КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рагануга-бхакти и ИСККОНМеждународное Общество Сознания Кришны, основанное А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, в «век самолетов» проповедует миссию Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Сутью этой проповеди является рага-марга (преданное служение на основе спонтанной привязанности к Кришне). Однако в ИСККОНе избегают говорить на эти темы. Прежде всего здесь практикуется и проповедуется вайдхи-бхакти. Как сочетается это с миссией Шри Чайтаньи Махапрабху? Практикуя панчаратрика-вайдхи (храмовое поклонение), ИСККОН преследует иные цели, чем достижение материальных благословений или пяти видов освобождения, которые обычно приносит такое поклонение. В ИСККОНе следуют пути чистого преданного служения, который указан «Шримад-Бхагаватам» и шестью Госвами. Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» говорит, что мадхьяма-адхикари (преданные второго класса, которые общаются с вайшнавами, избегают демонов и проповедуют невинным) принимают вайдхи-бхакти с желанием достичь чистого бхакти, где деятельность (карма) состоит из исполнения предписанных обязанностей в поклонении божеству, а знание (гьяна) - в изучении писаний. И то и другое преследуют цель обрести чистый вкус к слушанию и повторению о Кришне, что является рага-бхакти. Такой же метод вайдхи-бхакти рекомендуется Господом Капилой в «Бхагаватам» (3.29.15-19): «Преданный должен исполнять свои священные обязанности, предписанные шастрами, не рассчитывая на вознаграждение. Он должен постоянно заниматься преданным служением Господу, стараясь избегать ненужного насилия. Преданный должен регулярно посещать храм, созерцать Мои изваяния, касаться Моих лотосных стоп, предлагать Мне атрибуты поклонения и возносить молитвы. Он должен смотреть на мир с отрешенностью, порожденной гуной благости, и видеть единую духовную природу всех живых существ. Занимаясь преданным служением, чистый преданный должен с великим почтением относиться к духовнолму учителю и ачарьям. Он должен проявляить сострадание к нищим и поддерживать дружеские отношения с людьми, находящимися с ним на одном уровне. Но все, что он делает, он должен делать в соответствии с правилами священных писаний и при этом держать под контролем чувства. Преданный должен стараться слушать разговоры только на духовные темы и все время повтолрять святое имя Господа. В отношениях с людьми он должен быть честным, прямым и дежаться просто. Хотя преданных ни к кому не питает вражды и ко врем относится дружелюбно, ему не следует избегать общества тех, кто находится на низком уровне духовного развития. Тот, кто развил в себе все эти трансцендентные качества и таким образом очистил свое сознание, услышав Мое имя и речи, прославляющие Мои трансцендентные деяния, ощущает их првлекательность». На основе этих стихов «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами рассматривает вайдхи-бхакти как аспект рагануга-бхакти. Но при этом нельзя сказать, что метод преданного служения, принятый в ИСККОНе - только рагануга-бхакти. В «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами объясняет: «Преданный, заинтересованный в практике рагануга-бхакти, но еще не развивший вкуса к слушанию и повторению, должен соединять принципы вайдхи-бхакти с практикой рагануга-бхакти». В целом, согласно Дживе Госвами, есть два вида рагануга-бхакт: те, кто обладают вкусом (джата-ручи) и те, кто еще не обладают (аджата-ручи). На этом основании всех преданных ИСККОНа можно назвать рагануга-бхактами. «Чайтанья-чаритамрита» (Мад., 22.156-157) также подтверждает, что «последователи Господа Чайтаньи принимают вайдхи-бхакти-садхану как внешний аспект рагануга-садханы, а не как нечто отдельное от практики рагануги». Шрила Прабхупада дал ИСККОНу формулу «Проповедь - это сущность», которая разъясняет это. Проповедь - это деятельность бхагавата-вайдхи, рага-марга. Обучая проповеди, Шрила Прабхупада много раз говорил, что падшие души этого века не привлекутся служением Кришне лишь правилами и предписаниями. Прежде они должны почувствовать вкус. Этот вкус становится доступен только благодаря бхагавата-вайдхи, которая, согласно «Таттва-сутре», предполагает три момента: 1 - непосредственное общение с Бхагаваном через слушание и повторение святого имени; 2 - общение с бхагаватой (чистым преданным); 3 - слушание философии «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада собрал своих первых последователей в Нью-Йорке в 1965-1966 годах благодаря рага (спонтанной привязанности), вызванной слушанием и повторением бхагавата-вайдхи. Это осталось сутью проповеднического успеха ИСККОН до сих пор. Поэтому те, кто идут по стопам Шрилы Прахупады, являются одновременно прабхупаданугами и рагануга-бхактами. Развеивая сомнения своих начинающих учеников, Шрила Прабхупада в письме от 17.02.68 объясняет: «Я могу сказать, что эта практическая преданность является сокровенным пониманием шастр. Мой Гуру Махараджа говорил, что человек, который читает все книги, но не занимается преданным служением, просто облизывает банку с медом снаружи». Поэтому все эти духовные термины (анартха-нивритти, ручи и т.д.) нужно понимать именно в практическом смысле». На лекции в день инициации в 1968 году Шрила Прабхупада объяснял: «Следуя регулирующим принципам, человек освобождается от всех греховных поступков. Он больше не ищет удовольствия в незаконном сексе, невегетарианской диете, интоксикациях и азартных играх. Это называется анартха-нивритти. До тех пор, пока человек не избавится от этих четырех видов анартх, или греховной деятельности, он не может утвердиться. Освободившись от этих четырех видов греховной деятельности, он становится непоколебимым. Нитштха, непоколебимость, и затем ручи. Ручи означает, что вкус увеличивается. Затем асакти, привязанность». В лекции по «Шримад-Бхагаватам» в 1973 году Шрила Прабхупада объясняет признаки ручи и асакти в духе практики ИСККОН: «Ручи означает вкус. Почему вы каждый день слушаете о Кришне, одно и то же? Мы не говорим ничего нового. «Кришна - Верховная Личность Бога, и вы должны предаться Ему». Это наше ежедневное занятие. Но почему вы приходите послушать одни и те же избитые слова? Потому что это очень приятно. Это называется ручи, вкус. «Да, я хочу слушать об этом снова и снова. Да, Кришна - Верховный Господь, а я Его вечный слуга». Вы обрели вкус. До тех пор, пока человек не обрел вкус, он будет думать: «Что за избитые слова? Харе Кришна Харе Кришна двадцать четыре часа в сутки. Вы повторяете, потому что имеете вкус. Другие не могут этого делать. Это называется ручи. И ручи означает асакти, привязанность: «Я должен идти. Я должен повторять. Я должен делать». Тато ништха, тато ручи, тато сактис». Развитие вкуса к слушанию о нитья-лиле Радха-Кришны достигается в процессе преданного служения лотосным стопам Господа Чайтаньи, что предполагает непосредственное участие в Его миссии санкиртаны. Вкус к слушанию о нитья-лиле Радхи-Кришны не требует отдельных попыток. Шрила Прабодхананда Сарасвати в «Чайтанья-Чандрамритам» говорит: «С накоплением благоприятной деятельности развивается преданность лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. С усилением этой привязанности сердце преданного неожиданно тонет в нектаре, который исходит из лотосных стоп Шримати Радхарани». Шрила Нароттама Тхакур подтверждает в песне «Гаурангер дути пада»: «Человек, который полностью отдался движению Господа Гауранги, получает адхикару (квалификацию) войти в нитья-лилу Радха-Кришны. Видя в спутниках Господа Гауранги преданных нитья-сиддха, человек немедленно возвышается в траснцендентную обитель Господа Кришны. Тот, кто глубоко погрузился в океан движения Господа Гауранги, становится близким спутником Шри Шри Радха-Мадхавы». Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа-дхама-махатмье» (18) описывает метод, благодаря которому преданный достигает рага (любовной привязанности) в настроении любви (мадхурья) к Шри Шри Радха-Кришне: «Какими бы качествами ни обладал человек, сначала он должен поклоняться Гауранге в дасья-расе (отношения слуги). Постепенно дасья-поклонение Гауранге достигает совершенства. В настроении дасья преданные называют Шри Чайтанью «Махапрабху». Если преданный далее развивает свою любовь до настроения Вриндавана, то форма Гауры в его поклонении становится Шри Радха-Кришной. Радха и Кришна, став едиными, нисшли в облике Гауранги, в этой форме во всей полноте проявлены игры Божественной Четы. Таким образом, как только в сердце живого существа отношения дасья достигают зрелости, Вриндавана-лила раскрывается в нем сама собой. И преданный входит в вечные игры Радха-Кришны во Вриндаване». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада утверждали, что духовную сущность ученика раскрывает духовный учитель, который сам находится на чистом духовном уровне. При этом ученик должен быть достаточно зрелым в духовном отношении, чтобы осознать свою вечную сущность. Шрила Прабхупада говорил, что это осознание открывается в сердце само собой, подобно тому как к сыну миллионера, законному наследнику состояния отца, со временем переходят все права на наследство. Когда один из учеников Шрилы Прабхупады попросил его раскрыть его сиддха сварупу (духовную сущность), Шрила Прабхупада ответил: «Тебе незачем беспокоиться о своей сварупе. Когда ты будешь готов, я сам приду к тебе и открою эту тайну». Согласно «Бхагавад-гите», сознание человека в момент смерти определяет следующее тело. Оскверненное материальное сознание переносит его в материальное тело. Если же человек осознал себя как истинную духовную личность и думает о любовном служении Верховному Господу, это сознание переносит его в духовное царство, даруя общение с Кришной. Чтобы развить спонтанную любовь к Кришне в настроении гопи Враджа, сначала нужно стать смиренным слугой Господа Чайтаньи в Его миссии санкиртаны. Даже величайшие из вайшнавов - Нитьянанда Прабху (воплощение Господа Баларамы) и Харидас Тхакур (воплощение Брахмы) - смиренно шли от двери к двери, раздавая падшим душам святое имя. Исполняя волю Господа Чайтаньи в настроении слуги, проповедник проникается кришна-премой. Именно поэтому Шрила Рупа Госвами прославляет Шри Чайтанью Махапрабху как самое милостивое воплощение Кришны. Шрила Прабхупада оставил ИСККОНу миссию проповеди от двери к двери. Исполняя эту миссию, преданные избегают говорить о сокровенных играх Кришны и гопи. Но, удовлетворяя Господа Чайтанью своим смиренным и искреним служением, они беспрепятственно развивают рагануга-бхакти. Гирлянда из святого имени и премы. Ключ к пониманию единства внешней и внутренней причин прихода Шри Чайтаньи Махапрабху — в повторении святого имени Кришны. Оно является центром внутренней и внешней миссии. Наслаждаясь према-расой в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая в Джаганнатха Пури, Господь повторял святое имя. Когда Он совершал санкиртану в Навадвипе или Южной Индии, Он тоже повторял святое имя. Святое имя - это Сам Кришна, Шрила Прабхупада сказал: «Нет разницы внутри Кришны и вовне». Он дал пример железа и огня, показывая, что и «внешняя», и «внутренняя» практика повторения Харе Кришна приводит к одному результату. Когда железо (живое существо) помещено в огонь (процесс преданного служения, который начинается со слушания и повторения), нагревание железа происходит снаружи. Но в конце концов и внутри, и снаружи железо становится подобным огню. Красно-горячее состояние железа можно стравнить с полным сознанием Кришны живого существа. Поскольку повторение и слушание выливается в памятование о Кришне (то есть сознание Кришны), то результат один, неважно, повторение «внутренее» или «внешнее». Шрила Прабхупада говорил: «Если вы постоянно помните о Верховном Господе, вы автоматически очищаетесь, внутренне и внешне. Поскольку Господь абсолютен, мы повторяем имя Господа. Имя тоже Господь. Нет разницы между Его именем и Им Самим». Шрила Ишвара Пури сказал Господу Чайтанье в Гае: «Природа Харе Кришна маха-мантры такова, что, повторяя ее, всякий немедленно ощущает трансцендентный экстаз любви к Кришне». «Господь и Его преданные низошли, чтобы насладиться нектаром премы и совместным воспеванием святого имени. Таким образом, Он распространял киртану даже среди неприкасаемых. Он сплел гирлянду из святого имени и премы и одел ее на материальный мир» (Чч, Ади, 4.39-40). Гоур-Говинда Свами объясняет: «Эта према является скрытым сокровищем Голоки Вриндавана, которое никогда прежде не раздавалось. Но Гаура раздал его всем в материальном мире, даже самым падшим, через воспевание Его имени, Кришна-наму: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Это не обычное имя, а према-нама, имя, которое дарует прему. Махапрабху Сам наслаждался его вкусом и раздавал другим. Но как Он сплел гирлянду из намы и премы? Нама - это средство (садхана), а према - это цель (садхья). Цель и средство. Как они сплетаются в гирлянду? Намера рхале кришна-паде према упаджайя: «Повторяя святое имя чисто, ты разовьешь кришна-прему». Повторение святого имени - это средство, а кришна-према - это цель. Према, которую дал Гауранга, необычна. Это абсолютно чистая према самого высокого уровня. Если кому-то повезет и он обретет эту прему, он отвергнет мукти, сплевывая при одной мысли о нем. Среди различных типов кришна-премы, любовь жителей Вриндавана - самая возвышенная. Эта враджа-према бывает четырех видов - дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Из этих четырех гопи-према превосходит все остальные. Гопи-према тоже бывает разной, но радха-према - наивысшая среди всех. Эта према - скрытое сокровище, ниджа-гупта-виттам. Если кому-то повезет, и он обретет радха-прему, он достигнет исполнения всех своих желаний, высшего совершенства в жизни. Нама - это святое имя, Шриман Нама, а нами - это Сам Кришна, обладатель имени. Нет разницы между нама и нами. «Среди путей исполнения преданного служения девять являются наилучшими, потому что обладают огромным могуществом даровать Кришну и экстатическую любовь к Нему. Среди девяти процессов преданного служения самым важным является постоянное повторение святого имени Господа. Если человек делает это, избегая десяти оскорблений, он с легкостью обретет высочайшую ценность - любовь к Богу» (Чч. Антья, 4.70-71). Кришна неотличим от Своего имени. И поскольку Он без начала (анади), транцендентный (чинмайа) и исполняющий все желания (чинтамани), Его святое имя дает все, чего мы желаем: «Хорошо, возьми это! Возьми это! Нитай! Нитай! - возьми это!» Не означает «возьми». Имя Нитай означает «возьми это!» Единственное достояние вайшнава - это святое имя и ничего больше. Вайшнав просит нама-чинтамани: «Пожалуйста, даруй мне Кришна-прему!» А материалисты просят: «Дай мне набожность, богатства, наслаждение и освобождение». И имя дает: «Нетай, нетай - Хорошо, возьми это!» Но единственное, о чем просит вайшнав - это даровать Кришна-прему. Поскольку имя чисто, оно тождественно Кришне. Облик Кришны, качества и лилы проявлены в нем. Чисто повторяя святое имя, можно увидеть всепривлекающего Кришну. Не только Его облик, но все транцендентные лилы откроются взору, потому что в святом имени находятся все лилы Кришны. Имя - высшая истина, парама-таттва, Кришна-таттва. И Кришна хочет, чтобы мы повторяли святое имя. «О глупый ум, мошенник-ум, безумный ум, повторяй - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Воспевание святого имени избавляет от глупости. «Мой ум глуп и завистлив. Он очистится воспеванием святого имени под руководством чистого вайшнава - нет иного пути». При безоскорбительном повторении святого имени немедленно исчезают все анартхи в сердце и наступают стадии ништха, ручи, асакти и бхава, что является целью преданного служения. Благодаря повторению Харе Кришна, чистого имени, можно шаг за шагом достичь высшей ступени, Кришна-премы. Далее, когда према становится все более и более насыщенной, она перерастает в снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Суть према-бхакти - нарастающий вкус супружеской любви. Эту любовь Гауранга дал людям века Кали - высшую прему, Радха-прему, любовь Шримати Радхарани к Кришне. Господь Гауранга нисшел проповедовать према-наму, не обычную наму (Чч. Ади, 4.5). Он наслаждался вкусом према-нама-санкиртаны и, распространяя киртану даже среди неприкасаемых, сплел малу (гирлянду) из святого имени и премы, которую одел на материальный мир. Према Пурушоттама Гауранга - отец према-нама-санкиртаны, не обычной санкиртаны, которая состоит только из садхана-бхакти. Према-нама-санкиртана означает, что это санкиртана, которая наполнена премой. Это санкиртана Мааданакхья Махабхава-майи Шримати Радхарани, ее совершает Шримати Радхарани, она является сутью према-бхакти. Поэтому према-нама-санкиртана - скрытое сокровище Голоки Вриндавана. Нет разницы между намой и нами. Шримати Радхарани чувствует острую боль разлуки с нами, Кришной. Поэтому према-нама-санкиртана наполнена чистой любовью Радхарани и является конечной целью жизни. Во время према-нама-санкиртаны Кришна проявляет самую возвышенную Свою форму - Шримана Намы, которая полна сладости супружеской любви. Редкие удачливые души знают об этом и совершают према-нама-санкиртану. Повторяя према-наму, они предлагают гирлянду према-бхакти лотосным стопам Шримана Намы. Вслед за Шримати Радхарани такую према-нама-санкиртану совершают девушки Враджа, чувствуя острую боль разлуки с нами, Кришной. Гаура тоже является нами, Самим Кришной, который неотличим от намы. Благодаря према-нама-санкиртане Он наслаждается према-расой, супружеской любвью. Потом Он сплетает гирлянду из святого имени и премы и предлагает ее каждому. Ежедневно повторяя на четках святое имя, мы должны чувствовать боль разлуки с Кришной, и тогда постепенно это повторение станет безоскорбительным и чистым. Это сокровище Голоки, недоступное материальному миру, но Махапрабху пришел дать его всем». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в статье «Нам бхаджан» называет два типа преданных, которые жадно стремятся обрести любовь к Богу по милости святого имени Кришны — это бхаджананади и гоштхьянанди. Разница между ними лишь в методе поклонения святым именем. Метод поклонения бхаджанананди называется нирджана-бхаджан, и идеальным примером такого поклонения стал Харидас Тхакур, который ежедневно повторял 3 лакха (192 круга) святых имен. По возможности они избегают внешних контаков. Гошьхьянанди проповедуют, смешиваясь с толпой ради распространения сознания Кришны по всему миру. ИСККОН - движение гоштхьянанди. Шрила Прабхупада объяснял в лекции по «Шримад-Бхагаватам» в 1976 году: «Бхаджанананди заинтересованы только в собственном благе или думают, что недостаточно квалифицированы для проповеди, и поэтому не занимаются ею. Сва-вимукти-кама: «Позвольте мне следить за своими делами». «Масло для моей машины». И есть другая категория преданных, которые рискуют ради проповеди на благо всего человеческого общества. Их называют готшхьянанди, увеличивающие число преданных. Кришна отдает им предпочтение: «Всякий, занятый проповедью этой сокровенной науки «Бхагавад-гиты», для Меня дороже всех» (Б-г. 18. 68-69). Так что если вы хотите быстро обрести признание Кришны, продолжайте проповедовать сознание Кришны. Даже если вы делаете это несовершенным образом, но искренне, используя все свои способности, если вы проповедуете, Кришна будет очень доволен». Гоштхьянанди и бхаджананди совершают рагануга нама-бхаджан, глубоко личное поклонение через святое имя Кришны. В ИСККОНе преданные повторяют джапу и мантру гайятри. Таким образом и те, и другие стремятся пройти через стадии шравана (внимательное слушание святого имени), варана (принятие святого имени в сердце), смарана (постоянное памятование святого имени), аппана (полное погружение ума в святое имя) и праппана (достижение человеком изначальной сварупы (формы) в играх Кришны). Но поскольку проповедник исключительно дорог Кришне, Господь склонен скорее помочь гоштхьянанди достичь совершенства в нама-бхаджане. Даже если проповедник так занят, что не имеет времени повторять 192 круга каждый день, его шестнадцать кругов уже привлекают особую милость Кришны. Таким образом, гоштхьянанди, благодаря искренним попыткам проповеди, быстро продвигается в нама-бхаджане. Шрила Прабхупада не пользовался методами нирджана-бхаджана даже на последнем этапе своих проявленных игр. Он до конца оставался предан проповеди, и ученики, естественно, должны последовать его примеру. Прежде, когда гоштхьянанди старился и физически слабел, он мог удалиться в уединенное место, чтобы полностью предаться джапе и памятованию о Кришне. В таком уединении провел последние годы Бхактивинода Тхакур, погрузившись в самадхи. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати запретил нирджана-бхаджан, потому что видел, что современному человеку трудно удержать ум от оскверняющих мыслей о женщинах, богатстве и славе. Своим ученикам он велел постоянно заниматься санкиртаной и таким образом достичь совершенства рагануга нама-бхаджана. В «Вайшнава ке» (19) он писал: «Этот Шри-дайита-даса (Его божественная милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, смиренный слуга всемилостивой Шримати Радхарани) желает просто погрузиться в нектар распространения славы святого имени Господа Кришны. Дорогой ум, теперь позволь нам громко повторять святые имена Кришны, чтобы мы могли постоянно оставаться в океане трансцендентного нектара. Совместное повторение святых имен Кришны пробуждает трансцендентное спонтанное любовное памятование о Господе Кришне (Его форм, качеств и игр). Только тогда возможно сокровенное осознание и чистая практика нирджана-бхаджана в любовном преданном служении Их Светлостям Шри Шри Радха-Кришне». Шрила Харикеша Свами Шри Вишнупад в письме от 1.05.97 объясняет: «Шрила Прабхупада не хотел, чтобы мы искусственно пытались развить высшие расы духовной практики. Он хотел, чтобы человек автоматически поднялся на эту платформу и естественно принял высшие расы. Это также можно делать искусственно, как некоторые бабаджи, но потом они падают и занимаются незаконным сексом и проч. Шрила Прабхупада был очень против этого. И чтобы защитить нас, не обладающих необходимыми качествами западных людей, он сказал, что мы должны просто продолжать нашу практику и в должное время мы естественным образом поднимемся на высший уровень благодаря слушанию, повторению и проповеди». Сахаджия. В книге «Бахаджана-рахасья» Шрила Бхактивинда Тхакур, подробно описав все ступени бхакти от шрадхи до премы, говорит, что преданный медитирует на свою вечную форму только на стадии асакти, то есть избавившись от анартх (материального осквернения). Преждевременно подражая поведению продвинутых преданных, он будет сбит с толку: «Если он думает о своей сиддха-дехе, не достигнув адхикары (квалификации), его разум придет в замешательство». Шрила Прабхупада также говорит тем, кто «хочет подражать поведению Харидаса Тхакура, что для этого прежде нужно получить приказ Шри Чайтаньи Махапрабху или Его представителя. Чистый преданный или слуга Господа всегда исполняет приказы Господа. Шри Чайтанья Махапрабху попросил Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалии, а Госвами - Рупу и Санатану - идти во Вриндаван и отыскивать утерянные места паломничества. Таким же образом, Он попросил Харидаса Тхакура оставаться в Джаганнатха Пури и постоянно повторять имена Господа. Шри Чайтанья Махапрабху разным личностям давал разные приказы, и поэтому человеку не должно подражать поведению Харидаса Тхакура, не получив на то воли Шри Чайтаньи Махапрабху или Его представителя» (Чч, М, 11.195). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати также осуждал подобных подражателей: душта мана! Туми кисера вайшнава? Пратиштхара таре, нирджанера гхаре, тава хари-нама кевала кайтава «Дорогой ум, ты пытаешься подражать Харидасу Тхакуру и повторять Харе Кришна мантру в уединении, но ты не достоин назваться вайшнавом, потому что хочешь обмануть толпу, не обладая качествами Харидаса Тхакура. Пытаясь подражать ему, ты падешь, поскольку ты неофит и будешь думать о женщинах и деньгах. Ты окажешься в тисках майи, твое так называемое повторение в уединении приведет тебя только к падению». Предостережения ачарьев не запрещают преданным ИСККОНа читать, писать или обсуждать сокровенные истории мадхурья-лилы Кришны и гопи из подлинных писаний, но призывают к осторожности. В 1969 году Шрила Прабхупада в беседе наставлял своих учеников. Прабхупада: Линия поведения должна быть такой, что люди могут не понять и относиться к гопи как к обычным девушкам. Вы должны осторожно представлять гопи. Это не означает, что мы теперь не должны произносить имя гопи. Мы не даем обета игнорировать гопи. Нет, они - наши почитаемые преданные. Разве мы можем обойти их? Сатсварупа: Можно ли писать «целуя уста Кришны»? Прабхупада: Нет, этого мы должны избегать. Этого мы должны избегать. Но это не отвратительно. Согласно времени и обстоятельствам... Я описывал эти вещи. Факт остается фактом. Как мы это описывали в Кришна-лиле. Я описал жизнь Кришны и не мог опустить эту часть Его жизни, когда Кришна действительно целовал гопи в танце раса. Сатварупа: Но это в книгах, не на людях... Прабхупада: Да. В таких обстоятельствах мы, конечно, можем дать. Но насколько возможно, очень предусмотрительно и редко мы должны представлять это. В жизни Шри Чайтаньи Махапрабху мы видим, что на людях Он никогда не обсуждал Кришна-лилу с гопи. Это была очень сокровенная тема в близком кругу - с Раманандой Раем и Сварупой Дамодарой. И Он спрашивал... даже с великими учеными Он обсуждал философию, как например, с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Но в присутствии великих преданных, таких как Рамананда Рай, Он наслаждался как гопи, я хочу сказать, близкими отношениями с Кришной. Так что мы должны помнить, что люди могут не понять этого и представлять эти вещи очень осмотрительно, не очень открыто. Они могут не понять. Отношение Шрилы Прабхупады было таким, что «люди могут не понять». Поэтому темы игр Кришны с гопи не проповедуются открыто. В ИСККОНе много неофитов, чья проницательность оставляет желать лучшего. Не обладая истинным пониманием этих игр, они могут так представить их на стороне, что наверняка будут неправильно поняты. ИСККОН не проповедует эти игры в на широкой публике. Это сокровенная тема. 1976 году Шрила Прабхупада был очень недоволен группой преданных в Лос-Анжелесе, которые регулярно встречались, чтобы обсуждать любовные игры Кришны и гопи. Находясь под влиянием так называемых бабаджи Вриндвана, они были не очень строги в садхана-бхакти и санкиртане, и стали жертвой заблуждения о расе. Шрилу Прабхупаду рассердило их отношение к той части Кришна-катхи, которая не относится к гопи-бхаве. Они считали эту часть менее важной. Шрила Прабхупада отругал их за то, что они считали «мать Яшоду ниже гопи». Различные типы преданных имеют разные наклонности и взаимоотношения с Верховным Господом. Все взамоотношения хороши, потому что направлены на Кришну. Однако мадхурья-раса считается наивысшей, потому что включает в себя остальные расы и является самой сладкой. Гопи так привязаны к Кришне, что считают все Его игры во всех отношениях нектаром для ушей. Опьненные слушанием и повторением славы Господа, они не в силах остановиться, даже если какие-то игры причиняют им боль, как например, отъезд Кришны в Матхуру. Возможно ли стремиться только к матхурья-расе, не желая слушать о деяниях Кришны с Его матерью или отцом, с Его друзьями-пастушками или Арджуной? Шрила Прабхупада сказал: «Это сахаджия. Сахаджии никогда не читают «Бхагавад-гиты». (Саркастически) Потому что они уже возвысились до блаженства супружеской любви. Они не испытывают интереса к «Бхагавад-гите». Или когда вы обсуждаете философские моменты «Шримад-Бхагаватам» - джанмадьясья, они тоже не привлекаются». Бенгальский академик Маниндра Мохан Боз написал исследование «Культ сахаджии в Бенгалии после Шри Чайтаньи». Он обозначил разницу между сахаджиями и вайшнавами: «В этих пределах сахаджии и вайшнавы в полном согласии. Но потом доктрина сахаджиев отделяется от основного течения и в этом решающий момент. Вайшнавы не отбрасывают другие три чувства (слуги, друга и родителя), даже ставя особое ударение на мадхурье, потому что они поддерживают, что преданный может принять любой из четырех в своей попытке осознать Бога... Но сахаджии принимают только мадхурья-расу, утверждая, что мистическая доктрина любви зиждется лишь на этом чувстве. В этом они отделились от родительского ствола и, разрабатывая этот принцип, повернули свои мысли в новом направлении». Как уже объяснялось, последователи Господа Чайтаньи сначала стремятся к дасья-расе с Господом в Его играх санкиртаны. Это изначальное стремление не исключает обсуждения игр Кришны и гопи. Но без служения Господу Чайтанье невозможно войти Радха-Кришна мадхурья-лилу. Однако пракрита-сахаджии так «преданы» мадхурья-бхаве, что пытаются приблизиться к Господу Чайтанье в этом настроении (секта Гауранга-нагари). Поэтому в действительности так называемая преданность пракрита-сахаджиев - это лишь навязчивая оскорбительная идея секса. Хотя «Чайтанья-чаритамрита» ясно гвоорит, что следует проникнуться эмоциональным состоянием, устремленностью гопи, а не подражать их одеяниям, гонимые вожделением глупые сахаджии искусственно устремляются к мадхурья-лиле, не обращая внимания на собственные анартхи. Они изобретают свои способы вторжения в игры Кришны, одним из которых стало посвящение сиддха-пранали, когда гуру «раскрывает» своим неофитам-ученикам их сиддха-сварупу (вечную духовную форму) в Кришна-лиле. Ученики получают мантру, которую используют в своей медитации на предполагаемую вечную форму, а затем продолжают обычную мирскую деятельность, гордо думая: «Я гопи» или «я любимая птица Радхарани». Сиддха-пранали посвящение - это лишь ловушка майи, которая показывает, как опасно человеку преждевременно пытаться понять сокровенную лилу Кришны. Все сказанное призвано помочь преданным и вдохновить их самоотверженно следовать воле Шри Чайтаньи Махапрабху и Его представителя, духовного учителя. В связи с этим Шрила Прабхупада пишет: «Когда Сарвабхаума Бхаттачарья спросил Господа о том, что Он считает самым важным, Шри Чайтанья Махапрабху немедленно ответил, что самым важным является повторение святых имен Господа - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» (Чч, М, 6.241).
|