КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Геополитика ярмаркиСтр 1 из 6Следующая ⇒ Глава 1. ЯРМАРКИ В ИСТОРИИ РОССИИ
Геополитика ярмарки В какое время появилась торговля, никто точно не знает. Однозначно можно сказать, что в древнее времена она была в виде натурального обмена. Что касается ярмарки, то современный человек поверхностно представляет её. У него не полная картина этого грандиозного мероприятия, которое на протяжении многих веков переросло в явление культуры. Не говоря уже о значении этого слова, времени появления его на нашей территории и местах связанных с этим событием. Еще до появления термина ярмарки и самой ярмарки, у нас был торг, торжище, рынок, базар. Под этим следует понимать – площадь в городах и селах, на которую съезжаются и сходятся продавцы и покупатели в определенные дни, для торговли съестными и другими припасами на воздухе. Такой торговлей занимались обычные жители и продавали они местную продукцию. Торговлей в лавках занимались купцы. Первые упоминания о наших купцах (Киевские, Черниговские, Новгородские и т.д.), относятся к X веку, об этом свидетельствуют сохранившиеся договоры с греками еще во времена варяжских князей. Они вели свою торговлю по знаменитому пути «из варяг в греки». Продавали в Царьграде невольников и невольниц, мед, воск, мех и м.д. Также имели торговые связи с Болгарией, с Грецией, Хазарией, Тавридой и даже доходили до берегов Сирии. Кораблей купцов было столько много, что Черное море в те времена по праву называли Русским. На обратном пути, в наши города и села, они доставляли: дорогие ткани и готовые одежды, женские украшения, сладости, драгоценные металлы и м.д. На тот период существовал еще один не менее значимый торговый путь – «из варяг в Булгары». Этот торговый путь в основном проходил по руслу реки Волги, выводил торговые корабли к берегам Каспийского моря, и открывал путь в Восточные страны. Благодаря своим основным притокам Каме и Оке, Волга соединяла Север с Югом, Восток с Западом. Здесь по историческим приданиям и памятникам издревле сложился весьма оживленный торг, к которому стекалось множество разного народа. Сами булгары славились как народ коммерческий. Главным товаром у них были всевозможные меха – мягкое золото, которые они покупали у веси Белозерья и Ару[1], а также привозили из Великой Перми. Известный арабский путешественник Ал-Гарнати Абу Хамид описал купцов из «…веси и югры, прибывших зимой в Булгар. Это были румяные, голубоглазые люди со светлыми, как лен волосами и в одеждах из льна; на некоторых были одеты шубы из бобровых шкур»[2]. Торговля волжских булгар была более древней и развитой, чем на территории Руси. Сам термин - Jahrmarkt пришел к нам из немецкого языка и прочно вошел в наш обиход. Означает он ежегодную торговлю в определённом месте и в определенное время. Проходили ярмарки от одного дня до двух-трех месяцев. По мнению Костомарова Н.И и Карамзина Н.М. первая ярмарка появилась в Холопьем городке на реке Молога. Которая была известна уже в XIV веке. Позже для удобства купцов Иван III Васильевич перенес ярмарку в г. Молога, который располагался на берегу Волги. Ярмарка стала называться Мологской, а не Холопьей. В первую очередь для ярмарки важно удобное местоположение. Таким местом может быть город, расположенный на судоходных реках или на пересечении торговых путей. Крепкие стены этих городов защищали торговых людей и их товар. Со временем такой защитой стали стены церквей и монастырей. В трудный период их меньше разоряли, а в престольный праздник здесь собиралось много народу поклониться святым мощам. Поэтому ярмарки стали все чаше приурочиваться к храмовым и монастырским праздникам. Католическая церковь, например, «принуждала рыцарей давать клятву «Божьего мира»…вследствие которой им было запрещено сражаться в воскресенье, в церковные праздники, а также в дни проведения ярмарок»[3]. Названия своё ярмарки получали: · от названия города: Ирбитская, Васильсурская, Нижегородская; · от названия монастыря: Макарьевская, Коренная; · от храмового праздника: Сретенская, Рождественская, Крещенская; · в честь святого – ярмарка именинница: Алексеевская, Прокопьевская, Маргаритинская; · реже: Десятовская, Девятовская, – на девятую пятницу после Пасхи. Иногда существовало две версии появления названия ярмарки. Например, в г. Архангельске ежегодный торг, по прошению крестьян, решили переименовать и дать ему статус ярмарки. Губернатор Фрибес дал ей название Маргаритинской. По одной версии в честь Святой Маргариты, которая именинница первого сентября. По другой версии в честь жены контр-адмирала де Траверсе Маргариты Карловны. Часто в одном уезде организовывалось две ярмарки с одни именем. Чтобы их различить приставляли слово к основному названию – зимняя, летняя, весенняя или осенняя. Например, Алексеевская зимняя в день памяти святого благоверного Александра Невского (в схиме Алексий), или Алексеевская летняя в день памяти мученика Алексия Константинопольского. Четкой структуры ярмарки не имеют. Их принято делить: крупные и губернские, уездные и сельские. Губернская ярмарка была центральным торжищем, она включала в себя весь перечень товаров, которые производили крестьяне со всей округи. Приезжие купцы привозили им товары из других регионов и закупали у крестьян характерные для этой местности товары. Потом приезжали на следующую ярмарку и поступали также. Благодаря купцам шел обмен товаров с южных регионов (хлеб, сукно, масло) на товары с Севера (рыбу, жир, дерево, меха), а местом для этого обмена служила ярмарка. В зависимости от региона проведения ярмарка имела специализацию: конская, скотская, лесная, рыбная, меховая и т.д. На торговле пушниной специализировались Ирбитская и Иркутская ярмарка. Это было удобно для торговых людей, они знали, что везти, когда и на какую ярмарку. Что касается Иркутской ярмарки, она к концу XVII века становится товарораспределительным центром, а сам город постепенно превращается в торговую – складскую и продовольственную базу. Не всегда ярмарочный день был шумным и праздничным. Иногда он выпадал на постное время - был сер, без особых красок и музыки. В пост нельзя было предаваться веселью, ходить на развлекательные мероприятия, петь, веселиться, танцевать и т.п. Такой была Алексеевская ярмарка в г. Котельниче Вятской губернии, она «проводилась в Великий самый строгий пост и поэтому примерно два столетия не отличалась яркостью красок, развлечениями, а была тиха, сера, бородата, лапотна… Не слышишь ни одного звука тех различных музыкальных инструментов, которые служат обычным оживлением других российских ярмарок»[4]. Через несколько десятилетий ситуация меняется, появляется карусели, трактиры, музыканты, медведи с бубнами и дома терпимости. Если говорить о «серости» ярмарки, то чем она удаленней от центров и труднодоступна, тем скуднее на всякие развлечения. Такие ярмарки проходили на Севере и Сибири. Единственным развлечением на них были качели, хороводы, танцы и музыка. Многие ярмарки не были привлекательны для купцов. Это было связано с неудобным географическим расположением. Особенно если ярмарка не имела выхода к воде. Которая обеспечивала человека и давала ему связь с миром. За счет этого сотрудничества ярмарка становилась знаменитой и главной. Такой была Нижегородская ярмарка. Эта ярмарка с интересной историей. Появилась она давно, в Казани и проходила на Арском поле вблизи города. После покорения Казанского царства Иоанном Грозным ярмарка переместилась под стены Макарьевского монастыря. Но из-за частого половодья и пожара, её перенесли в Нижний Новгород в начале XIX века. Это было самое удобное местоположение. Ярмарка быстро набирала обороты и разрасталась. А развитием Черного и Азовского порта и порта в Петербурге, Нижегородская ярмарка вышла на первый план, оставив позади Ирбитскую и Коренную в Курской губернии. Также и в Архангельске, с появлением порта в XVI веке, он был единственный в стране на то время, стала развиваться торговля и вышла на мировой рынок. Через Север проходил главный торговый путь того времени Москва – Архангельск и торговый путь Москва – Великий Устюг – Соликамск – Верхотурье – Сибирь. Торговля началась здесь с 14 июня по 14 сентября. Это время особо подходило - заканчивался весенне-летний рыболовный сезон, и заканчивались основные крестьянские полевые работы. Торговля была меновая. Меняли муку и крупу на рыбу у скандинавов. В результате чего возник поморский торговый язык - Руссеношк[5]. Примерно 35% лексикона составляют русские слова, 45% – норвежские. Остальные известные слова взяты из финского, саамского, английского, немецкого, голландского и французского языков. Очень часто к русскому корню добавляется норвежские приставки и окончания, и наоборот. Общаясь на этом языке, норвежцы были уверены, что говорят по-русски, а русские по-норвежски. Вот как это было. «Норвежец: Эй, рюсьман, купом сейка, треска, тиска и балдуска. (Эй, русский, давай покупай сайду, треску, пикшу и палтус.) Помор: Да, да, моя купом альтсамма. Давай по шип ком (Да, я куплю все. Заходи на судно.) Норвежец: Басиба! Как твоя мукка? Как твоя группа? (Спасибо! А у тебя есть мука? У тебя есть крупа?) Помор: Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрикки. (Да, это у меня есть. Заходи на судно, будем чай пить)»[6]. Но, к сожалению уже в 20-х гг. XVIII века Архангельский торг не был среди лидеров торговли в России, а связанно это в первую очередь с перемещением центра внешней торговли из Архангельска в Петербург. Петр Первый построил Балтийский порт, и для привлечения торговых судов в Петербург, значительно увеличил таможенные обложения для порта г. Архангельска. Купцы из центральных регионов стали реже бывать на Русском Севере, торговля стала держаться за счет местных купцов. Кроме водных путей купцы пользовались дорогами, старались по ним перемещаться реже или уже без товаров – грабили. С созданием ямской службы намного возросло качество и скорость доставки товаров по всей стране. Она появилась у нас в XIII веке благодаря монголо-татарам. Наши купцы находили это удобным и выгодным, особенно в тех местах, где не было водных путей, и были сложные климатические условия. На станциях или «ямах» можно было поменять лошадей, переночевать, покушать, подремонтировать средство передвижения. Для доставки товара купцы использовали все виды гужевого транспорта. Санные перевозки были дешевле, так как на них нагружали вдвое больше чем на телегу. Всё кардинально меняется с приходом к власти Петра Первого. Для строительства новой столицы требовались денежные средства. Поэтому император полностью берет ярмарки под контроль. Доход от торговли стал отходить казне. Были увеличены прямые налоги, таможенные и питейные сборы. Ярмарки огораживали забором и ввсе входящие платили таможенный сбор. При Екатерине II торговля на ярмарке стала беспошлинной, правда всего на три дня. Если торговля была более трех дней то торговые люди были обязаны заключать контракты и брать билеты только на занимаемые ими лавки, балаганы, погреба и другие торговые помещения. Это способствовало резкому увеличению количеству ярмарок. Уже к началу 1830-х годов в России насчитывалось более 1700 ярмарок, а к концу столетия это число увеличилось втрое. С развитием крупной промышленности и железнодорожного транспорта поменялись формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в менее развитых регионах. В крупных городах появились торговые фирмы с сетью стационарных магазинов и складов. Происходит смена торговых путей - доставка груза по железной дороге - дешевле. В связи с этим многие торговые центры превращаются в простые города и села. Экономика их подает. Рабочих мест становиться меньше. Население перебирается ближе к центральным городам. Тем не менее, в связи с государственными и церковными праздниками ярмарки повсеместно устраивались. Только значительно уменьшилось количество дней. «Из переписи ярмарок, сделанной в 90-х гг. XIX века, видно, что ярмарок было: однодневных — 64,29 %, от 2 до 7 дней — 32,56 %, а тех и других вместе 96,85 %, и только 3,15 % выпадало на долю ярмарок, длящихся более недели; абсолютное число последних не превышало 525; из них ярмарок, занимающих более месяца, только 11» [7]. С приходом XX века в нашей стране все меняется. Постоянные войны и революции уничтожают такое понятие как ярмарка. При новой власти теряет свою неприкосновенность частная собственность. В 1918 году во многих губерниях был бесплатно изъят товар у торговцев в пользу комитета бедноты. Имущий класс обложили непосильным налогом. Конечно, это привело к разорению торговцев, большинство уехало, а некоторых репрессировали. Также торговые люди лишились избирательского права и на них просто устраивались гонения. В 20-х годах была произведена коллективизация, это окончательно покончило с частной собственностью. Повсюду появились, и стала широко распространяться мелкая торговля: цветы, фрукты, овощи, сладкая вода, пирожки и т.п. Можно было торговать только ненормированными продуктами, а продажей нормированных продуктов занималась и контролировала процесс новая власть. В стране начали появляться артели: «В Кирсанове, в октябре 1918 года, союз мясников после ликвидации в городе частной торговли, быстро организовал разрешенную артель ломовых извозчиков»[8]. Следом за новой властью пришли неурожайные годы. Это вынудило большинство жителей городов выйти на площади для продажи своих б\у вещей. На ярмарке было не позволительно торговать старьем. На ней продавали только новые, дефицитные и невиданные товары. Ярмарки, в том смысле, в котором они существовали веками, исчезают за ненадобностью. Народу не до них, он начинает беднеть и голодать. Ведь именно ярмарки поддерживали производство почти в каждом населённом пункте, способствовали тому, чтобы каждый уезд нашел свою хозяйственную специализацию. Именно благодаря ярмарке, российская провинция имела потенциал, которого она лишилась за советский период, и многие малые города перешли на иждивенческое положение.
|