Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


БХАКТА-ВАТСАЛЬЯ




(Слуга Своих преданных)

 

Глава 1 КАК ДОЖДЬ В ПУСТЫНЕ

«По милости Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху хромой перейдет через горы, а немой - перескажет Веды. Мой путь очень труден. Я ослеп и с трудом передвигаюсь. Я скольжу и оступаюсь, и потому молю святых явить милость и поддержать меня. Я молюсь лотосным стопам шести Госвами Вриндавана, чтобы не было помех моему рассказу о сладостных играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Это моя заветная мечта. Старость и болезни преследуют меня. Смерть готова прийти в любой момент, и потому мне нужно спешить. Я не надеялся дожить до конца своей повести. Но сейчас по милости Кришны я начинаю рассказ о последних играх Господа Чайтаньи в этом мире...»

(сноска: Кришнадас Кавирадж Госвами (Ч-ч, Антья, 1-5.)

* * *

Господь Чайтанья вернулся в Джаганнатха Пури, и Сварупа Дамодара сразу послал эту весть бенгальским преданным. О, как обрадовалась Шачимата, услышав о возвращении сына в Нилачалу! Как были счастливы преданные Навадвипы! Они тут же решили идти в Джаганнатха Пури, и поскольку никто не мог позаботиться о прасаде и ночлеге, как это делал Шивананда Сена, Адвайта Ачарья, преданные из Кулина-грама и Шри-Кханды попросили его вести паломников в Нилачалу, на что он охотно согласился.

Они уже покидали Навадвипу, когда за Шиванандой Сеной увязалась бродячая собака. Добрый ко всему живому, Шивананда не стал прогонять ее, и собака пошла вместе со всеми. Паломники подошли к реке, и лодочник из Ориссы взялся перевезти их на другой берег. Глядя на пса, который всеми силами ластился к новому хозяину, Шивананда подумал: «Он так ко мне привязался, куда же он пойдет?!» И заплатил лодочнику изрядную сумму, чтобы взять собаку с собой.

Обычно со всех путешественников на дорогах и у переправ взымались пошлины, и Шивананда вел расходы. Как-то раз он задержался у сборщика налогов, и, пока его не было, слуга забыл покормить собаку рисом. Шивананда закончил дела только к вечеру, а вернувшись, принялся за ужин.

— Где наш пес? - спросил он слугу. - Ты не забыл покормить его?

Слуга смущенно ответил, что забыл, и что пес исчез. Шивананда Сена расстроенно отодвинул от себя тарелку и послал десять человек на поиски. Однако сколько ни искали, пса они так и не нашли. Шивананда чувствовал себя виноватым и больше не притронулся к еде.

Наутро он предпринял еще несколько попыток, но пса нигде не было. «Куда он мог деваться?» - удивлялись вайшнавы, отправляясь в путь. Вскоре показался флаг на верхушке храма Джаганнатхи. Господь Чайтанья как всегда вышел встречать Своих бенгальских друзей, с любовью Он обнимал каждого. Вместе они пошли в храм выразить почтение Господу Джаганнатхе, а затем пообедали.

Как и в прошлые годы, Шри Чайтанья распорядился, чтобы бенгальских преданных разместили по домам и обеспечили всем необходимым. Отдохнув после долгой и трудной дороги, преданные, как только забрезжил рассвет, поспешили к Господу Чайтанье. Войдя во двор, они вдруг увидели исчезнувшую собаку Шивананды Сены, которая сидела недалеко от Господа и с преданностью смотрела на Него. Шри Чайтанья бросал ей остатки кокосового ореха и с улыбкой говорил:

— Повторяй святые имена - Рама, Кришна, Хари!

Пес съел зеленую мякоть кокоса и неожиданно запел:

— Кришна! Кришна!

Можно себе представить, как изумлены были этим зрелищем преданные, особенно Шивананда Сена! Видя свою собаку у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху и слыша, как она поет святые имена, он выразил почтение этой собаке, прося прощения за все нанесенные обиды.

Смиренный слуга Бога, Шивананда готов был почтить любого, кто воспевает святые имена, даже уличную собаку. На следующее утро пес снова исчез, но теперь безвозвратно, потому что вернулся в царство Бога, на планеты Вайкунтхи. Милость Господа Чайтаньи чудесным образом пробудила в собачьем сердце желание петь Харе Кришна. Душа оставила материальное тело собаки и, обретя духовное тело, стала с любовью служить Господу.

* * *

Тем временем Шрила Рупа Госвами, вместе со Своим младшим братом Анупамой покинув Варанаси, шли в Гауда-дешу, Бенгалию. Еще во Вриндаване Рупа задумал пьесу об играх Господа Кришны и даже написал вступление, в котором молил Господа об удаче и благословении.

Всю дорогу он был поглощен мыслями о пьесе, продумывая сюжет. То и дело он делал заметки и наброски, пока, наконец, не почувствовал, что можно начинать писать. Рупа не заметил, как они достигли границ Бенгалии.

Рупа и Анупама не расставались с тех самых пор, как вместе бежали от Наваба Хуссейна. Но в Бенгалии Анупама неожиданно заболел. Болезнь оказалась скоротечной, и Анупама умер. Рупа не стал долго предаваться скорби. Он знал, что Анупама был чистым преданным Господа и теперь вернулся в Его вечную обитель. Он хотел поскорее исполнить необходимые погребальные обряды. Все же смерть брата задержала Рупу, и он не встретился с бенгальскими преданными, которые собирались идти в Джаганнатха Пури.

Рупе страстно хотелось увидеть Господа Чайтанью. Он мечтал об этой встрече, как о дожде в пустыне, и потому решил идти в Ориссу один. Путешествовать в одиночку было небезопасно, но это его не остановило. Не замечая трудностей пути, голода и жажды, он скоро достиг Ориссы и остановился переночевать в деревне Сатьябхама-пури близ Катаки. Устроившись на ночлег, он задремал, и во сне ему явилась божественно прекрасная женщина. Милостиво Она сказала:

— Напиши обо мне отдельно. Моими благословениями эта пьеса будет необыкновенной!

Промолвив это, женщина исчезла, а Рупа Госвами очнулся ото сна и подумал: «Это была сама царица Сатьябхама. Она велела, чтобы я написал пьесу о ней. Я хотел в одной пьесе воспеть игры Господа Кришны во Вриндаване и в Двараке. Но теперь я разделю рассказ на две части и напишу разные пьесы».

С радостным сердцем Рупа отправился дальше и вскоре достиг Джаганнатха Пури. Первым делом он разыскал хижину Харидаса Тхакура.

— Шри Чайтанья Махапрабху говорил мне, что ты должен придти, - с улыбклй встретил Рупу Харидас, приглашая в свое скромное жилище.

Неожиданно у бхаджан-кутира Харидаса появился Господь. Самого доброго сердца, всегда исполняющий желания Своих преданных, Он каждое утро заходил к Харидасу, возвращаясь из храма Джаганнатхи после церемонии упала-бхога. Чтобы защитить от солнца дорогого нама-ачарью, Харидаса Тхакура, Шри Чайтанья Махапрабху посадил здесь использованную Господом Джаганнатхой палочку для чистки зубов. На глазах палочка выросла и превратилась в тенистое дерево, которое получило название Сиддха Бакул. Под этим трансцендентным деревом Хридас Тхакур обычно повторял свои три лакха (300 000) святых имен.

Еще издали завидев Господа, Рупа смиренно поклонился.

— Это Рупа Госвами приветствует Тебя! - сообщил Шри Чайтанье Харидас, и Господь радостно обнял Рупу.

Они сели поделиться новостями:

— Где сейчас твой старший брат Санатана?

— Я не видел его, - отвечал Рупа. - Я шел берегом Ганги, а Санатана, как видно, главной дорогой, и мы разминулись. Но в Праяге я слышал, будто Санатана уже во Вриндаване.

Потом Рупа Госвами рассказал о неожиданной смерти Анупамы, и Господь лаково утешил его. Он позаботился о жилье для Рупы и покинул Сиддха Бакул.

Прослышав о появлении в Пури Рупы Госвами, повидать его пришли многие близкие преданные Господа. В радостных встречах и беседах прошел остаток дня, а назавтра Рупа снова пришел к Шри Чайтанье Махапрабху. Господь встретил его милостивой улыбкой и представил Своим близким спутникам. Рупа почтительно склонился к их лотосным стопам, и вайшнавы с открытой душой обняли его. Господь Чайтанья попросил Адвайту Ачарью и Нитьянанду Прабху:

— Явите Рупе Госвами Свою безграничную милость! Пусть он обретет духовную силу и опишет трансцендентную сладость преданного служения.

Рупа был удивительно возвышенной душой. Он обладал всеми достоинствами, и вайшнавы из Бенгалии и Нилачалы относились к нему с неизменной любовью. Господь Чайтанья каждый день навещал Рупу, и, каким бы прасадом Его ни угостили в храме, всегда делился им с Рупой и Харидасом Тхакуром. Поговорив с ними немного, Господь возвращался к обязанностям санньяси. Это повторялось каждый день, и Рупа чувствовал себя безгранично счастливым, видя трансцендентную благосклонность Господа.

В те дни прошла церемония Гундича-марджана. Приближался праздник колесниц Господа Джаганнатхи, и счастливый Шри Чайтанья Махапрабху вместе со Своими преданными тщательно вымыл храм Гундичу. Когда храм и двор сияли чистотой, Он, как прежде, отдыхал в саду Аитота и наслаждался прасадом в кругу преданных. Скоро началась вдохновенная киртана, и Харидас Тхакур с Рупой Госвами с радостью наблюдали эту впечатляющую картину. Говинда принес им маха-прасад Господа Чайтаньи, и, почтив его, оба стали танцевать в трансцендентном восторге, поскольку Шри Чайтанья не забыл о них даже в разгар огромного киртана.

В один из дней Шри Чайтанья Махапрабху снова навестил Рупу Госвами.

— Не пытайся забрать Кришну из Вриндавана, - неожиданно сказал всеведущий Господь. - Он никогда и никуда оттуда не уйдет. Господь Кришна, родившийся в тюрьме Камсы, сын Деваки и Васудевы, - это Ваасудева Кришна, Ядукумара. Он отличается от Кришны, сына матери Яшоды и Нанды Махараджа. Ядукумара являет Свои игры в Матхуре и Двараке, а сын Махараджа Нанды никогда не покидает Вриндавана.

С этими словами Шри Чайтанья отправился исполнить Свои полуденные обязанности, оставив Шрилу Рупу Госвами в полном изумлении. Он стал размышлять и вспомнил о чудесном видении по дороге в Джаганнатха Пури: «Сатьябхама повелела мне создать две отдельные пьесы, и Шри Чайтанья сейчас подтвердил это. Я объединил две пьесы единой композицией, но теперь необходимо разделить. Я напишу два разных обращения к Господу и два вступления. С этого я и начну свои пьесы. Надо все хорошенько обдумать!»

Настал праздник Ратха-ятры, подобный безграничному золотому океану. Толпы народа шли за колесницами Джаганнатхи, все гудело от воспевания святых имен Господа. Танцующие преданные напоминали бурлящий водоворот, и посреди этого океана любви и преданности возвышался Господь Джаганнатха, а перед Ним пел и танцевал Шри Чайтанья Махапрабху. Находясь в состоянии глубокого экстаза, Господь Чайтанья произнес нараспев стих о Господе Кришне. Каждый год Он повторял этот стих перед колесницами Джаганнатхи, но никто не понимал его сокровенного смысла:

«Передо мной Тот, кто украл Мое сердце, когда Я была совсем юной. И вот Он снова здесь, Мой господин. Стоят те же лунные ночи месяца чаитра, повсюду слышен аромат цветов малати, а из леса кадамба веет сладкий ветерок. Я люблю, как и прежде, но сейчас Я несчастна! Я жажду вернуться на берег Ревы, под дерево Веташи. Это Моя мечта!»

Никто не знал, почему Шри Чайтанья, танцуя перед колесницами Джаганнатхи, всегда повторяет именно этот стих. Только Сварупа Дамодара, зная сердце Шри Чайтаньи Махапрабху, читал созвучные настроению Господа стихи священных писаний, чем доставлял Ему огромное наслаждение. Однако Рупа Госвами, услышав возвышенные слова любви, сошедшие с уст Господа, постиг их смысл тут же сложил стих, который сам излился из души:

«Дорогая подружка, на этом поле Курукшетра Я снова встретила Моего давнего и дорогого друга Кришну! Я все та же Радхарани, и Мы снова видим друг друга. Это так приятно, но Мне хочется пойти на берег Ямуны, под сень ее густого леса. Я мечтаю услышать пятую мелодию сладкой флейты Кришны, которая звучит по всему вриндаванскому лесу!»

Кришна на Своей чарующей флейте берет восемь нот, или еще их называют восемью мелодиями: первая мелодия сбивает с толку полубогов, таких как Брахма и Шива. Господь Шива прекращает играть на своем барабане, Господь Брахма замирает на цветке лотоса, а Господь Ананта-Шеша начинает гипнотически покачиваться. Вторая мелодия заставляет течь вспять реку Ямуну, которая является воплощением Вишакхи. Луна замирает, услышав третью мелодию флейты Кришны. Коровы бросаются к Кришне и замирают, подняв уши и наслаждаясь нектаром четвертой мелодии. Пятая мелодия, или нота, сводит с ума гопи, которые жаждут любовного общения с Кришной, а шестая - создает осень, богатую ароматными цветами и фруктами. Слыша эти звуки, плавятся камни. Седьмая мелодия призывает все шесть сезонов года, являя их во всем великолепии, когда мягкий нежный ветерок разносит повсюду благоуханный аромат свежих лесных цветов. Восьмая мелодия безжалостной флейты Шьямасундары крадет самообладание Шри Радхи и гонит Ее на встречу со Своим возлюбленным.

Рупа записал стих на пальмовом листе и положил его на соломенную крышу своей хижины, а сам пошел к морю, принять омовение. Тем временем у его домика появился Господь Чайтанья. Он заметил лежавший на крыше лист со стихом и принялся читать. Тут же волны экстатической любви захлестнули Его.

Как раз в этот момент вернулся Рупа Госвами, завершив свое омовение. Увидя Господа, он упал в почтительном поклоне во дворе, и Шри Чайтанья Махапрабху с любовью похлопал его. Во взгляде Его было изумление и радость одновременно.

— Я никому не открывал Своего сердца, как ты постиг, чем оно живет?!

Уходя, Он крепко обнял Рупу Госвами и забрал с Собой пальмовый лист со стихом, чтобы показать его Сварупе Дамодаре.

— Как Рупа понял Мое сердце? - спросил Господь.

— Что мне ответить? Прежде Ты наградил его Своей беспричинной милостью. Другого объяснения нет, - отвечал Сварупа Дамодара.

— Да, - сказал Господь задумавшись, - Я встретил Рупу в Праяге и сразу понял, что это достойный человек. Естественно, Я пролил на него Свою милость и вложил в его сердце сокровенное знание о возвышенных играх Радхи и Кришны. Прошу тебя, наставляй его во всем. Раскрой ему духовный нектар супружеских игр Господа Кришны.

— Я вижу, что стих Рупы Госвами совершенен по форме, - отозвался Сварупа Дамодара, - из чего могу заключить, что Ты наделил его особым благословением. По результату можно определить причину. «Река Ганга протекает по райским планетам и полна золотых цветов лотоса. Мы, жители рая, едим стебли этих прекрасных цветов, и поэтому красотой превосходим жителей других планет. Таков закон причин и следствий. Если человек ест пищу в гуне добродетели, эта добродетель увеличивает красоту его тела». Так что лишь по Твоей милости Рупа произнес этот божественный стих.

Господь Чайтанья молча улыбнулся в ответ.

Рупа Госвами остался в Джаганнатха Пури, приняв прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. Каждый день он сидел под тенистым деревом Сиддха Бакул, рядом с уединенной обителью (бхаджан-кутиром) Харидаса Тхакура, и работал над своей пьесой. Посетив храм Джаганнатхи и завершив утренние обязанности санньяси, Господь Чайтанья обычно навещал их. Он угощал друзей храмовым прасадом, а потом они беседовали о Кришне.

В это солнечное утро Господь снова появился у скромного домика Харидаса Тхакура. Заметив Его еще издали, Рупа Госвами и Харидас Тхакур тут же упали на землю в почтительном поклоне, а Шри Чайтанья обнял обоих друзей и усадил около Себя.

— Что ты пишешь? - обратился Он к Рупе и взял в руки пальмовый лист, исписанный изумительно красивым почерком. Это была часть рукописи.

— Твой почерк напоминает нитку жемчуга!

Первые же строки взволновали Шри Чайтанью. Стихи Рупы Госвами были поистине прекрасны:

«Я не знаю, сколько нектара источают эти два слога - Криш-на. Стоит только раз произнести имя Кришны, как оно начинает танцевать на языке. И тогда хочется иметь тысячи ртов. Когда это имя входит в уши, хочется иметь миллионы ушей. Когда святое имя танцует во дворике сердца, оно покоряет ум и дарует покой чувствам».

Господь Чайтанья читал вслух, а Харидас Тхакур танцевал. В устах Господа стихи звучали с неизъяснимой сладостью. О красоте и трансцендентном положении святого имени Господа можно узнать, лишь слушая явленные писания из уст преданных. Иначе сладость святого имени не раскроется. Господь Чайтанья, счастливый, обнял Харидасу и Рупу Госвами и отправился на берег моря, совершить полуденное омовение.

На следующее утро Шри Чайтанья Махапрабху, как обычно, пошел в храм Джаганнатхи поклониться божеству. Там Он повстречал Сарвабхауму Бхаттачарью, Рамананду Рая и Сварупу Дамодару, и вместе они направились к Сиддха Бакулу. По дороге Шри Чайтанья с великим наслаждением читал два написанных Рупой Госвами стиха и с таким жаром прославлял его, что казалось, одних уст Ему было мало. Было бы их пять, Он все равно не выразил бы всего восторга, который вызывали в Нем эти стихи.

Таковы возвышенные качества Бога. Величайший из всех, Он не относится серьезно к оскорблениям, допускаемым Его чистым преданным. Даже незначительное служение Он считает настолько великим, что готов отдать Самого Себя, не говоря уже о других благословениях.

Харидас Тхакур и Рупа Госвами увидели приближающегося Господа Чайтанью и Его спутников и тут же пали ниц, вознося молитвы их лотосным стопам. Господь ласково приветствовал обоих, а затем сел со всеми преданными на возвышение. Рупа и Харидас устроились на земле в ногах, Шри Чайтанья и Его спутники стали уговаривать их подняться и сесть рядом. Однако Рупа и Харидас не послушали и остались на земле. Шри Чайтанья попросил Рупу Госвами прочитать стих, который после Ратха-ятры нашел на соломенной крыше и который поразил Его в самое сердце:

«Дорогая подружка, на этом поле Курукшетра Я снова встретила Моего давнего и дорогого друга Кришну! Я все та же Радхарани, и Мы снова можем видеть друг друга. Это так приятно, но Мне хочется пойти на берег Ямуны, под сень ее густого леса. Я мечтаю услышать пятую мелодию сладкой флейты Кришны, которая звучит по всему вриндаванскому лесу!»

Рамананда Рай и Сарвабхаума Бхаттачарья, впервые услышав чудесный стих, поразились его силе и красоте. В один голос они сказали:

— Без Твоей милости Рупа не постиг бы столь глубоких тайн!

— Беседуя с Тобой на берегу Годавари я тоже обрел Твою милость, - продолжал Рамананда Рай. - Неожиданно для себя я поведал истины, недоступные Брахме! Не будь на то Твоей воли, я никогда бы не сделал этого. Если бы Ты прежде не пролил на Рупу Госвами Свою милость, он не выразил бы Твоих сокровенных чувств!

— Рупа, почитай нам что-нибудь из своей пьесы, - попросил Шри Чайтанья. - Слушая тебя, люди избавятся от бед и страданий!

Рупа Госвами был смущен этой просьбой, но Господь настаивал, и он начал:

«Я не знаю, сколько нектара источают эти два слога - Криш-на. Стоит только раз произнести имя Кришны, как оно начинает танцевать на языке. И тогда хочется иметь тысячи ртов. Когда это имя входит в уши, хочется иметь миллионы ушей. Когда святое имя танцует во дворике сердца, оно покоряет ум и дарует покой чувствам».

Преданные с изумлением внимали Рупе Госвами, трансцендентное блаженство с каждым мгновеньем росло в их сердцах. Они не раз слышали вдохновенные прославления святого имени, но поэзия Рупы Госвами была особенно сладкой.

— Что за драму ты пишешь? - спросил Рамананда Рай. - Мы поняли, что в ней выражена сиддханта, конечная истина Вед.

Не дожидаясь, пока Рупа ответит, Сварупа Дамодара сказал:

— Рупа задумал пьесу о Господе Кришне, которая описывает игры во Вриндаване, а также в Матхуре и Двараке. Он уже начал работу, когда Господь Чайтанья посоветовал ему разделить эту пьесу на две. Так что теперь Рупа пишет две пьесы - одна посвящена играм Господа в Матхуре и Двараке, а другая - во Вриндаване. Эти пьесы называются «Видагдха-мадхава» и «Лалита-мадхава» и обе с непревзойденной силой и красотой описывают экстатическую любовь к Богу.

Рамананда Рай снова обратился к Рупе Госвами:

— Мне хочется послушать и оценить вступление к «Видагдха-мадхаве». Пожалуйста, прочти!

И Рупа Госвами, подчиняясь воле Господа, заговорил, голос его звучал твердо и мелодично:

«Пусть игры Шри Кришны развеют несчастья материального мира и уничтожат дурные желания. Игры Верховной Личности Бога подобны шикхарини - сладчайшему йогурту с жженым сахаром. Они во много раз превосходят лунный нектар, потому что источают аромат сильнейшей любви Шримати Радхарани и гопи».

— Как ты описываешь славу божества, которому поклоняешься? - снова спросил Рамананда Рай.

Но Рупа молчал в ответ, он колебался. Присутствие Шри Чайтаньи Махапрабху немного смущало его.

— Чего же ты? - подбодрил Господь. - Чем ты смущен? Непременно прочти, чтобы преданные услышали прекрасный плод твоего творчества!

«Пусть Верховный Господь, сын Шачидеви, трансцендентным образом воцарится в глубине вашего сердца, - читал Рупа второй стих «Видагдха-Мадхавы». - Сияя великолепием расплавленного золота, Шри Чайтанья Махапрабху нисшел на землю в этот век по Своей беспричинной милости. Он гораздо щедрее других воплощений Верховной Личности Бога и даже Самого Кришны, потому что свободно раздает то, что еще никто и никогда не давал - самое возвышенное преданное служение, супружескую любовь».

«Пусть Шри Чайтанья Махапрабху, который подобно льву убивает слонов желаний, воцарится в сердце каждого. Благодаря Его милостивым благословениям можно осознать трансцендентные игры Кришны».

Собравшиеся с восторгом внимали Рупе Госвами. Под впечатлением они благодарили его за трансцендентную поэзию. Лишь Господь Чайтанья выглядел недовольным, сочтя это преувеличением.

- Как ты представляешь актеров? - спросил Рамананда Ра й.

- Я пользуюсь приемом правартака. Актеры в должное время появляются на сцене и звучит стих:

«Наступила весна, и полная луна с новой силой пробудила в сердце Господа Кришны, совершенной во всем Верховной Личности Бога, желание ночью встретиться с прекрасной Шримати Радхарани, чтобы красота Их игр засияла еще ярче».

— Прочти, пожалуйста, обращение к зрителям, - попросил Рамананда Рай. - Мне хотелось бы оценить, как тебе удалось привлечь внимание к событиям пьесы, как воспел ты время и место действия, героев и самих зрителей?

Приняв слова эти за волю Господа Чайтаньи, Рупа Госвами начал:

«Все присутствующие преданные постоянно думают о Верховном Господе и поэтому очень возвышенны. Эта пьеса «Видагдха-мадхава» в поэтической форме описывает красоту игр Господа Кришны. В глубине вриндаванского леса есть поляна, подходящая для танца Кришны и гопи. И я думаю, что теперь благочестие тех, кто, подобно нам, пытается возвыситься в преданном служении, достигнет своей вершины».

«О мудрецы-вайшнавы! Я очень низок и глуп от природы, но несмотря на это из моих уст изошла «Видагдха-мадхава», полная описаний духовных качеств Верховной Личности Господа. Разве не приблизит такая литература к достижению высшей цели в жизни?! Пусть огонь разводит низкий слуга - пламя очистит даже золото. Поэтому я знаю, что эта книга смоет грязь с сердец подобных золоту преданных, несмотря на то, что сам я очень низок».

Постепенно Шрила Рупа Госвами поведал обо всем, что интересовало Рамананду Рая. Собравшиеся преданные с неизменным восторгом и изумлением слушали его описания зарождающейся любви Кришны и гопи, как она развивается, как гопи и Кришна обмениваются письмами, раскрывая друг другу свои чувства.

Чувствуя пробуждающуюся в сердце любовь к Кришне, Шримати Радхарани думала: «С тех самых пор, как Я услышала имя Кришна, Я утратила здравый рассудок. Чья-то флейта делает Мое сердце безумным, а этот прекрасный и сияющий образ безудержно влечет Меня. Я считаю Себя величайшей грешницей, потому что одновременно чувствую привязанность к трем личностям. Уж лучше умереть, чем так жить!»

«Дорогая подружка, - говорила Себе Шримари Радхарани, - этот трепет в сердце Шримати Радхарани очень трудно излечить. Даже медицина не избавит Ее от бесчестья».

«О прекрасный, Твое изображение исключительной красоты пленило Мой ум. Ты завладел Моим умом, и куда бы Я ни побежала, взволнованная этим прекрасным образом, Я вижу, друг Мой, что Ты преграждаешь Мне путь».

Мукхара, бабушка Господа Кришны, говорила Паурнамаси, бабушке Радхарани:

«Когда эта девушка видит перо павлина, Ее вдруг охватывает трепет. Глядя на нитку гунджа (ожерелье из маленьких ракушек), Она льет слезы и вскрикивает. Не знаю, что за экстатические чувства завладели этой бедной девушкой. Они заставляют Ее принять позу танцующего актера, который создает на сцене удивительные и неповторимые танцы».

Шримати Радхарани говорила Своей близкой подружке Вишакхе: «Моя дорогая, тебе незачем плакать, если Кришна не добр ко Мне, потому что в этом нет твоей вины. Мне остается только умереть. Но пожалуйста, исполни Мою последнюю просьбу: во время погребальной церемонии положи Мои руки так, чтобы они, словно две лианы, обняли дерево тамала, и тогда Я навсегда останусь во Вриндаване».

Слушая стихи Шрилы Рупы Госвами, преданные мгновенно погрузились в трансцендентный мир игр Господа Кришны и Шримати Радхарани. Они пили божественный нектар, утопая в океане любви... Лишь Рамананда Рай сохранял способность говорить. Каждый его вопрос вызывал новый поток сладчайшего нектара поэзии Рупы Госвами. Поистине, это было божественным откровением.

— Дорогой Рупа, опиши волнующую любовь к Кришне, — попросил Рамананда Рай.

И Рупа Госвами прочитал еще один стих из своей пьесы, произнесенный бабушкой Паурнамаси:

«Дорогой прекрасный друг, когда человек обретает любовь к Богу, Кришне, сыну Нанды Махараджа, сердце его познает всю горечь и сладость этой любви. Ее яд сильнее свежего яда змеи, но трансцендентное блаженство, приносимое ею, нейтрализует яд и нектаром счастья изливается на голову. Любовь к Богу воспринимается двойственно — одновременным ядом и нектаром».

— Такова природа любви к Кришне, — добавил Рупа Госвами.

— Пожалуйста, расскажи, как проявляется эта любовь? — сказал Рамананда Рай.

— Спонтанно, — отвечал Рупа и прочитал еще один стих из «Видагдха-мадхавы», произнесенный Паурнамаси:

«Слыша похвалы своего возлюбленного, девушка (или наоборот юноша) не подает вида, но сердце ее наполняется болью. Обвинения возлюбленного веселят ее и доставляют удовольствие. Недостатки в возлюбленном не омрачают ее любви, так же как его достоинства не увеличивают ее. Спонтанная любовь не зависит от обстоятельств. Так любовь к Богу проявляется в сердце».

Сожалея о Своей жестокости к Шримати Радхарани, Кришна говорит: «Луноликая Радхарани слушает Мои жестокие слова, и Ее огорченное сердце преисполняется терпения. Но потом Она может восстать против Меня. На самом-то деле, боясь страсти, пробужденной луком грозного Купидона, Она может даже расстаться с жизнью. Увы! Я глупо выкорчевал мягкую лиану Ее желания, когда на ней готов был созреть плод».

«Дорогая подружка, ища счастья общения с Ним и Его объятий, Я пренебрегла даже старшими и не обнаружила Своего стыда и желания сердца, — признается Шримати Радхарани Вишакхадеви. — Хотя ты — Моя лучшая подруга и дороже для Меня, чем собственная жизнь, Я доставила тебе столько беспокойств. В действительности, Я даже нарушила обет перед мужем, который дают благочестивые женщины. Увы! Теперь Он отвергает Меня, но Я так грешна, что продолжаю жить. Я проклинаю Свое так называемое терпение!»

Обращаясь к Кришне, Шримати Радхарани говорила: «Я предавалась играм, живя дома, и по детской наивности не могла отличить хорошее от дурного. Хорошо ли с Твоей стороны было так привязать нас к Себе, а потом отвергнуть? Сейчас Ты безразличен к нам. И по-твоему это хорошо?»

Лалита-сакхи говорила Радхарани: «Сердца наши так осквернились в этих жалких обстоятельствах, что, без сомнений, мы отправимся в царство Ямараджа. И тем не менее Кришна не оставляет Своей коварно чарующей улыбки. О Шримати Радхарани, Ты очень разумна. Как могла Ты допустить столь сильную привязанность к этому самому большому обманщику-гуляке среди всех соседских пастухов?»

«О Господь Кришна, — говорила Паурнамаси, бабушка Радхарани, — Ты подобен океану. Река Шримати Радхарани достигла Тебя, преодолев долгий путь: она оставила далеко позади дерево Ее мужа, сломала мост обычаев и силой преодолела холмы старших родственников. Движимая непорочной любовью к Тебе, эта река пришла сюда, ища у Тебя прибежище. Но Ты пытаешься вспять обратить ее бег, поднимая волны неприятных слов. Почему ты так недобр к ней?»

Шрила Рамананда Рай был в восторге.

— Ты обладаешь необычайным поэтическим даром, — говорил он Рупе Госвами. — Теперь расскажи нам о Вриндаване, о волшебной флейте Кришны и взаимоотношениях Кришны и Радхики!...

Почтительно поклонившись, Рупа снова начал читать, являя взору своих слушателей трансцендентный мир Вриндавана и его обитателей:

— Сладкий, ароматный мед, текущий из свежих манговых почек, снова и снова манит рои шмелей. Лес шелестит под мягкими дуновениями ветерка, который прилетел с холмов Малаи, поросших сандаловыми деревьями.

«О этот лес Вриндаваны! Он увеличивает Мое духовное блаженство!» - думал Кришна, проводя дни в лесу вместе с Баларамой и друзьями-пастушками — Мадхумангалом, Шридамом, Субалом. Они пасли коров и играли в веселые детские игры. Но красота Вриндаваны порой заставляла их позабыть о забавах.

«Друг Мой, взгляни на этот лес, полный блаженных лиан и деревьев! - не мог сдержать восторга Баларама. - Они усыпаны цветами, а вокруг жужжат опьяневшие шмели, напевая сладкие песни. Эти напевы красотой превосходят даже ведические гимны!»

«О да, - сразу отзывался Кришна, - вриндаванский лес дарит нам столько удовольствий! Шмели поют свои песни, мягкий ветерок приносит прохладу. Танцуют ветви деревьев и лианы, а цветы маллика источают волшебный аромат. Какой нектарный сок потоком струится из плодов граната!

Забравшись подальше в лес, Кришна выбирал большое раскидистое дерево, садился и доставал из-за пояса волшебную флейту. Приблизив ее к губам, Он начинал играть. Нежно звучащая флейта приносила Ему величайшее удовольствие. Лани, привлеченные ее сладостными звуками, ластились к возлюбленному Господу. Птицы и рыбы забывали, куда направляли свой путь. Они закрывали глаза и просто слушали флейту Кришны. Эти звуки разносились по всей Вриндаване.

«Пленительная флейта Кришны останавливает бег дождевых облаков, — думал Мадхумангал. — Она изумляет гандхарвов и даже Господа Брахму, прерывает размышления великих святых. Вся Вселенная замирает в блаженстве от флейты Кришны. О, ее волшебная песня творит чудеса!»

Гопи весь день ожидали возвращения Кришны из леса. Доносившиеся издалека звуки флейты волновали их сердца. Заслышав эту флейту, бабушка Паурнамаси рассказывала Лалите:

«Флейта, на которой играет Кришна, равняется трем пальцам в длину. Она украшена драгоценными камнями индранила. На концах ее ярко сверкают рубины, а середина отделана золотом и бриллиантами. Эта прекрасная флейта очень дорога Кришне. Она сияет в Его руках божественным блеском!»

Шримати Радхарани, с любовью думая о Кришне, обращалась к Его флейте: «Дорогая подружка флейта, ты родилась в достойной семье, раз живешь теперь в руках Кришны. По природе ты проста и не склонна к лукавству. Зачем же ты источаешь волшебные звуки, околдовывающие всех гопи?!»

«Дорогая подружка флейта, — думала Чандравали, — ты вся дырявая, у тебя много и других недостатков: ты светлая, тяжелая, сухая и узловатая. Какое же благочестие даровало тебе возможность служить Господу, наслаждаясь Его поцелуями и объятиями?»

Красота глаз Кришны заставляет померкнуть красоту белых цветов лотоса. Его желтые одежды наряднее праздничного убранства кункумы. Его украшения из лесных цветов столь прекрасны, что взору больше нечего желать, а тело великолепием превосходит драгоценные изумруды.

О друг мой, прошу, прими Верховную Личность Господа, который предстал перед тобой! Он полон духовного блаженства. Его взор блуждает по сторонам, а брови двигаются медленно, словно шмели на лотосе лица. Он стоит, грациозно согнув в колене левую ногу и опираясь на правую. Его тело изящно изогнуто в трех местах, а голова слегка наклонена набок. У Него царственно-величественный вид. Он поднес флейту к чуть вздернутым устам и играет, перебирая тонкими пальцами.

Увидев наконец Кришну, гопи говорили между собой: «О красавица-подружка, кто это стоит перед нами? Острыми стрелами Своих глаз Он так влечет к Себе! Красота Его затмевает блеск бесчисленных изумрудов. Сейчас Он готовит место встречи, где развернет Свои несравненные игры!»

«Ах, дорогая подружка, - отвечала другая, - юный Господь Шри Кришна - луна в семье Нанды Махараджа. Он столь прекрасен, что груды драгоценных камней кажутся тусклыми рядом с Ним. Слава звуку Его флейты, которая созывает к Нему всех самых красивых и святых женщин во Вселенной!..»

Гопи Вриндавана - самые счастливые женщины во всех трех мирах. Они танцуют с Кришной в вечном танце раса. Ничто не сравниться с их красотой. Но красота Шримати Радхарани затмевает свет солнца и луны!

Перед красотою глаз Шримати Радхарани блекнут только распустившиеся голубые лотосы, красота Ее лица приводит в изумление весь лес, благоухающий цветущими лотосами. Рядом с Ее сиянием тускнеет даже золото. Во Вриндаване расцветает удивительная и неповторимая красота Шримати Радхарани.

«Прекрасна ночью яркая луна, - говорил Шри Кришна Своему другу Мадхумангалу, - но днем ее света не видно, а лотосы прекрасны днем, но на ночь они смыкают свои лепестки. Но друг Мой, лицо Моей дорогой Радхарани прекрасно и днем, и ночью. Что сравнится с Нею в целом мире? Когда Шримати Радхарани улыбается, радость заливает Ее щеки, а изогнутые брови танцуют, словно луки Купидона. Ее взгляд похож на танцующего охмелевшего шмеля. О, этот шмель забрался в самую глубину Моего сердца!»

— Твоя поэзия подобна потокам нектара, — с удовольствием заметил Рамананда Рай, когда Рупа Госвами замолчал. — Позволь же услышать, как звучит вступление ко второй пьесе, «Лалита-мадхаве»?

— Ты сияешь, подобно солнцу, — скромно отвечал Рупа Госвами, — в твоем присутствии я выгляжу не значительнее светляка. Это дерзость с моей стороны — открывать рот перед тобой.

Сказав это, Рупа прочитал вступительный стих ко второй пьесе:

«Прекрасная, как луна, слава Мукунды печалит лотосные лица жен демонов и волнует их высокие груди, похожие на сияющих птиц чакравака. Однако эти прославления доставляют удовольствие всем Его преданным, которые подобны птицам чакора. Пусть же они принесут радость и вам».

Хотя вступление это вызвало всеобщее одобрение, Рупа Госвами не спешил прочесть второй его стих. Он посвятил его Шри Чайтанье Махапрабху, своему возлюбленному Господу, чье присутствие смущало Рупу. Не заставляя себя долго ждать, он все же начал:

«Луноликая Личность Бога, Верховный Господь, известный как сын матери Шачи, явился на Земле распространить преданную любовь к Самому Себе. Он возглавляет общину брахманов. Он разгоняет тьму невежества и чарует ум каждого. Пусть эта восходящая луна благословит нас удачей».

В глубине сердца Господь Чайтанья Махапрабху был доволен прославлением Рупы Госвами, однако на лице Его выразилось недовольство.

— Твоя возвышенная поэзия описывает сладость игр Господа Кришны и подобна океану нектара. Но зачем ты вставил сюда эту молитву обо Мне? Это ядовитая капля алкали в нектаре игр Кришны!

— Нет, нет! - возразил Рамананда Рай. - Это вовсе не алкали, а драгоценная капля камфары в нектаре его возвышенных стихов!

— Дорогой Рамананда, ты, может быть, и счастлив, а Я стыжусь. Люди лишь посмеются надо Мной, слушая такие похвалы.

— Напротив, получат величайшее наслаждение, услышав вступительную молитву почитаемому Господу, которая приносит удачу!

Обращаясь к Рупе Госвами, Рамананда спросил:

— Какие элементы стиля ты используешь, когда актеры выходят на сцену?

Отвечая на этот специальный вопрос, Рупа Госвами снова стал читать стихи из «Лалита-мадхавы»:

«Господь Кришна, в совершенстве владеющий всеми искусствами танцует на сцене после победы над правителем нецивилизованных людей (Камсой). В должный час Он примет руку Шримати Радхарани, наделенной всеми трансцендентными достоинствами».

Затем Рупа пояснил Рамананде Раю:

— Это предисловие называется удгхатьяка, а вся сцена — витхи. Ты так искусен в драме, что каждое мое слово в твоем присутствии выглядит дерзостью. Раъяснение непонятного слова называется удгхатьяка.

Рамананда Рай хотел услышать другие части этой пьесы, и Рупа Госвами стал дальше читать «Лалита-мадхаву»:

«Коровы и телята медленно бредут по дороге. Их копыта поднимают темное облако пыли, которое извещает всех, что Кришна возвращается с пастбища домой. Наступающие сумерки зовут гопи встретиться с Кришной. Игры Кришны и гопи сокрыты священной мглой, и поэтому обычные знатоки Вед не видят их!

Да будет славен сладкий звук флейты Кришны, Его надежный гонец, который знает, как заставить Шримати Радхарани забыть обо всем на свете и бежать из родного дома в лес!

Среди ночного леса, залитого лунным светом, Радхика увидела Кришну. «О дорога подружка! — говорила Она Лалите. — Кто этот бесстрашный юноша?! Он подобен ярко светящемуся облаку. Играя, Он напоминает безумного слона. Откуда Он пришел в нашу Вриндавану? Увы! Своими порывистыми движениями и чарующими взглядами Он похитил из сокровищницы Моего сердца драгоценный камень терпения!»

«Шримати Радхарани — это Ганга, в которой забавляется играми слон Моего ума, — думал Кришна, ожидая Радху. — Глаза, словно птицы чакоры, любуются полной осенней луной Ее прекрасного лица. Она - ослепительное украшение, яркая драгоценная звезда на небе Моей груди. Сегодня Я обрел Шримати Радхарани, ибо всегда думаю о Ней очень возвышенно!»

Как только Рупа закончил читать, Рамананда Рай припал к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, моля принять бесценные стихи Шрилы Рупы Госвами. Прославляя его, он говорил удивительно возвышенными словами. Казалось, ему не хватило бы и тысячи уст выразить все впечатления:

— О Махапрабху! Это не просто поэзия, это непрестанно льющийся нектар, вершина всей истины, выразившаяся в пьесе! Такие великолепные описания алмазами украшают духовную любовь. Они пленяют сердце и слух всякого, захватывая водоворотом трансцендентного блаженства! Зачем лучнику его стрелы, если они не поражают цели? Зачем поэту его талант, если он не проникает в сердце и не кружит голову? Никто не написал бы столь возвышенных стихов без Твоей милости. Я полагаю, Ты — источник его вдохновения.

— Когда мы встретились в Праяге, Рупа покорил Меня своей чистотой и смирением, — с улыбкой отвечал Господь Чайтанья. — Дорогой Рупа, в своих пьесах ты нашел удивительные слова и сравнения, без которых невозможно поведать о трансцендентной расе!

И Шри Чайтанья попросил Своих спутников благословить Рупу Госвами, чтобы он и впредь воспевал игры Вриндавана, полные волнующей любви к Богу.

— Его старший брат Санатана - великий ученый, — продолжал Он, обращаясь к Рамананде Раю. — В мудрости и образованности ему нет равных. Санатана Госвами отрекся от мира и ведет себя так же как вы. Он сочетает себе смирение, отрешенность и исключительную образованность. Я повелел обоим братьям поселиться во Вриндаване и писать книги о бхакти.

— Дорогой Господь, - ответил Рамананда Рай, - Ты - Верховная Личность Господа. Если будет на то Твоя воля, деревянная кукла начнет танцевать. Это случилось со мною, и Рупа пишет так же. Из беспричинной милости к преданным Ты хочешь воспеть трансцендентные игры Вриндавана. И кого бы Ты ни избрал, этот счастливец распространит славу о Тебе по всему миру!

Господь Чайтанья обнял Рупу Госвами и велел помолиться лотосным стопам вайшнавов. За время этой возвышенной беседы у домика с соломенной крышей собралось много преданных, среди которых были Адвайта Ачарья и Нитьянанда Прабху. Все радовались за Рупу Госвами и с благословениеями обнимали во ответ на его молитвы. Особая милость Господа Чайтаньи к Рупе изумляла преданных не меньше, чем его личные качества.

Наконец, Шри Чайтанья поднялся, чтобы проститься со всеми, вместе с Ним простились и остальные. Оставшись вдвоем, Харидас Тхакур подошел к Рупе Госвами и тоже порывисто его обнял.

— Нет предела твоей удаче! — с искренним восторгом говорил он. — Никому не дано понять, насколько возвышенна твоя поэзия!

Ответил Рупа стихом, который вскоре стал очень знаменит среди вайшнавов всех поколений:

«Хотя я последний из людей и полон невежества, Господь милостиво вдохновил меня писать книги о преданном служении. Поэтому я склоняюсь к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Верховной Личности Господа, который дал мне возможность написать эти книги!»

В этом году встреча с Господом показалась Рупе еще более сладостной, чем прежде. Он жил в Джаганнатха Пури, большую часть времени проводя в хижине Харидаса Тхакура. День и ночь они беседовали об играх Господа Кришны, и не было на свете никого счастливее и удачливее их.

У лотосных стоп Господа время прекращает свой неумолимый бег и превращается в вечность. Никто не заметил, как завершился сезон дождей (шравана, бхадра, ашвина и карттика) — лучшие в жизни преданных четыре месяца, которые они проводили рядом с Господом. Бенгальские вайшнавы с любовью простились с Махапрабху и покинули Нилачалу, чтобы провести год в преданном служении Господу, а потом снова встретиться с Ним. Эта краткая разлука сделает их встречу еще более сладкой и желанной.

Скоро в Пури наступил праздник Дола-ятра. Шрила Рупа Госвами, оставшись у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, счастлив был провести его вместе с Господом. Однако после праздника Шри Чайтанья сказал ему:

— Тебе пора возвращаться во Вриндавану. Оставайся там, а сюда пришли своего старшего брата Санатану. Продолжай писать духовные книги и обязательно разыщи забытые места игр Кришны. Возроди служение Кришне и проповедуй людям его сладость. Я непременно приду во Вриндавану еще раз.

С этими словами Он обнял Рупу Госвами и благословил, возложив на голову обе лотосные стопы. Господь одарил его всей Своей милостью. Шрила Рупа Госвами простился вайшнавами Нилачалы и отправился во Вриндаван через Бенгалию.

* * *

Хотя Рупа Госвами стал отрешенным монахом, он чувствовал долг перед семьей и родственниками, понимая, какое беспокойство вызвало среди них его отречение. Прежде чем отправиться во Вриндаван, он должен был завершить свои дела в Бенгалии. Рупа очень спешил, и потому за двенадцать месяцев путешествий по Бенгалии не сделал ни одной длительной остановки.

За годы службы в правительстве Наваба Хуссейна, Шрила Рупа Госвами собрал огромную сумму денег. Золотые и серебряные монеты, которые он вез домой, еле вместились в большую лодку. Теперь он должен был разумно распорядиться этими несметными богатствами, позаботившись о членах семьи, чтобы они обрели уверенность в завтрашнем дне. В течение года Рупа Госвами половину денег раздал брахманам и вайшнавам — людям, занятым трансцендентным любовным служением Верховному Господу, — чем доставил немалое удовольствие Верховной Личности Бога. Оставшуюся половину он разделил на две части: одну отдал родственникам, а другую оставил себе на случай каких-то непредвиденных обстоятельств. Десять тысяч золотых монет он отложил для своего старшего брата Санатаны Госвами. Все были довольны тем, как мудро Рупа Госвами распределил свое имущество.

Исполнив семейный долг, Рупа спокойно отправился во Вриндавану. Теперь он мог полностью отдаться служению Господу. Вскоре Рупа Госвами установил здесь божество Вриндадеви. В действительности Вриндадеви является хозяйкой Вриндавана, воплощением гопи. Будучи главным действующим лицом ежедневных игр Кришны под названием ашта-кала-лила (а также сочинений шести Госвами), она принадлежит к числу самых близких спутниц Господа. В наши дни божество Вриндадеви находится в храме Мадана-мохан в Камьяване (не путать с храмом Санатаны Госвами) в западной части Враджа.

Исполнить волю Шри Чайтаньи было совсем непросто, и поначалу Шри Рупа сокрушался о своей беспомощности. Локанатх Госвами и Бхугарбха, задолго до Рупы поселившиеся во Вриндаване, не оказали ему поддержки. Как-то раз, сидя на берегу Ямуны и размышляя о том, как исполнить желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он увидел незнакомого маленького мальчика. Мальчик подошел к Госвами и спросил о причине его уныния. Шри Рупа поведал о своей миссии возрождения Вриндавана, как святого места паломничества вайшнавов и оплота всего движения. Он также поведал о наказе Махапрабху возвести прекрасные храмы для поклонения Радхе и Кришне и написать книги по философии сознания Кришны.

Выслушав подробный рассказ Шри Рупы, мальчик жестом позвал его за собой и привел к небольшому холму. «Под этим холмом, - сказал он, - сокрыто великолепное божество Говиндадева, которое устанавливал Враджа, великий внук Шри Кришны, почти пять тысяч лет назад. Во время нашествия мусульман местные жители спрятали божество под этом холмом и со временем о нем забыли. Каждый день большая корова приходит сюда и орошает весь холм молоком. Оно просачивается внутрь, и Говиндадева наслаждается Своим полуденным прасадом».

Рассказав эту чудесную историю, мальчик исчез. На следующее утро Шри Рупа пришел к холму, чтобы своими глазами увидеть, приходит ли туда корова и орошает ли землю молоком. К его удивлению корова в самом деле появилась и все произошло так, как рассказывал мальчик. Потрясенный Рупа созвал местных жителей копать землю в том самом месте, где было спрятано божество Говиндадева.

Отыскать божество стоило немало усилий, но, увидев Говиндадева, люди загорелись желанием возвести в Его честь храм и устроить пышное поклонение. Жители Вриндавана был очень благодарны Рупе Госвами и стали его верными последователями. Рупа сообщил в Пури, что его миссия во Вриндаване началась. Узнав об этом, довольный Шри Чайтанья направил ему в помощь Кашишвару Пандита и других преданных.

Под покровительством знаменитого императора Акбара вскоре храм был возведен, хотя завершение строительства относят к 1590 году (так гласит надпись на его стене), или даже к 1593, через несколько лет после ухода Рупы Госвами из этого мира. Строительство храма ознаменовало собой огромный успех Рупы Госвами, которому удалось убедить влиятельного Махараджа Мана Синха из Амбера (Джайпур) преподнести божеству в дар огромное количество красного песчаника. Впоследствии этот Махарадж стал одним из прославленных учеников Рупы (хотя существует мнение, что он был учеником Рагхунатхи Бхатты Госвами).

За время строительства храма Говиндадева преданные построили немало и других храмов. Несколько столетий спустя, в начале 18 века, в период вторжения мусульман, возглавляемых тираном Аурангзебом, этот знаменитый храм был сильно разрушен. Божество Говиндадева в целях безопасности перевезли в Джайпур, где ему поклоняются и поныне.

Верхние этажи некогда семиярусного храма Говиндадева были полностью разрушены. Сохранилось только нижнее крестообразное основание — маха-мандап. Правая его часть имеет семиярусную надстройку из открытых галерей и сводчатый купол, образованный пересекающимися арками. Благодаря оригинальной архитектуре храм Говиндадева считается наиболее интересным и изысканным сооружением из возведенных в средневековой Индии.

Храм Шри Рупы стал свидетельством его святости и преданности, однако его литературная деятельность оценивается еще выше. Его перу принадлежит множество объемистых томов, шестнадцать из которых наиболее важны. В общей сложности Рупа Госвами написал около 100 000 стихов. Самые известные из его сочинений: «Видагдха-мадхава», «Лалита-мадхава», «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала ниламани», «Упадешамрита», «Дана-кели-каумудхи» и «Лагху Бхагаватамрита».

«Видагдха-мадхава» (1434), несколько стихов из которой Рупа Госвами читал Шри Чайтанье Махапрабху и Его спутникам, описывает сокровенные игры Радхи и Кришны во Вриндаване. Рупа Госвами говорит, что Божественной Чете помогала встретиться бабушка Паурнамасья, играя роль их верной служанки. Главной темой представления явилась озабоченность Радхарани тем, что Ее супруг не пускает Ее к Кришне и мешает свиданию. Помимо этого, Чандравали соперничает с Радхарани, пытаясь расположить к себе Кришну. Эти события захватывают и волнуют зрителей, однако всех ожидает счастливый конец, «неизбежный» для духовных взаимоотношений. Вся драма состоит из семи актов.

Содержание «Лалита-мадхавы» в общих чертах приводит А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Ч.-ч. Мад., 1.41): «Пьеса «Лалита-мадхава» представляет собой описание игр Кришны в Двараке. Она была завершена в 1546 году. Первая часть описывает вечернее празднество, вторая - победу над Шанкхачудой, третья - безумие Шримати Радхарани, четвертая - отношение Радхарани к Кришне, пятая - торжество Чандравали, шестая - успех Лалиты, седьмая - встречу в Нава-Вриндаване, восьмая - развлечения в Нава-Вриндаване, девятая - просмотр картин и десятая - исполнение желаний. Таким образом, вся драма разделена на десять частей».

«Чайтанья-чаритамрита» (Антья 4.225) говорит об этих произведениях: «Шрила Рупа Госвами написал две важные пьесы «Видагдха-мадхава» и «Лалита-мадхава», позволяющие вкусить всю сладость игр Господа Кришны». Гаудия-вайшнавы со времен шести Госвами и до наших дней целиком принимают это утверждение.

В течение долгих лет работы над пьесами источником вдохновения для Рупы Госвами служили театральные постановки с участием Самого Господа Чайтаньи, подробно описанные Его биографами. Разыгрывая спектакли, посвященные играм Кришны и Его близких преданных во Вриндаване и Двараке, Господь Чайтанья раскрыл глубокий эзотерический смысл рас, взаимоотношений с Богом.

Позднее в двух своих наиболее значительных теологических книгах — «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани» — Рупа Госвами разработал теорию рас, опираясь на теорию драмы Бхараты Муни, изложенную в «Натья-шастре». Так Рупа Госвами создал бхакти-раса-шастру.

Взаимоотношения с Богом вечны, как и любой аспект Абсолютной Истины. Теория рас описывает эти взаимоотношения и позволяет постичь изначальное положение души в духовном мире. Теория рас имеет очень глубокие корни в древней ведической литературе. В «Таиттирия Упанишад» (2.7) есть знаменитое утверждение:

расо ваи сах расам хйевайам лабхананди бхавати

ко хйеванйат ках пранйат йадеса акаша анандо на сйат еса хйеванандайати

«Господь Кришна - олицетворение полного экстатического блаженства; Он - источник наслаждения. Индивидуальные души обретают блаженство в Нем одном. Кто смог бы дышать и жить, если бы благословенный Господь не находился в сердцах всех живых существ? Только Он награждает экстазом».

Шрила Вишванатха Чакравати Тхакур комментирует этот стих: «Согласно шрути, Господь является самой сутью расы (раса-сварупа). Господь - само воплощение расы, познав которую, душа обретает блаженство. Хотя вода есть во всех водопадах, реках и озерах, океан является самым великим вместилищем воды. Так и раса, хотя ее присутствие ощутимо во всех воплощениях Господа... ни в одном из них она не проявляется полностью, но находит свое высшее выражение в сыне царя Враджа, Шри Кришне» (М.К., 7).

Однако если проследить историю вопроса, то создается впечатление, что доктрина расы с веками утратилась. Помимо вышеназванного стиха в ведической литературе трудно найти упоминания о расе. Скорее об этом можно прочесть в «Натья-шастре» Бхараты Муни, который приложил идею расы к теории драмы, придав ей соответствующий смысл.

Рупа Госвами, используя терминологию Бхараты Муни, сформулировал теорию рас заново в ее изначальном духовном смысле: «Супруг Лакшми (Нараяна) и Кришна по существу одно и то же, однако исключительное положение Кришны в том, что Он является объектом высшей према-расы. Сама природа расы проявляет эту исключительную форму Кришны. В Нем одном находят наивысшее выражение все двенадцать рас» («Бхакти-расамрита-синдху», 2.59).

В теории драмы понятие «раса» означает реакцию того, кто очищается посредством эстетического восприятия. Чтобы воспринять драматическое представление во всех его особенностях и деталях, человек нуждается во «вкусе», расе. Это означает, что человек обладает способностью «вкусить», то есть насладиться, подробными и часто скрытыми смыслами представления, а также предполагает обладание художественным вкусом, «хорошим вкусом».

Без хорошей расы человек просто упускает суть драмы. Как говорит Бхарата Муни в своей «Натья-шастре»: «Без вкуса, или расы, нет смысла в произведении искусства». Раса - это решающее. Бхарата Муни также описывает элементы произведения, которые могут помочь зрителю стать более восприимчивым к эмоциональному тону драматического произведения: литературные приправы, глагольные травы и поэтические добавки - все это предназначено создать наслаждение, или «сок» (литературный перевод слова «раса»), чтобы человек смог оценить истинный смысл представления, и таким образом развить чувствительность расики - культурной личности, которая отличается от бхавики, который наслаждается обычной сырой эмоцией.

В драматической теории (но не для Рупы Госвами и Гаудия-вайшнавов), бхава - это определенная и непосредственная эмоция, сырая и неочищенная, которую испытывает человек в качестве реакции на определенный эпизод. Раса, напротив, очищенная эмоция, которую можно обобщить как способность человека воспринимать то, что превосходит его личный опыт. Например, в западном театре, созерцая драму «Ромео и Джультетта» мы воспринимаем эмоции, которые не хотели бы испытать в собственной жизни - разрушенная любовь, отчаяние и смерть юных любовников. Тем не менее представление доставляет наслаждение и даже возвышает. В этом отличительная особенность драмы: создавать усиленные чувства, «вкус», обозначаемый расой.

Наслаждение расой, которое пробуждает драма, ведет за пределы повседневного опыта. Все моменты драматического представления призваны пробудить эту сверхчувствительность, эстетическое чувство, называемое расой, сокрытое среди всех чувств, присущих человеческому сознанию. В этом раскрывается трансцендентное качество расы: она выводит человека за пределы индивидуального опыта и сырой эмоции к пробуждению, действительному расширению эстетического восприятия. Эта трансцендентная особенность расы сделала ее идеальным средством объяснения мокши для философа Абхинавагупты, а также преобразования опыта преданности, который сформировал основу теологии Рупы Госвами.

Но это развитие произойдет позднее. Прежде Анандавардхана в 9 веке расширил применение расы от драматических представлений до того, что она стала моделью всех эстетических наслаждений - в поэзии или музыке, потому что произведения читаются так же, как и разыгываются. Абхинавагупта жил в 11 веке и был одним из наиболее значительных философов, развивавших эстетическую теорию. Он установил важную связь между эстетическим опытом и религиозным преобразованием. Поскольку опыт расы включает в себя само-трансцендентность, погружение в высшую реальность за пределами индивидуального «я», Абхинава открыл, что этот опыт был отражением мокши, освобождения.

Суть в том, что раса обладает способностью к преобразованию, трансцендентности, которая выражается в движении от определенной, сырой эмоции к основному, общему и очищенному чувству. В практике расы чувства и восприятие зрителя очищаются и совершенствуются также как актеров. Подчеркивая это преобразование, которое происходит, если человек достаточно опытен в драме и расе, Абхинавагупта сравнивает расу с одним из видов духовного освобождения.

В том же веке важный вклад в теорию расы сделал Бходжа, подчеркнув особое положение супружеской расы, мадхурьи. Таким образом, целая традиция эстетической и религиозной теории проложила путь для Рупы Госвами, который в 16 веке развил эту теорию рас в теологическую систему преданности, которая объединила религиозные тексты, опыт преданности Гаудия-вайшнавов и эстетику.

Рупа Госвами дает такое определение расы: «Если человек поднялся до экстатической любви и пребывает в чистой добродетели, это означает, что он очистил сердце от всех материальных осквернений. На этой чистой стадии жизни он вкушает нектар преданности. Способность ощутить этот вкус называется раса, или трансцендентное состояние».

В теологии преданности Рупы Госвами подготовленная личность эстетической теории, идеальный расика, заменен на расика-преданного, или бхакту. Любовь к Кришне (Кришна-рати) понимается как главное чувство преданности (стхаи-бхава) и выражается в поклонении без личного общения, слуги, друга, родителей или возлюбленных. Стхаи-бхава основывается на постоянно развивающихся отношениях, а не мимолетных чувствах, возбуждаемых обычным представлением.

Трансцендентная раса пробуждается, когда постоянный экстаз (стхаи-бхава) смешивается с особым экстазом (вибхава), подчиненным экстазом (анубхава), естественным экстазом (саттвика) и мимолетным экстазом (вйабхичари). «Йогурт, смешавшись с сахаром, черным перцем и камфарой, становится очень вкусным. Точно так же постоянный экстаз, смешиваясь с другими экстатическими проявлениями, становится бесподобным» (Чч, Мад., 23.49).

Шрила Вишванатаха Чакраварти Тхакур также описывает пробуждение расы: «Перечисленные пять видов стхаи-бхав (поклонение без личного общения, слуги, друзья, родители и возлюбленные) в свою очередь окружают себя четырьмя оттенками любви (вибхава, анубхава, саттвики и вйабхчари) и, подобно царю, который восседает на троне в окружении свиты, занимают главенствующее положение в сердце преданного. Эти пять стхаи-бхав, смешиваясь с упомянутыми четырьмя элементами, развиваются в пять рас - шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья» (М.К., 7).

Описывая четыре элемента, посредством которых пробуждается раса, «Чайтанья-чаритамрита» говорит, что вибхава (особый экстаз) бывает двух видов - поддерживающий (аламбана) и пробуждающий (уддипана). Флейта Кришны - пример пробуждающего, а Сам Кришна - поддерживающего. Подчиненный экстаз (анубхава) выражается в смехе, танце, пении и т.д. Естественный экстаз (саттвика) выражается в оцепенении и считается частью анубхавы. Мимолетный экстаз (вйабхичари), который начинается с полного уныния и ликования, имеет тридцать три различных выражения, которые, смешиваясь, порождают удивительный вкус расы.

Шрила Вишванатха Тхакур описывает, что сердце преданного становится мягким, словно топленое масло, которым он готов умастить тело Господа. «Его истомленные жаждой глаза устремлены на Кришну, Враджендра-нандану, наслаждаясь темнотой Его кожи, розовыми устами и уголками глаз, Его улыбкой, обнажающей белоснежные и прекрасные как луна зубы и ослепительно желтой одеждой и украшениями. Его дыхание замирает и неудержимый поток слез омывает тело. Ему не терпится украсить уши серьгами из звуков флейты Кришны, перезвона Его ножных колокольчиков и сладких переливов Его голоса, когда Господь велит ему служить Своим лотосным стопам. Гонимый этим желанием и поретрянный, он мечется из стороны в сторону, иногда замирая и прислушиваясь. Он думает о том, как сладостно должно быть прикосновение Господа, и тело его в экстазе покрывается сыпью. Дыхание его становится глубоким и частым, потому что он пытается уловить аромат тела Кришны. «Узнаю ли я когда-нибудь нектар уст моего Господа?» - думает он. Принимая мечты за реальность, он чувствует вкус этого нектара и, трепеща от восторга, слизывает губы. Иногда ему кажется, что Господь наконец-то открылся ему, и его сердце переполняется безграничной радостью. Наслаждаясь редчайшим сокровищем сладости Господа, он теряет рассудок. Но когда это чувство проходит, преданного охватывает скорбь и отчаяние. Подобным образом тело его украшают тридцать три признака санчари-бхавы» (М.К., 7).

Обобщая, можно сказать, что раса пробуждается через ряд возбуждающих средств (вибхавы), проявлений (анубхавы) и добавочные чувства (вйабхичари). Должным образом пробуженная, раса вызывает телесные проявления экстаза преданности, такие как плач, дрожь и т.д. Духовный опыт, эстетическая культура санскритской поэзии, традиционные рассказы об играх Кришны с гопи в «Пуранах» и поэмах преданности, практика преданности в глубоко эмоциональной киртане, — все в целом это становится не только теоретической, но религиозной и эмоциональной основой для пробуждения в преданном любви к Кришне.

В терминах раса-шастры Рупа Госвами подробно описывает все то, что пробуждает и развивает любовь к Кришне, связывая религиозный смысл расы с более ранними объяснениями эстетики. Абхинавагупта видел опыт расы, самотранцендентности, которую испытывает зритель на драматическом представлении, как параллель мокше, или освобождению. Раса в конечном счете означает преобразование обычного опыта и потери себя в опыте более высоком. Рупа Госвами и традиция гаудия-вайшнавов говорят об этом преобразовании, когда оно происходит на конечном уровне, в игре Кришны.

Пьесы, написанные Рупой Госвами и Кави Карнапуром, были очень важны в выражении как теологии, так и опыта движения Гаудия. Как известно, Шри Чайтанья Махапрабху Сам принимал участие в представлениях Кришна-лилы. «Чайтанья-Чандродайя» (3) описывает, как Шри Чайтанья Махапрабху играет Радху, а Шривас - Нараду. В этих ролях каждый из них раскрывал свое вечное духовное бытие. Это представление - больше чем игра в игре. Разворачивая на Земле Гаура-лилу, Господь Чайтанья играет роль в представлении Кришна-лилы. Теперь эта игра - конечная реальность, а не только ее изображение. Эта конечная драма - реальность, в которую приглашают войти зрителя, чтобы сыграть в ней свою роль. Игры Радхи и Кришны раскрываются в преданности Шри Чайтаньи и Его последователей, включая зрителей.

Если Абхинавагупта увидел в эстетическом опыте слабый отблеск мокши, то Госвами и в конечном итоге все гаудия-вайшнавы считают, что духовный мир и есть драма Радхи и Кришны, вечное представление вечного мира. Что выше бхакти, любви Радхи и Кришны? Рупа Госвами считал это единственно реальной драмой, способной пробудить в преданном расу, или любовь к Богу, постоянный трансцендентный экстаз. В этой драме в конце концов все должны принять участие. Ее роли раскрываются в процессе самоосознания и являются истинным отождествлением души. Все остальное - вне отношений с Кришной, и потому иллюзия.

Такова идея Рупы Госвами. Используя представления и терминологию средневековых эстетов, он описал конечный трансцендентный «спектакль», в котором все могут принять участие. Вместе с Дживой Госвами они были величайшими теологами Гаудия-сампрадайи, изложив науку раскрытия взаимоотношений с Кришной для преданных своего времени и всех последующих поколений.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами описывает возможность принять участие в вечном «спектакле» духовной жизни (играх Кришны). Он показывает постепенное развитие бхакти, начиная со следования правилам и предписаниям (вайдхи-бхакти) и вплоть до пробуждения рагануга-бхакти, спонтанной любви к Кришне, когда преданный учится следовать по стопам трансцендентных спутников Кришны, обитателей духовного мира. Это позволяет ему войти в царство Бога.

«Уджджвала-ниламани» продолжает эту тему и дает исчерпывающее представление о любовных развлечениях Шри Шри Радхи и Кришны, подробно описывает науку о расах (отношения преданного с Кришной), а также последовательные стадии развития божественной любви. Серьезно изучая эту книгу Рупы Госвами и следуя его наставлениям, можно осознать свои взаимоотношения с Кришной. Краткое содержание этой книги дает А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Чч., Мад., 1.41.):

«Есть также книга под названием «Уджджвала-ниламани», которая является трансцендентным описанием любовных взаимоотношений, полным метафор, аналогий и других проявлений возвышенных чувств бхакти. Преданное служение в супружеской любви вкратце описано в «Бхакти-расамрита-синдху», но в «Уджджвала-ниламани» оно описывается более подробно. Эта книга рассказывает о возлюбленных Кришны, их помощницах и всех тех, кто очень дорог Господу. Там также описывается Шримати Радхарани и другие возлюбленные (...), посланники и постоянные спутники. Эта книга рассказывает о том, как пробуждается любовь к Кришне, описывает состояние экстаза и преданности, постоянный экстаз, прерванный экстаз, устойчивый экстаз, различия в одеждах, чувство разлуки, зарождающуюся привязанность, гнев в привязанности, разнообразие любовных отношений, разлуку с возлюбленным, непосредственное и косвенное наслаждение возлюбленных. Все это описано очень подробно».

Теория рас


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты