. Мы совершим омовение в святом месте и в благословенный час. Кришнадас хорошо знал, что омовение там, где сливаются Ганга и Ямуна, к тому же в месяце Магха, очень благоприятно. Если совершать его три дня подряд, то можно обрести те же блага, что и от раздачи сотен и тысяч коров святым людям. - Пойди к Шри Чайтанье Махапрабху и скажи, что ты здесь чувствуешь себя несчастным, - продолжал брахман, - и предложи отправиться в Праяг в день полнолуния месяца Магха. Скажи, что путешествие по берегу Ганги принесет тебе большое счастье. Балабхадра Бхаттачарья нашел этот план очень удачным и пошел к Господу Чайтанье. С мольбой в голосе он обратился: - О Господь, я не в силах больше терпеть беспокойства, которые причиняют нам постоянные посетители. Один за другим они приходят сюда с раннего утра и мучают меня бесконечными просьбами. Им хочется видеть Тебя, пригласить к себе на обед, у них столько желаний! Я очень устал от визитов и мечтаю о том, когда мы покинем эти места. Давай отправимся в Праяг! Мы пройдем берегом Ганги и, если не будем откладывать, сможем принять участие в Магха-меле. Здесь мне совсем нет покоя. Но пусть решает Твоя Светлость, я приму Твою волю. У Господа Чайтаньи не было никакого желания покидать Вриндаван, но ради удовольствия Своего преданного Он ласково ответил: - Ты привел Меня сюда и показал Вриндаван. Я всем обязан тебе и навсегда останусь в неоплатном долгу. Я - твой должник и потому готов исполнить любое твое желание. Куда бы ты ни повел Меня, Я пойду за тобой. На следующее утро Господь Чайтанья встал рано и совершил омовение. Расставание с Вриндаваном вызвало в сердце прилив любви, однако Он выглядел очень спокойным и сдержанным. - Давай отправимся через Махавану и Гокулу, - предложил Ему Балабхадра. Шри Чайтанья согласился. Они сели в лодку, пересекли Ямуну и пошли по дороге, которая вела в Гокулу. Раджапута Кришнадас и Кришнадас из Матхуры хорошо знали здешние места. Они шли уже довольно долго, но Господь Чайтанья не чувствовал усталости. Однако Он видел, как притомились Его спутники, и решил передохнуть. Они расположились под сенью густого дерева, а вокруг простирались луга, паслись коровы. Господу эта мирная картина доставляла большое удовольствие. Вдруг мальчикпастушок заиграл на флейте, и это вызвало такую сильную волну чувств в сердце Господа, что Он упал на землю без сознания. На губах у Него появилась пена, дыхание прервалось. Тем временем берегом реки проезжал конный отряд патанов, воинов мусульманского царя, в десять человек. Их предводителю показалось подозрительным, что санньяси лежит без сознания, а окружают его четверо унылых спутников. Он и его воины подумали, что у санньяси, возможно, было золото и эти четыре мошенника убили его, чтобы завладеть богатством. Видимо, из-за безлюдности места они не спешили уходить. По знаку предводителя отряд окружил Господа Чайтанью и Его друзей. Вид у всадников был самый решительный. Балабхадра и его помощник трепетали от страха, но Кришнадас и брахман из Матхуры проявили бесстрашие. Спокойно глядя на командира отряда, брахман сказал: - Отведите нас к вашему начальнику, и пусть он распорядится нашей судьбой. Я - брахман, родом из Матхуры, и знаю многих, кто служит у вашего царя. А этот санньяси, что лежит сейчас без сознания, - мой духовный учитель. Он страдает от недуга, поэтому иногда теряет сознание. Но скоро Он придет в себя. Подождите немного, и вы сами убедитесь в этом. Если не верите, возьмите нас под стражу, пока Он не очнется, а потом расспросите Его обо всем. После этого вы можете нас убить, если пожелаете. Но солдаты не желали верить ни одному слову и назвали спутников Господа трусами и лжецами. Тогда Раджапута Кришнадас потерял терпение и сказал им: - Здесь, неподалеку, стоит мой дом. Ваш царь знает меня, потому что под моим началом находятся сотни воинов мусульман и сотня пушек. Если я позову, они не замедлят прийти сюда. Не сомневайтесь, вам придется расстаться с жизнью и своими лошадьми. Эти паломники из Бенгалии вовсе не мошенники и не лжецы. Они не сделали ничего дурного. Но вы - поистине негодяи, если хотите убить и ограбить невинных паломников! Слова Кришнадаса прозвучали так грозно, что солдаты немного одумались. Пока они решали, что же делать, Шри Чайтанья неожиданно пришел в Себя. Он открыл глаза и воскликнул: - Хари! Хари! Потом Он легко поднялся и, воздев руки к небу, начал танцевать в восторге любви к Богу. Он громко пел святые имена, и зов Его был подобен ударам молнии. Это поразило мусульман в самое сердце. В испуге они тотчас же отпустили из-под стражи всех спутников Господа. Произошло это так быстро, что Господь даже не заметил затруднительного положения, в которое попали Его друзья. Видя, что Господь немного устал, Балабхадра осторожно посадил Его под деревом, и только тогда Шри Чайтанья заметил вооруженных всадников. Их странное присутствие заставило Господа окончательно прийти в Себя. Спешившись, воины подошли к Господу, поклонились Его лотосным стопам и сказали: - Эти четыре негодяя называют себя Твоими спутниками, но они наверняка накормили тебя ядом дхутура, который лишает человека рассудка. Твое сознание помутилось, и они украли все, что Ты имел! - Нет-нет! - возразил Шри Чайтанья. - Они совсем не воры. Это мои верные спутники. Я - санньяси, и у Меня нечего красть. Я живу лишь тем, что подают Мне люди. Даже если кому-то захочется Меня ограбить, это будет невозможно, потому что Я ничего не имею. Но Я страдаю от болезни и иногда теряю сознание, а эти четверо брахманов из великодушия ухаживают за Мной. В этом отряде был человек, который пользовался уважением всех своих собратьев. Его черные одежды и благородный вид сразу отличали его от остальных, мусульмане называли его святым. Он внимательно наблюдал за Шри Чайтаньей, и ему захотелось побеседовать с Ним о Боге. Он заговорил о том, что Бога нельзя увидеть, что у Него нет тела и что только Коран, священное писание мусульман, раскрывает Абсолютную Истину. Говорил он очень красноречиво, однако Господь Чайтанья с легкостью опровергал его утверждения. Какие бы доказательства ни приводил священник, Господь разбивал их. Наконец мусульманин замолчал. Он был сбит с толку и не знал, что еще сказать. Тогда заговорил Господь Чайтанья: - Коран утверждает, что Бог безличен. Но понимающий человек даже из Корана поймет, что Бог един, исполнен богатств, и что тело Его - темного цвета. Согласно Корану, Верховный Господь исполнен блаженства, а тело Его полностью духовно. Это Абсолютная Истина. Он всепроникающий, всерадующий и вечный. Он - изначальная причина всего. По Его воле творятся миры, все живое и неживое. Господь поддерживает все, и Он же, в конце концов, все уничтожает. Господь - это Верховная Истина, и все поклоняются Ему. Он - причина всех причин. И если живое существо преданно служит Господу, оно избавляется от страданий материальной жизни. Но без служения Богу никому не дано вырваться из плена этого мира. Любовь к Его лотосным стопам - вот высшая цель жизни. Многие надеются освободиться, слившись с бытием вечно сияющего Брахмана, и называют это счастьем. Но такое счастье не сравнить даже с каплей истинного блаженства, которое испытывает преданный Господа. Коран подробно описывает путь благочестия во имя обретения материального счастья, а также путь философов, которые хотят узнать о Боге в бесконечных спорах и рассуждениях. Коран описывает путь йогов, стремящихся обрести великую мистическую силу и творить чудеса. Наконец, Коран говорит о слиянии с Верховным Господом. И только о преданном служении Коран почти ничего не говорит. А выше бхакти ничего нет. Ради обретения этой цели нужно оставить все желания. Так что на самом деле знатоки Корана обладают скудным духовным знанием. Они не знают последнего и самого важного - преданного служения Господу. Открой Коран и подумай над тем, что там написано! Мусульманин молча выслушал Господа Чайтанью, а потом сказал: - Все Твои слова - истина. Да, обо всем этом сказано в Коране. Но наши мудрецы не в силах понять или принять эти утверждения. Они любят говорить о безличном Брахмане, но едва ли знают, что нужно поклоняться Личности Бога. Я понял, что Ты - Сам Верховный Господь. Молю Тебя, будь милостив ко мне! Я - падший человек и не сделал ничего доброго в жизни. Я долго изучал Коран, но так и не понял, в чем состоит цель жизни и как достичь ее. Но сегодня, когда я увидел Тебя, мой язык сам начал повторять Харе Кришна мантру. Люди почитают меня за мудреца и знатока Корана, и в сердце моем поселилась гордыня. Но сегодня от нее не осталось и следа! С этими словами святой мусульманин припал к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, умоляя Его открыть конечную цель жизни и достижение ее. - Прошу тебя, поднимись! - сказал ему Господь Чайтанья. - Ты повторял святое имя Кришны, и грехи твои, накопленные миллионами рождений, исчезли. Ты чист! Господь повернулся к остальным и воскликнул: - Повторяйте святое имя Кришны! Повторяйте святое имя Кришны! И все мусульмане запели святое имя. Они сразу почувствовали, как любовь к Кришне переполняет их сердца, и были счастливы. Господь Чайтанья даровал мусульманскому священнику духовное посвящение, и его имя стало Рамадас. В отряде мусульман был юный принц по имени Виджули Кхан. Все остальные во главе с Рамадасом были его слугами. Виджули Кхан в благоговении припал к лотосным стопам Господа Чайтаньи, и, являя Свою милость, Господь возложил стопы ему на голову. Потом Шри Чайтанья простился со всеми и продолжил путь. Встреча эта изменила жизнь мусульманского отряда. Все воины патаны приняли обет отречения и стали монахами. Люди стали называть их патана-вайшнавами. Они путешествовали по всей стране, воспевая святые имена Господа и деяния Шри Чайтаньи Махапрабху. А Виджули Кхан прославился как великий преданный, и не было ни одного святого места, где не говорили бы о нем. Так совершал Свои божественные игры Господь Чайтанья Махапрабху. Он прошел всю Западную Индию, неся освобождение всем, кого встречал на Своем пути. Это было самой большой удачей для всех обусловленных душ, забывших предписания Вед. Встречаясь с Господом, последние нечестивцы переставали есть мясо и становились благочестивыми вайшнавами. По дороге в Праяг Господь Чайтанья посетил святую Соро-кшетру. Он совершил омовение в Ганге и попросил двух Своих спутников из Матхуры возвращаться домой. Но оба, смиренно сложив руки, обратились к Господу: - Позволь нам вместе с Тобой пойти в Праяг! Мы не знаем, когда еще приблизимся к Твоим лотосным стопам. Кроме того, страна эта находится под властью мусульман. Мы боимся, как бы они не причинили Тебе беспокойства. Дорога опасна, и мы могли бы послужить Тебе в пути, охраняя от тревог. Твой спутник Балабхадра очень учен, но он не знает местного языка. А мы можем говорить с жителями. Господь Чайтанья выслушал мольбы Своих спутников и согласился, и двое друзей счастливо продолжили вместе с Господом путь в Праяг по берегу Ганги. Кто бы ни встречался им в дороге, становился вайшнавом, потому что могущество и милость Господа Чайтаньи безграничны. Сердца этих случайных прохожих мгновенно переполнялись любовью к Богу, и они с воодушевлением пели Харе Кришна. Глядя на них, другие присоединялись к пению и тоже становились вайшнавами. И появлялись целые города и деревни преданных Кришны. Прежде Господь Чайтанья одарил любовью к Богу всю Южную Индию, а теперь сделал то же самое в западной части страны. Наконец Господь Чайтанья прибыл в Праяг. Он провел здесь десять счастливых дней, совершая омовения в великой Магха-меле, где сливаются три священных реки - Ямуна, Ганга и Сарасвати. Игры Господа Чайтаньи во Вриндаване невозможно описать до конца, они беспредельны, чудесны и необычны. Жаль тех несчастных, кто, услышав о них, не захочет поверить. Нет больших неудачников в жизни. С самого начала и до конца игры Господа Чайтаньи божественно прекрасны и непостижимы. Слушайте о них с верой и принимайте за истину! А сомневающиеся безбожники призовут лишь молнию на свою голову. Игры Шри Чайтаньи Махапрабху - это океан нектара, и одна капля из этого океана способна затопить мир величайшим блаженством любви к Кришне.
|