Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Три неисполненных желания Кришны




Господь Кришна нисшел на Землю в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы познать духовные переживания Своих чистых преданных, первая среди которых - Шримати Радхарани. Поэтому скрытая (внутренняя) причина прихода Махапрабху в том, что, приняв цвет тела и настроение Шримати Радхарани, Кришна хотел изведать вкус любви, которую испытывает к Нему Радха.

Понять настроение Шри Чайтаньи Махапрабху не так просто, оно глубоко и очень сокровенно. В действительности, это вершина всей философии Гаудия-вайшнавизма. Махапрабху - это Сам Кришна, который испытывает состояние Шримати Радхарани.

Игры Радха-Говинды абсолютно трансцендентны, в них нет и тени материального вожделения. Кришна явил Свои супружеские игры, чтобы человек, которого похоть удерживает в материальном мире, освободился от этой обусловленности. «Шримад-Бхагаватам» говорит, что развлечения и деяния Господа Кришны - лекарство для обусловленной души. Слушая об играх Кришны и гопи, можно излечиться от материальной болезни.

Однако при этом не следует забывать, что Кришна, Верховная Личность Бога, являл Свои супружеские игры раса-лилы, когда Ему было всего восемь лет. Это означает, что Он не мог испытывать вожделения в обычном смысле слова. Кроме того, гопи - это воплощение Его внутренней энергии. Они пришли вместе с Кришной, чтобы Господь явил Свою раса-лилу ради блага обусловленных душ, и танцевали с Ним, находясь в духовных телах.

Известно также, что Кришна исполнил желание гопи, которые в играх «Рамаяны» были великими мудрецами и искали общения с Ним. Кришна - верховный правитель и не ограничен никакими законами материального мира, особенно когда хочет явить Свою милость преданным. Никто во всех трех мирах не обладает Его могуществом, и поэтому «Шримад-Бхагаватам» предупреждает: «Если в силу невежества человек даже мысленно подражает трансцендентной раса-лиле Кришны, он погибнет, как если бы в подражание Господу Шиве выпил океан яда» (10.33.31).

Чтобы постичь трансцендентные отношения Радха-Кришны, Кришны и гопи, необходимо встать на путь преданного служения Господу, моля Радхарани о милости приблизиться к Кришне. Слугой Радхарани можно стать, служа Ее слугам - Рупе и Рагхунатхе. Без милости Радхарани невозможно приблизиться и постичь Кришну и Радха-Кришна-лилу, невозможно совершать любовное служение Господу, потому что Кришна полностью находится во власти Радхарани.

Шримати Радхарани. Абсолютная Личность Бога, Шри Кришна, является источником всех энергий, которые в целом делятся на внешнюю (материальную), внутреннюю (духовную) и пограничную (живые существа). Поскольку природа Кришны - вечное трансцендентное бытие (сат), исполненное знания (чит) и блаженства (ананда), Его единая внутренняя духовная энергия (вишуддха-саттва) проявляется в трех формах: сначала как сандхини, благодаря которой Господь поддерживает Свое вечное бытие; потом эта же энергия проявляется как самвит, полное знание, посредством которого Господь познает Себя (распространяя различные трансцендентные формы) и позволяет другим познать Его. Наконец, эта же энергия проявляется как хладини, источник наслаждения, благодаря которому Господь наслаждается трансцендентным блаженством и также позволяет Своим преданным вкусить это блаженство. Таким образом, Господь проявляет Свою внутреннюю энергию в трех трансцендентных формах.

Суть хладини-шакти - любовь к Богу, а суть любви к Богу - бхава, трансцендентное чувство, высшее проявление которого называется махабхава. Шри Радха Тхакурани - олицетворение махабхавы.

В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами описывает ее облик. Тело Шримати Рахарани - это «нарастающее трансцендентное наслаждение. Украшенное цветами и благоухающее, оно исполнено трансцендентной любви к Кришне. Это воплощение Его энергии наслаждения. Трансцендентное тело Шримати Радхарани омыто трижды - в водах милосердия, в водах юной красоты и в водах великолепия юности. Оно облачено в сияющие одежды и, словно косметикой, украшено красотой Самого Кришны. Поэтому красота Радхарани - высшее произведение искусста. Тело Ее украшено проявлениями духовного экстаза: трепетом, слезами, испариной, оцепением, прекращением всякой жизнедеятельности от трансцендентного блаженства, заиканием, высоким кровяным давлением и безумием...

Ее невозмутимое спокойствие сравнивают с покровом одежд, омытых камфарой. Тайные муки по Кришне - это узел Ее волос, а знак тилаки на лбу - Ее удача. Слух Радхарани всегда обращен к имени и славе Кришны, а глаза подведены черной сурьмой безраздельной привязанности к Кришне, словно уста, покрасневше от листьев бетеля. Улыбка Радхарани напоминает вкус камфары. Гирлянда разлуки скользит по Ее телу, когда Она опускается на ложе из гордости в комнате аромата. Из-за экстатической любви и привязанности к Кришне Ее грудь прикрывает блуза гнева. Лучшая среди подруг Кришны, Она играет на струнном инструменте. Когда Кришна стоит в Своей юношеской позе, Она кладет Ему на плечо руку. Обладая столь многими трансцендентными достоинствами, Радхарани всегда занята служением Кришне...

Шримати Радхарани испытывает все виды трансцендентного экстаза. Отчасти эти чувства проявляются в теле (в позах и движениях), уме (в красоте, блеске, цвете лица, запахе, речи, щедрости и терпении) и наклонностях (развлечениях, наслаждениях, готовности и забывчивости).

Помимо тилаки удачи на лбу, у Шримати Радхарани есть медальон према-ваичиттья, который появляется, когда возлюбленные, встретившись, страшатся вновь разлучиться.

Шримати Радхарани на пятнадцать дней младше Кришны. Положив руки подругам на плечи Она, говорит и думает только об играх с Кришной. Она предлагает Кришне пьянящую сладость Своих речей и всегда готова исполнить Его желания. Иначе говоря, Шримати Радхарани обладает бесподобными достоинствами, которые приносят Кришне полное удовлетворение» (сноска: Учение, 31).

Чистая и глубокая любовь Шримати Радхарани выше всех иных проявлений любви. Господь Кришна наслаждается супружеской любовью только благодаря Ей. Шримати Радхика исполняет все желания Господа Кришны. Господь Кришна очаровывает мир, но Шри Радха очаровывает Кришну. Поэтому Она - верховная богиня. Шри Радха - это полная власть, а Господь Кришна обладатель полной власти. Как доказывают явленные писания, эти двое неотделимы. Олень и его запах неотделимы, так же как огонь и жар. Конечно же, Они - одно.

Радха и Кришна - одно, и все же Они приняли две формы, чтобы насладиться Своими играми. Сварупа Дамодара писал в своем дневнике: «Любовные чувства Шри Радхи и Шри Кришны - это трансцендентное проявление внутренней энергии наслаждения Господа. Хотя Радха и Кришна едины по Своей сущности, Они навечно разделили Себя. Сейчас эти две трансцендентные сущности снова объединились и предстали в облике Шри Кришны Чайтаньи. Я кланяюсь Господу, который, будучи Кришной, проявил Себя с чувствами и цветом тела Шримати Радхарани».

Радха и Кришна - это одно и то же (как источник энергии и сама энергия), но Они приняли два тела. Таким образом Они наслаждаются взаимной любовью. Шрила Прабхупада объясняет: «В своих записях Сварупа Дамодара очень кратко описал Радху и Кришну, но человек должен обладать огромной духовной проницательностью, чтобы осознать тайну этих двух личностей. Один наслаждается в двоих. Шри Кришна - источник энергии, а Шримати Радхарани - внутреняя энергия; Они тождественны. Мы не можем отделить одно от другого, как невозможно отделить жар от огня.

Бытие Абсолюта непостижимо, и осознать единство источника энергии и самой энергии очень трудно. Философия непостижимого единства и различия, провозглашенная Господом Чайтаньей, - единственный источник понимания таких сложных трансцендентных понятий.

Радхарани - внутренняя энергия Шри Кришны, Она вечно усиливает наслаждение Шри Кришны. Имперсоналисты не поймут этого без помощи маха-бхагаваты преданного. Само имя Радха говорит о том, что Она - вечная и высшая владычица удовлетворения Шри Кришны. Точно так же через нее живое существо передает свое служение Шри Кришне. Преданные во Вриндаване ищут милости Шримати Радхарани, чтобы Она приняла их любящими слугами Шри Кришны» (Чч., Ади, 4.56).

Ачарьи говорят, что Кришна, сын царя Враджа, является высшим объектом поклонения, Его обитель - Вриндавана. Высшей формой поклонения Ему является любовь девушек Враджа. Есть две группы гопи - левое крыло и правое. Радхарани возглавляет левое крыло гопи, а Чандравали - правое, и хотя оба крыла состязаются друг с другом, Кришна всегда связан Радха-премой, а не любовью Чандравали. Своей флейтой Он зовет Радху и никогда Чандравали. Шрила Рупа Госвами в «Удджвала-ниламани» объясняет, что любовь Радхарани подобна меду. Это означает она становиться все более и более сладкой, насыщенной. А любовь Чандравали, подобно топленому маслу, тает и становится все более и более жидкой. Далее Шрила Рупа Госвами пишет, что «из двух гопи (Радхарани и Чандравали) Шримати Радхарани выше во всех отношениях. Она - само олицетворение махабхавы, Она превосходит всех Своей добродетелью».

Шримати Радхарани - вместилище всех достоинств, драгоценный камень среди любящих супруг Господа Кришны. Ее ум, чувства и тело пропитаны любовью к Кришне. Она - внутренняя энергия наслаждения Господа. Она помогает Кришне в Его играх.

Шрила Прабхупада объясняет: «Шримати Радхарани полностью духовна, как и Кришна. Никто не должен считать Ее материальной. Она не имеет ничего общего с обусловленными душами, которые обладают ментальными телами - грубым и тонким, покрытыми материальными чувствами. Она полностью духовна, Ее тело и ум - духовны. Поскольку Ее тело духовно, чувства тоже духовны. Таким образом, Ее тело, чувства и ум полностью сияют в любви к Кришне. Она воплощает хладини шакти (внутреннюю энергию наслаждения Господа), и поэтому Она - единственный источник наслаждения для Шри Кришны.

Шри Кришна не может наслаждаться чем-то, внутренне отличным от Него. Поэтому Радха и Шри Кришна тождественны. Сандхини, как часть внутренней энергии, проявила всепривлекательный облик Кришны, и та же самая внутренняя энергия в качестве хладини проявилась в Шримати Радхарани, которая привлекает всепривлекающего. В трансцендентных играх Кришны Шримати Радхарани нет равных» (Чч. Ади, 4. 71).

Возлюбленные супруги Господа Кришны бывают трех видов - богини удачи (Лакшми), царицы Двараки и девушки-пастушки Враджа, самые возвышенные из всех. Все эти супруги исходят из Радхики. Точно так же как Господь Кришна является источником всех воплощений, Шри Радха - источник всех Его супруг. Все женские формы Кришны распространяются согласно Его проявленным формам Вишну. Эти воплощения можно сравнить с отражениями изначальной формы. Нет разницы между источником и отражением. Женские отражения энергии наслаждения Кришны так же хороши, как Сам Кришна.

Богини удачи - частичное проявление Шримати Радхики, а царицы Двараки - сияние Ее образа. Девушки Враджа, личные спутницы Радхарани, - непосредственное расширение Ее тела. Внешне очень разные, они - Ее воплощения и средство распространения расы. Без множества жен не будет нарастания в расе. Поэтому так много проявлений Шримати Радхарани сопровождают игры Господа. Будучи воплощениями Ее собственной формы и трансцендентного положения, они обладают разными чувствами и расами и в играх Кришны являются выразителями различных любовных взаимоотношений под верховным управлением Шримати Радхарани. В трансцендентной реальности наслаждаться можно предельно разнообразно. Трансцендентное блаженство нарастает благодаря общению с большим количеством личностей, подобных Радхарани, которые известны как гопи и сакхи. Разнообразие огромного числа возлюбленных - это источник наслаждения для Кришны. Все воплощения Радхарани необходимы для увеличения наслаждения Кришны. Их трансцендентные любовные взаимоотношения и составляют игры во Вриндаване. Этими воплощениями Шримати Радхарани помогает Кришне насладиться раса-танцем и другими играми. Шримати Радхарани - главный лепесток цветка раса-лилы.

Радха - одна из тех, кто дарует наслаждение Говинде, Она очаровывает Говинду. Она - все для Говинды. «Трансцендентная богиня Шримати Радхарани - непосредственная противоположная часть Шри Кришны. Она - главная среди всех богинь процветания. Она обладает силой привлекать всепривлекательную Личность Бога. Она - изначальная внутренняя энергия Господа» («Брихад-гаутамья-тантра»). Кришна полностью принадлежит Радхарани, Он связан чистой любовью Радхарани. Хотя Кришна полностью независим (сварат) и Пурушоттама, Он связан любовью Радхарани и жаждет радха-премы. Он не принадлежит никому кроме Радхи. Кришна полностью независим, абсолютно свободен, и все же Он боится лишиться любви Радхарани.

Радху называют Деви, что означает «великолепная и самая прекрасная». Или еще это означает «обитель любовного поклонения и любовных игр Господа Кришны». Кришнамайи означает «Та, для которой внутри и вовне - Кришна». Радха повсюду видит Господа, куда бы ни обратила взор. Она неотличима от Господа Кришны, потому что олицетворяет блаженство любви. Энергия Господа Кришны тождественна Ему. Ее поклонение (арадхана) состоит в исполнении желаний Господа Кришны, поэтому Пураны называют Ее - Радхика.

Гопи говорили: «Воистину, Верховная Личность Бога принимает Ее поклонение. Поэтому Господь Говинда, очень довольный, ради Нее покидает нас».

Радхе поклоняются все. Она покровительница всего, Мать Вселенной. Шесть достоинств Кришны - слава, сила, знание, красота, богатство и отрешенность - во всей полноте проявлены в Ней, поэтому Радхарани - верховная энергия Господа Кришны. Вся красота и страсть покоятся в Ней. Богини Лакшми черпают свою красоту из Нее. Все желания Господа Кришны покоятся в Шримати Радхике.

Во Врадже Господь Кришна явил игры детства (до пяти лет, каумари), отрочества (от шести до десяти, пауганда) и юности (от одиннадцати до пятнадцати, каишора). Его юность особенно значительна и привлекательна для преданных. Родительская любовь осчастливила Его детство, отрочество прошло с друзьями-пастушками, а юность - в любовных играх с гопи и Шримати Радхарани, таких как танец раса. Юность Господа Кришны вобрала в себя сладость детства и отрочества. Танец раса и другие игры любви Господа даровали Вселенной удачу. Кришне и Радхарани поклоняются как Кишора-кишори. Достигнув возраста каишора, Кришна более не меняется и остается вечно юным, нитья-каишора. Он прекрасен и является вместилищем всей сладости и красоты.

«Осенними ночами в кругу девушек-пастушек, словно в оправе из драгоценных камней, Господь Мадхусудана наслаждался юношескими играми, разгоняя несчастья этого мира» (Чч., Ади, 4.116).

Во Враджабхуми царит мадхурья и нет места страху и благоговению перед богатством и величием Бога, там происходит нектарная лила. Но хотя Господь Кришна, обитель трансцендентного блаженства, уже познал всю сладость этой любви, Он все же не смог исполнить три желания.

1. Кришна размышлял: «Я изначальный источник всех рас (вкусов). Я - полная духовная истина, источник радости. Но любовь Шримати Радхарани сводит Меня с ума. Мне неведома сила любви Радхи, эта любовь завоевывает Меня. Любовь Радхи - Мой учитель, а Я - кукла, танцующая в Ее руках. Эта любовь заставляет Меня танцевать разные неведомые танцы».

Радхарани спросила:

— О Моя возлюбленная подруга Вринда, откуда ты идешь?

— Я иду от стоп Шри Хари.

— Где Он?

— В лесу на берегу Радха-кунды.

— Что Он там делает?

— Учится танцам.

— Кто Его учитель?

— Твой образ, Радха, явленный в каждом дереве и лиане, который движется, словно искусный танцор, заставляя Его танцевать вслед за собой. (Ч.-ч., Ади, 4.125).

Кришна думал: «Как бы Я ни был счастлив, наслаждаясь Моей любовью к Шримати Радхарани, Она наслаждается Своей любовью ко Мне в десять миллионов раз больше. Во Мне уживаются все противоречия, точно так же любовь Радхи всегда полна противоречий. Любовь Радхи всепроникающая, она заполнила собой все, и все же эта любовь продолжает расти. Конечно же, нет ничего более великого, чем любовь Радхи. Но любовь эта лишена гордыни, что говорит о ее величии. Нет ничего чище Ее любви, но она всегда полна прихотей и непредсказуема».

«Слава любви Радхи к Кришне, врагу демона Муры! Всепроникающая, она нарастает каждое мгновенье. Исключительно возвышенная, она свбодна от гордыни. И хотя эта любовь чиста, она всегда двойственна» (Чч., Ади, 4.131).

Кришна продолжал размышлять: «Шри Радха - высшая обитель этой любви (ашрая), а Я - объект (вишая). Я наслаждаюсь блаженством, на которое имеет право объект любви. Но блаженство Радхи, обители этой любви, в десять миллионов раз больше. Мой ум спешит вкусить наслаждения, которое испытывает обитель, но Я не могу насладиться им, как бы ни старался. Как же Мне вкусить его? Только если когда-нибудь Я стану обителью этой любви (т.е. встану на место Радхарани), тогда лишь узнаю эту радость».

Таким образом, Господь Кришна хотел вкусить любви Шримати Радхарани. Страстное желание этой любви все сильней разгоралось в Его сердце.

2. Красота Кришны исключительна. Нигде не найти такой красоты. Своей красотой Он превосходит миллионы купидонов. Кришна Сам пришел в изумление, увидев однажды Свое отражение. Рупа Госвами упоминает этот момент в «Лалита-Мадхаве». Увидев в зеркальной колонне, как прекрасно Его отражение, Кришна изумился: «Кто это? Какая удивительно красивая личность! Этот чарующий лик так волнует Меня, что это? Мне хочется вкусить блаженства, которым наслаждается Радхарани. Я не могу сдержать Своего сердца и не обнять Его, как это делает Радхарани». Подобное желание испытывает Радхарани. Видя, как прекрасен Кришна, Ей хочется обнять Его.

Кришна думал: «Моя красота исключительна, какое блаженство исходит от нее! Как познать вкус этого блаженства?» Но возможно ли насладиться собственной красотой? Как же понять ее?

Кришна продолжал размышлять: «Моя красота изначальна и полна. Никто во всех трех мирах не найдет ей предела. Только Радхика силой Своей любви наслаждается всем нектаром Моего сладостного облика. Хотя любовь Радхи чиста, как зеркало, эта чистота увеличивается с каждым мгновеньем. Моя красота тоже не имеет предела, но перед этим зеркалом она сияет с новой силой.

Это вечное соперничество между Моей красотой и зеркалом любви Радхи. И то, и другое - нарастает и не знает поражения.

Моя красота всякий раз новая. Преданные наслаждаются ею согласно их любви. Видя эту красоту в зеркале, Мне хочется насладиться ею, но Я не могу. Решившись на это, Я обнаружу, что жажду положения Радхики».

Красота Кришны обладает естественной силой: она волнует сердца всех мужчин и женщин. Все привлекаются, слыша Его сладкозвучный голос и флейту, или видя Его красоту, и поэтому Веды называют Его трансцендентным Купидоном. И прежде всего Сам Господь Кришна жаждет насладиться этой красотой.

Жажда тех, кто всегда пьет нектар красоты Кришны, не только никогда не утоляется, но, наоборот, постоянно растет. Неудовлетворенные, такие счастливые души начинают упрекать Господа Брахму в том, что он не знает искусства созидания и неопытен. Почему он не создал миллионы глаз, чтобы видеть Кришну? Он дал только два глаза, но и они моргают. Как же видеть любимое лицо Кришны?

Гопи говорят: «Кришна, когда Ты уходишь в лес на весь день, и мы не видим Твоего прекрасного лица в обрамлении красивых вьющихся волос, доли секунды становятся для нас вечностью. И мы думаем, что Творец, создавший веки на глазах, которыми мы смотрим на Тебя, был глупцом».

Гопи увидели своего возлюбленного Кришну на Курукшетре после долгой разлуки. Не сводя в Него глаз, они мысленно схватили и обняли Его и обрели такую радость, о которой не смеют мечтать даже великие йоги. Гопи проклинали Творца за созданные им веки, которые мешали их видению. Для глаз нет иного занятия, чем видеть Кришну. Кто видит Кришну, несомненно, очень удачлив.

Гопи сказали: «О друзья, удачлив тот, чьи глаза видят прекрасное лицо сына Махараджа Нанды! Когда два его сына (Кришна и Баларама) вместе с друзьями входят в лес, гоня перед собой коров и держа флейты у губ, Они с любовью смотрят на жителей Вриндавана. Для глаз, мы думаем, нет более великого зрелища».

Женщины Матхуры говорили: «Что за аскезы совершали гопи? Глазами они всегда пьют нектар лица Господа Кришны, который есть сама красота, которому нет равных и которого никто не может превзойти. Его очарование - сама обитель красоты, славы и богатства. Это само совершенство, всегда свежее и исключительно редкое».

Красота Господа Кришны не имеет себе равных, такова же ее сила. Даже услышав о ней, ум приходит в волнение. Красота Кришны привлекает Самого Кришну. Но поскольку Он не может полностью насладиться ею, Его ум исполняется печали.

Таким образом, это второе желание Кришны. Он жаждал узнать вкус любви Радхарани. Но для этого необходимо было обрести непостижимую способность смотреть на вещи глазами Радхарани. Только тогда Кришна сумел бы разгадать загадку Ее необъяснимой и бесконечной любви.

Любовь гопи. Вожделение отличается от любви, так же как железо - от золота. Стремление удовлетворить собственное желание - это кама (вожделение), но стремление удовлетворить чувства Кришны - према (любовь). Обычаи, предписания шастр, потребности тела, деятельность ради плодов, стыдливость, терпение, телесное наслаждение, самоудовлетворение, путь варна-ашрамы, который трудно оставить - гопи оставили все это, как и своих родственников, их наказания и брань, ради служения Господу Кришне. Они с любовью служат Ему ради Его наслаждения. Это называется непоколебимой привязанностью к Господу Кришне. Она безупречно чиста, как чистая одежда без единого пятна. Поэтому вожделение и любовь различаются. Вожделение подобно густой тьме, а любовь - яркому солнцу.

Любовь гопи лишена малейшей оскверненности вожделением. Их отношения с Кришной предназначены только для Его наслаждения: «О дорогой возлюбленный! Твои лотосные стопы столь мягки, что мы с осторожностью кладем их себе на грудь, боясь их поранить. Наши жизни покоятся только в Тебе. Поэтому наши умы полны беспокойства лишь о том, что Твои мягкие стопы могут ступать по камешкам, когда Ты идешь лесной дорогой».

Гопи не заботились о собственном наслаждении или боли. Вся их физическая и умственная деятельность была направлена на то, чтобы доставить наслаждение Господу Кришне. Ради Кришны они отреклись от всего. У них было лишь одно чистое стремление - доставлить наслаждение Кришне.

«О гопи, Я не способен ответить на ваше чистое служение даже за всю жизнь Брахмы. Это отношение безупречно. Вы поклонялись Мне, разорвав семейные узы, которые так крепки. Поэтому пожалуйста, пусть ваша слава станет вам наградой».

В своей любви гопи не думали о себе, их любовь преназначена была только для Господа Кришны. Гопи думали: «Я предлагаю это тело Господу Кришне, Он - его обладатель, и оно приносит Ему наслаждение. Кришне доставляет радость смотреть на это тело и касаться его». Только поэтому они моют и украшают свои тела.

«О Арджуна, нет более великого вместилища глубокой любви ко Мне, чем гопи, которые моют и украшают себя, потому что считают свои тела - Моей собственностью».

Услышав флейту Кришны глубокой ночью, они оставили все и побежали в лес Вриндавана. Но муж одной из гопи связал ее и не позволил идти к Кришне. Она подумала: «Мне незачем жить», - и оставила тело. Но перед смертью она попросила: «Не сжигай мое тело. Это причинит Кришне большое горе. Он придет и спросит обо мне, и, увидев мое мертвое тело, почувствует некоторое утешение».

Есть другая прекрасная черта чувств гопи. Их могущество непостижимо для разума. Видя Господа Кришну, гопи испытывают безграничное блаженство, хотя они не стремятся к этому наслаждению.

При встрече с Кришной гопи испытывают блаженство в тысячу миллионов раз больше, чем блаженство, которое испытывает Господь Кришна. Гопи не стремятся к собственному наслаждению, и все же их радость больше.

Конечно, это противоречие, у которого есть только одно объяснение: радость гопи лежит в радости их возлюбленного Кришны. Когда Господь Кришна видит гопи, Его радость растет, так же как и Его несравненная красота.

Гопи думает: «Кришна удовлетворен, видя меня». Эта мысль увеличивает красоту ее лица. Красота Господа Кришны усиливается, когда Он видит красоту гопи. И чем больше гопи видят красоту Господа Кришны, тем ярче становится их собственная красота.

Таким образом между ними происходит соревнование, в котором нет победителя. Кришна черпает наслаждение из красоты и достоинств гопи. И когда гопи видят Его удовлетворение, радость их растет. Радость гопи питает радость Кришны. По этой причине и тени вожделения нет в их взаимоотношениях.

Любовь гопи делает Кришну еще привлекательней, что в свою очередь усиливает их любовь. Поэтому Кришна и гопи всегда счастливы. Счастье обители любви (ашраи) - в счастье объекта этой любви (вишаи). Это не имеет ничего общего с желанием чувственного наслаждения. Где есть бескорыстная любовь, там проявляется это качество. Вместилище любви черпает наслаждение, когда объект любви удовлетворен.

Когда блаженство любви приходит в столкновение со служением Господу Кришне, преданный готов пожертвовать своим наслаждением ради служения Господу:

«Шри Дарука не стал предаваться экстатическиму чувству любви, потому что оно заставляло его члены замереть и мешало обмахивать Кришну, что было его служением».

«Лотосоокая Радхарани в сердцах осудила экстатическую любовь, из-за которой текут слезы, мешая Ей смотреть на Говинду».

Чистый преданный никогда не оставляет любовного служения Господу Кришне ради собственного удовлетворения, которое приносят пять видов освобождения.

«Как небесные воды Ганги беспрепятственно текут к океану, так и Мои преданные, просто слушая обо Мне, приводят свои умы ко Мне, пребывающему в сердце каждого».

Таковы описания трансцендентного любовного служения Пурушоттаме, Верховной Личности Бога: оно беспричинно и беспрепятственно.

В естественной любви гопи нет и тени вожделения. Она безгрешна, ярка и чиста, как расплавленное золото. Гопи - помощники, учителя, друзья, жены, дорогие ученики, доверенные лица и слуги Господа Кришны. Гопи знают желания Кришны, они знают, как нести совершенное любовное служение, чтобы доставить Ему наслаждение. Они искусно исполняют свое служение ради удовлетворения своего возлюбленного.

Среди гопи Шримати Радхарани самая возвышенная. Она всех превосходит в красоте, добродетели и удаче, Она выше всех в любви. Остальные гопи помогают увеличить радость игр Кришны и Радхарани. Гопи действуют как орудие в Их супружеских играх. Радха - возлюбленная супруга Кришны, и Она - богатство Его жизни. Без Нее гопи не могут доставить Ему радости:

«Господь Кришна, враг Камсы, покинул остальных гопи во время танца раса и забрал Шримати Радхарани в свое сердце, потому что Она позволяет Господу осуществить Свои самые сокровенные желания».

Господь Чайтанья появился с чувствами Радхи. Он проповедовал дхарму (религию) этого века - повторение святого имени и чистую любовь к Богу. В настроении Шримати Радхарани Он также исполнял собственные желания. И это главная причина Его нисхождения.

Господь Шри Кришна Чайтанья - это Сам Кришна (Враджендра-кумар), олицетворение расы. Он - воплощение любви. Он нисшел вкусить супружеской любви и вместе с тем всему миру дать возможность познать этот вкус.

3. Кришна размышлял: «Все говорят, что Я полон блаженства, полон всех рас. Мир черпает наслаждение во Мне. Но кто дарует наслаждение Мне? Моему уму принесет наслаждение лишь тот, кто в сто раз превосходит Меня. Но во Вселенной не найти такой личности. Я чувствую, что только Радха может даровать Мне наслаждение.

Моя красота побеждает красоту миллионов купидонов, она несравненная и непревзойденная, она дарует наслаждение целому миру, но видеть Радхарани - это радость для Моих глаз. Звук Моей трансцендентной флейты привлекает три мира, но Мои уши очаровываются сладкими речами Шримати Радхарани.

Хотя Мое тело дарует аромат всему творению, благоухание Радхики чарует Мой ум и сердце. Благодаря Мне мир исполнен различных вкусов, но Я очарован нектаром уст Шримати Радхарани. Мое прикосновение прохладнее миллионов лун, но прикосновение Шримати Радхики дарует Мне желанную прохладу.

Таким образом, хотя Я - источник счастья для всего мира, красота и привлекательность Шри Радхики - Моя жизнь и душа. Таковы Мои любовные чувства к Шримати Радхарани. Но размышляя об этом, Я чувствую замешательство.

Глаза Мои полностью удовлетворены, когда Я смотрю на Шримати Радхарани, но, глядя на Меня, Она испытывает гораздо большее наслаждение. Подобное звучанию флейты жужжание пчел крадет сознание Радхарани, потому что Она путает это жужжание со звуком Моей флейты. Она обнимает дерево тамала, ошибочно принимая его за Меня.

«Я обрела объятие Кришны, - думает Она, - и теперь Моя жизнь совершенна». Она погружена в блаженство Кришны, держа в ладонях дерево тамала.

Когда приятный ветерок приносит Ей аромат Моего тела, Ее ослепляет любовь, и Она хочет, чтобы этот ветерок подхватил Ее. Наслаждаясь бетелем, который Я жевал, Она погружается в океан радости и забывает все. Даже сотней уст Я не в силах выразить трансцендентное блаженство, которое Радха извлекает из общения со Мной.

Встреча с Радхарани приносит Мне в сто раз больше счастья, чем встреча с кем-либо еще.

«Моя дорогая благословенная Радхарани, Твое тело - источник всей красоты. Твои алые уста мягче чувства неувядающей сладости, Твое лицо приносит аромат цветов лотоса, а речи сладкозвучнее пения кукушки. Твои ладони прохладнее сандаловой пасты. Все Мои трансцендентные чувства испытывают экстатическое блаженство, когда Я вижу Радху, украшенную необыкновенными достоинствами».

Размышляя об этом, Я понял, что неведомое блаженство во Мне владеет жизнью Моей прекрасной Радхарани. Я всегда жажду вкусить радость, которую испытывает Радхарани в общении со Мной. Но как ни пытаюсь, Я не способен на это. Мое желание узнать этот вкус растет, когда Я вдыхаю Ее аромат.

Я появился в этом мире вкусить трансцендентное блаженство служения Мне. Разными путями Я должен познать чистую любовь и научить мир преданному служению, явив Свои игры.

Я не смогу утолить эти три желания, оставаясь в противоположном положении. Пока Я не приму сияние экстатической любви Шри Радхики, эти три желания не исполнятся. Приняв чувства Радхарани и цвет Ее тела, Я нисшел исполнить эти три желания».

Таким образом, Радхика наслаждается красотой Кришны во всей полноте. Какое счастье, что за вкус Она испытывает? Как узнать это?

Кришна знал, что Радхарани выражает Свою любовь в служении Ему. Поэтому третье Его желание - без остатка отдаться такому спонтанному служению (кришна-према-сева).

Кришна пришел к этому заключению, когда настало время установить законы религии для людей века Кали. Адвайта Ачарья поклонялся Кришне, и Господь услышал его могучий зов.

Волею Господа Кришны сначала на Землю низошли Его родители и старшие, а потом Он явился Сам, сияя блеском расплавленного золота. Словно полная луна, Он родился в Навадвипе из чрева матери Шачи, которое подобно океану чистого молока.

«Господь Кришна желал вкусить безграничного нектара любви одной из Своих самых возвышенных пастушек (Радхики), и принял облик Господа Чайтаньи. Он насладился этой любовью, сокрыв собственный темный цвет под Ее золотистым сиянием. Пусть же Господь Чайтанья обратит на нас свой милостивый взор!»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты